Рефераты. Шпора к канд. минимуму по философии






- Сократа приговорили к смерти. Он не огорчился, т.к. гибнет правда, а не

он. Пообщался со своими единомышленниками на несколько отвлеченные темы.

На прощание, перед смертью он сказал: "Но уже пора идти отсюда, мне -

чтобы умереть, вам - чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это никому

не ведомо, кроме бога"

b 2----------

1. Духовно-практическое освоение мира.

Функции философии (для этого вопроса важна мировозренческая). Существует

Религозное, философское, мифологическое мировозрение. Исхолдя из этих

мировозрений человек имеет специфику духовно-практического освоения мира.

Ну и далее в книги.

2. Философия эпохи Возрождения.

Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего

буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией

в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма,

значительные достижения в области естествознания привели к тому, что

философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее

развития приобрела антисхоластическую направленность. Успехи

географические, в медицине, научная анатомия, возникновения символов в

математике. сломлено господство церкви (Декамерон, Гаргантюа, Эразм

Роттердамский). Сначала искусство и и Италии, затем везде. Особенности 1)

отрицание книжной мудрости и схоластики, словопрений и изучение самой

природы ; 2) материалисты античности - Демокрит, Эпикур; 3) тесная связь

с естествознанием; 4) исследование проблем человека.

Прежде всего возр. проявилась в этике. Возобновление этических учений

стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против

христианской морали. Валла - этика Эпикура, стремление всего живого к

избеганию страданий. Душа есть единое и неделимое, е способности есть

ощущения, и это единственный источник познания. Наслаждение --- высшее

благо. На лично благе с троятся отношения людей в обществе. Добродетель

есть не только аскетичная (схоластика), но и светская - разумно

пользоваться богатством, брак. То есть попытка вывести нравственность из

самой природы человека.

Для В характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное

целое, подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм. Натуралистический

- Бруно- - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами,

растворение бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). нет бога

над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная

диалектика, изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к

познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.

Мистический - Кузанский - растворение природы в боге. ог стоит выше

противоположностей, которыми ограниченный рассудок наделяет природу. в

боге совпадают все противоположности - абсолютный мин и абс макс,

единичное и множественное и т.д. Несмотря на мистико-- идеалистическую

направленность, предвосхитил появление бесконечно малях, проблема

бесконечности, методология математических понятий для познания природы.

ряд диалектических идей - единство и борьба противоположностей и. т.д.

Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские

концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении

схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами

этого естественно- научного направления в философии были:

1) методы экспериментально - математического исследования природы; по

Галилею, все явления можно свести к количественному отношению. К истине

приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить явление на

элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в

целостности). Плюс эксперимент= научная методология. В нее вводится

количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ

исследования природы.

2) детерминистское истолкование действительности, противоположное

теологическому истолкованию; найдены фундаментальные законы механики, что

говорит о том, что существует естественная необходимость.

3) формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма

(наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни,

человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике).

Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были:

метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как

абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на

природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм-

предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в

дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в

бесконечном мире.

Огромные соц.-эконом.изменения нашли свое отражение во многих

социолог.концепциях, для кот.было характерно понимание общ-ва как суммы

изолированных индивидов. Макиавелли - обоснование необходимости светского

государства. Движущая сила --- человеческий эгоизм, что и надо обуздывать

государством. В трактате "Государь" дает советы парвителям,

предостерегает от лести, при этом все средства хороши в политических

целях.При этом утверждение независимости государственных форм

общественной жизни от церкви, поиски способов выражения народной воли

(еще Бодэн и Можевский). Кроме того, в силу представления о разумной

деятельности, родились утопии (Мюнцер, Мор, Кампанелло).

В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры

возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы.

Антропоцентризм- воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и

цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый

антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом

ценность человека, презрение к земному естеству заменяется признанием

творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью.

Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом

себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и

цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и

социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает

определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса

проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную

"божественность" человека, в привлечении человека к жизненной активности,

в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм

определяется как идейной движение, содержанием кот.является изучение и

распространение античных языков, литературы, искусства и культуры.

Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный,

филологический.

b 3----------

1. Природа человека и смысл его существования.

Отсутствует общепризнанное определение "человека". Нет общепризнанного

критерия (не видового), по которому человек отличался бы от прочих

животных, выделяют умственную деятельность и труд.

Выделяют 3 составляющую человека: биологическая (гены, нервная

деятельность и т.п.), психическая (чувства, воображение и т.п.) и

социальная (мировоззрение, ценностные установки). Это не механическая

смесь, а тонкое, взаимовлияющее сообщество. При исключении одной из

составляющих личности ЧЕЛОВЕК не будет. (обосновать существование каждой

составляющей и показать их взаимосвязь)

Также Спиркин, выделяют 4ю составляющую: космическую, мотивируя тем, что

все мы часть космоса и ноосфера (биосфера) может быть и общекосмической

(показать, что определение не ложно, но спорно).

Смысл существования, скорее всего, не дан извне, однако, в разные этапы

истории существовали разные ценности. (привести пример смысла жизни:

средние века - "служение Богу"; возрождение и просвещение - "активные

поиски"; СССР - "служение родине", однако, общепризнанного не было;

фантасты - "высшекосмическое", привести пример - Эрик Ф. Рассел "Звездный

страж" , ). Смысл жизни каждый

человек выбирает себе сам. Обобщая: смысл жизни - реализовать себя (что

именно реализовать - каждый решает сам).

2. Философия Средневековья. Теоцентризм в понимании мира, человека,

искусства. Августин Блаженный и Фома Аквинский.

Традиционно под фразой "средневековье" понимается Европа 10-14 веков,

хотя с точки зрения лингвистики в средние века существ. китайская

философия, однако, судя по окончанию вопроса речь идет именно о

средневековой Европе (всуе, упомянуть про смену династий в это время в

Китае)

Философия средних веков носит название "схоластика". Ее содержание

составляла совокупность религиозно-философских учений, которые в

противоположность мистике видели путь постижения бога в логике и

рассуждении, а не в сверхразумном созерцании.

В тяжелых социально - экономических условиях средневековья наука и

философия могли существовать только в стенах церкви (все остальное

уничтожалось, а церковь давала защиту) => в итоге наука и философия были

подчинены церкви и выживали только те учения, которые были посвящены

конкретным теософским проблемам. Хотя свобода мысли отсутствовала, но

эпохой застоя фил. мысли средневековье назвать нельзя, например:

1)существенной проблемой средневековья была проблема размежевания функций

веры и знания, точного отграничения области каждого из них, то есть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.