"...производственная жизнь и есть родовая жизнь". Но для раб труд - лишь
средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к прир и
производству не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это
изначит,что у раб отобраны и родовая жизнь и чел сущность.
4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг
другу, поскольку они конкурируют за возм трудиться.
Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между
людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М
указывает на сущ первичных и вторичных уровней отч. Почему же чел
становится отчужденным?
Отч труд равнозначен сущ частной собственности. Ч собств -
основа экон жизни. На частнособственнической экономике держится вся
история. Это значит, что эконом история - ключ к пониманию челов жизни как
таковой. "Религия, семья, гос-во, право, мораль, наука, искусство... суть
лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону". Жизнь
людей в усл отчуждения калечит их, делает "частичными индивидами" или
неразвитыми, недочелов существами. "Частная собств сделала нас настолько
глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет явл нашим лишь когда мы
обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем -
употребляем... Поэтому на место всех физ и духовных чувств стало простое
отчуждение всех этих чувств - чувство обладания". Устранение отчуждения.
Универсальный человек. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение чел
собственной подлинной сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с
освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если
чел начнет производить как человек, т.е. неподневольно. В этом случае труд
станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших
сторон.
Характеристика присвоения челов собственной сущности, или
превращ труда из принуд в человеческий рассматр М по тем же параметрам, что
и процесс отчуждения: 1. по присвоению предм труда и его результата 2. по
освобождению самой деятельности 3.присв человеком труда общей родовой
сущности 4.гармонизации отношений между людьми. Здесь М создает
грандиозную по своему пафосу картину челов, живущего в единстве с природой,
преобразующего прир в соответствии с ее законами. Гармония с внешней прир
осущ в деятельности, в кот человек реализует свои цели не по законам
утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя прир чел также
преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само
природное развитие есть гармоничный р-т всей истории чел общества. В
человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у
всех (музык ухо, художественно развитый глаз). - творческие способности.
Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и внутренней
природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в качестве ядра
коммунист идеала. Уничтожение ч собственности необходимо, но недостаточно
для присвоения людьми челов сущности.
ОТЧУЖДЕНИЕ — философская категория для обозначения общественного
процесса, в границах которого происходит превращение результатов и
продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих
творцов и подавляющую их. В концепциях немецкой философской классики 19 в.
проблема О. увязывалась с трактовками человеческой деятельности в контексте
таких ее ипостасей, как 'овещнение и опредмечивание". Гегель впервые в
мировой философии отметил, что в основе О. лежит отчужденная деятельная
сущность личности. Раб, согласно Гегелю, являлся рабом потому, что весь
объем его деятельности был отчужден господину. В концепции О. Маркса,
осуществившего главным образом анализ явлений О. труда, была сделана
попытка отделить О. человеческих сил от процессов их обобществления и
объективации. Маркс рассматривал О. как присвоение одними людьми сил,
средств и результатов деятельности других, т.е. О. трактовалось как продукт
определенных общественных отношений — отношений собственности. По Марксу,
каждый человек отчужден от другого и от человеческой сущности тем больше,
чем выше уровень эксплуатации труда в данном обществе. Впоследствии эта
идея была вульгаризирована адептами марксизма-ленинизма, которые сузили
понимание собственности до объема еще не присвоенного вещественного
богатства других, а преодоление О. стали связывать с ликвидацией института
частной собственности посредством захвата власти люмпенизированными слоями
населения. В обществоведении и человековедении 20 в. на первый план в
изучении проблем О. вышел вопрос о "машинизированном", экстенсивном
растрачивании человеческих и природных ресурсов. Создание интенсивных,
ориентированных на качество жизни форм производства, экономики, технологии,
социальной организации подчеркнули как значение личностных форм бытия
людей, их самореализации и развития, так и важность преодоления
"самоотчуждения" человека. Так, Хайдеггер полагал в качестве главной
причины того, что бездомность и отчужденность становятся мировой судьбой,
то обстоятельство, что человек познается (и потому существует) как
"господин сущего", а не как "пастырь бытия". По Хайдеггеру, налицо
тенденция, при которой чем более действителен создаваемый человеком мир,
тем менее действительным становится сам человек. Происходит "растворение"
человека в мире, и на первый план выходит проблема актуализации потаенных,
сокровенных горизонтов и возможностей бытия людей. Отражая спонтанность как
значимый по сей день фактор эволюции цивилизации наряду с естественным
стремлением общества овладеть темпами и направленностью социальных
изменений, концепции О. и самоотчуждения людей выступают своеобычным
индикатором, философским "термометром" контролируемости и гуманности
развития человека и его истории. Масштаб этой проблемы, безусловно,
общепланетарен, ибо парциальных решений она не имеет
Докритический период в творчестве И.Канта.
КАНТ (Kant) Иммануил (1724-1804) - немецкий философ и естествоиспытатель,
с работ которого начинается немецкая трансцендентально-критическая
философия. Вся жизнь К. была связана с городом Кенигсбергом, где он
родился, закончил университет (1745), стал доцентом (1755-1770),
профессором (1770-1796) и был похоронен. В интеллектуальной биографии К.
традиционно различают два периода. Первый из них - "докритический" -
охватывает время с 1776 - даты написания первой работы (трактат "Мысли об
истинной оценке живых сил") - до конца 1770-х. В сочинениях этого периода
еще не выработан характерный для последующего времени философского
творчества К. принцип критики. В центре философских интересов К. этого
времени вопросы философии природы и особенно космологии - происхождение и
развитие солнечной системы, история Земли, перспективы ее развития и т.д.
Сочинения этого периода (главным из них является "Всеобщая естественная
история и теория неба", 1755) пронизаны гносеологическим оптимизмом,
уверенностью в способность постигнуть то, что обычно представлялось
недоступным познанию. Эпиграфом к творчеству этого периода могли бы стать
слова самого же К.: "Дайте мне материю, и я построю из нее мир...".
В первый докритический период (до начала 70-х гг.) пытался решать
филисофскую проблему - бытия, философию природы, религии, этики, логики
исходя из убеждения, что философия разработана и обоснована как
умозрительная наука (без обращения к опытным данным).
Развивал последовательную материалистическую концепцию саморазвития
природы. Своими прямыми предшественниками он называл Демокрита и Эпикура.
Рассмотрел новую, немеханическую картину вселенной. Все тела состоят из
частиц (гр. - монад), которые обладают присущим им силами притяжения и
отталкивания. На основе этих сил строится