Рефераты. Шпора к канд. минимуму по философии






Шпора к канд. минимуму по философии

Составители:

Гавриков Михаил Александрович

Киселев Михаил Григорьевич

Составители выражают благодарность всем авторам шпор по философии,

выложивших свои работы в интернет.

b 1---------- 3

1. Философия, ее предмет и функции. Философия и культура. 3

2. Платон. "Апология Сократа". 3

b 2---------- 3

1. Духовно-практическое освоение мира. 3

2. Философия эпохи Возрождения. 4

b 3---------- 5

1. Природа человека и смысл его существования. 5

2. Философия Средневековья. Теоцентризм в понимании мира, человека,

искусства. Августин Блаженный и Фома Аквинский. 5

b 4---------- 6

1. Человек в мире культуры. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. 6

2. Основные идеи западноевропейской философии ХVII-ХVIII веков. Новый

менталитет, его влияние на создание высоких технологий. 7

b 5---------- 12

1. Метафизические проблемы познания (Бог, душа, свобода и т.п.) 12

2. П.Я.Чаадаев. Философические письма. Письмо первое (Россия и Запад) 12

b б---------- 1. Диалектика научного прогресса и современный мир. ВОПРОС

ДУТЫЙ!!!!!! 13

2. Школа Сократа, Платона. Учение Платона об идеях, человеке и его душе.

"Идеальное государство", место в нем искусства. 13

b 7---------- 15

1. Сознание и бессознательное. Маркс и Фрейд. 15

2. Ф.Бэкон. "Новый органон" ч. I (сущность эмпирического метода познания)

18

b 8---------- 18

1. Механицизм и математизация науки. Перспективы и трудности. 18

2. Философия Аристотеля. "Первая Философия". Учение о мире и познании.

Социально-политические взгляды. Нормативная эстетика. 19

b 9---------- 20

1. Истина и заблуждения в истории науки. Догматизм, релятивизм и

конвенционализм. 20

2. "Коперниковский переворот" И.Канта в гносеологии. Этика Канта. 21

b 10---------- 23

1. Теоретическое и обыденное сознание. Знание и мнение в древнегреческой

философии. 23

2. Н.А.Бердяев. Воля к жизни и воля к культуре (соотношение культуры и

цивилизации). 24

b 11---------- 25

1. Субьект и объект в познании. 25

2. Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо) и французского

материализма (Дидро, Гольбах, Ламетри и Гельвеции). 25

b 12---------- 27

1. Личность. Проблемы свободы и ответственности. 27

2. Рационализм, его основные принципы (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).

27

b 13---------- 29

1. Проблема научных революций в современной философии науки. 29

2. Гегель. Энциклопедия философских наук (общий анализ структуры и

основных проблем). 30

Билет №14 31

1. Проблема отчуждения. Исторические трансформации отчуждения. 31

2. Докритический период в творчестве И.Канта. 32

b 15---------- 33

1. Научные истины и социокультурные ценности. Идеология и социальная

обусловленность знания. 33

2. Основные этапы развития русской философии и их характеристика. 34

b 16---------- 35

1. Формы и методы научного познания. Критерии научности в процессе

развития знаний. 35

2. Корпускулярная философия М.В.Ломоносова. 37

b 17---------- 37

1. Диалектика абстрактного и конкретного в познавательном процессе. 37

2. Сенсуализм в поисках основы познания и поведения человека (Ф.Бэкон,

Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Беркли, Д.Юм). 37

b 18---------- 39

1. Догматизм, агностицизм, скептицизм и научное знание. 39

2. Атомизм Левкиппа и Демокрита. Демокрит о человеке, мудрости, культуре.

41

b 19---------- 42

1. Эстетическая сущность дизайна. 42

2. Древнеиндийская философия. Буддизм и современный мир. 42

Человек, следующий Дхарме, похож 42

b 20---------- 47

1. Эстетическая сущность художественно-промышленного конструирования. 47

2. Космоцентризм древнегреческой философии. Учение о бытии и познании.

Тождественность природы и общества, нравственных и правовых норм. 47

b 21---------- 48

1. Древнекитайская философи. Конфуцианство и даосизм. 49

b 22---------- 52

1. Природа и сущность эстетического отношения человека и общества к миру.

52

2. Система и метод философии Гегеля. Проблемы культуры и истории. 52

b 23---------- 53

1. Биологическое и социальное в человеке. 53

2. Возникновение и развитие философии марксизма. 54

b 24---------- 56

1. Рационализм и наука. 56

2. Метафизика всеединства Вл.Соловьева. 56

b 25---------- 57

1. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед

лицом глобальных проблем. 57

2. Р.Декарт. Рассуждения о методе (основные принципы рационализма) 58

b 26---------- 59

1. Роль науки в развитии техники и высоких технологий. 59

2. Философия русского космизма (Н.Федоров, В.Вернадский, К.Циолковский,

и.Чижевский). 61

b 27---------- 61

1. Проблемы современного информационно-технического общества. см.

Книги. Вопрос болтологический. 61

2. Русский религиозно-философский "ренессанс" (Н.Бердяев, С.Булгаков,

Я.Флоренский, В.Розанов и др.). 63

b 1----------

1. Философия, ее предмет и функции. Философия и культура.

Философия (дословно "любовь к мудрости") - это наука (т.к. есть изучаемый

предмет и методы изучения). Сейчас у философии выделяют следующие

функции: мировоззренческая, обобщающе-научная, методологическая,

тренировка "культуры мышления", альтернатива религии (в философии

отсутствуют обряды, ритуалы, в суе упомянуть про Фен Ю Лань). Задачи и

функции философии со временем менялись (античность - объяснить мир, ср.

века - обосновать главенство церкви, СССР- ... ну и т.д.), но предмет

оставался один, мир (в широком смысле). Роль философии в прошлом

(колыбель науки), сейчас (гимнастика для ума, заменитель религии).

В свете нынешних тенденций философия -"воспитатель"

культуры. Культура (личная) - более широкое понятие (мировоззрение, вкус,

и т.п.). Путь через философию к культуре один из наиболее простых.

философии - первооснова (необходимая, но не достаточная) социальной

культуры, хотя вместо философии может. применены мифология или религия.

2. Платон. "Апология Сократа".

Про жизнь и учение Платона и Сократа см. билет 6. "Апология Сократа" -

литературное произведение Платона. По сути это монолог Сократа на своем

последнем суде. Сократ здесь представляется мудрым праведным человеком,

который пострадал за свою праведность. Рассказ имеет следующую

эмоциональную окраску: праведного человека за его праведность приговорили

к смерти (что, в общем, так и есть, т.к. Сократа судили за его "учение",

а не за прочее "Мирское деяние"), хотя он и доказал свою не виновность,

но его, все равно приговорили к смерти.

Краткий пересказ произведения (по логическим пунктам):

- После обвинительных речей Сократ признает, что обвинитель говорили с

мастерством "чуть было он сам в эти речи не поверил", но все это ложь и я

это докажу.

- Сократ извиняется за свой стиль речи, мол к другому на базарах не

привык, а переучиваться поздно.

- По сути есть два сорта обвинителей, те что клеветали раньше, и те, что

клевещут теперь. Сначала, защищусь от прошлых.

- По сути вся мудрость Сократа - это называть незнанием то что не знает.

И беды его от того, что он начиная говорить с "мудрыми" людьми доказывал

в результате споров, что этот чел. не мудр.

- В подтверждение приводит притчу, в которой Сократа назвали самым

мудрым, и он начал выяснять а не мудры ли другие, так он говорил с

политиками, затем с представителями искусства, и с ремесленниками. В

результате пришел к выводу, что все они что-то знают лучше других и от

того думают, что они самые умные, но это не так и он им это доказал. За

это его и не любят.

- Молодые люди, которые слушают его, слушают по собственной воли, денег

не платят. Подражают Сократу в спорах, ставя себя мудрыми, хотя на деле у

них нет фил. учений, и чтоб прикрыть самих себя клевещут на Сократа.

- Защита с прошлыми обвинителями закончена, начинается защита от нынешних

(от Мелита). Текст обвинения "Сократ преступает законы тем, что портит

молодежь, не признает богов, которых признает город, а признает другие,

новые божества."

- Сначала Сократ доказывает, что он не портит молодежь, по крайней мере

сознательно, => на суд его позвать не могут, он может портить молодежь

бессознательно (с чем он, тоже не согласен),по не знанию, но за это

увещевают, а не приговаривают к смерти.

- Далее доказывает, что он не может верить в другие божества, не веря в

богов.

- Считает не приемлемым для себя принимать свою жизнь в расчет, т. к.

благородный человек этого не делает (например, на поле брани). Приводит

пример из своей жизни, как он с риском для своей жизни (когда пребывал на

выборных должностях), отстаивал правду.

- Сократ для Афин, как овод для отъевшегося коня: подгоняет, жалит,

исправляет.

- Умолять судей он не будет, т.к. не должно это и оскорбляет как

просителя, так и просимого.

- Сократа признали виновным. Он рассуждает, что так и должно быть, коль

скоро на слушенее отведен всего один день, и рассеять сложившиеся домыслы

за такое время не возможно. В наказание он себе выбирает почести, ну а

если серьезно то заплатить он ни чего не может т.к. живет в бедности, но

его поручители (в том числе и Платон) советуют предложить 30 мин.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.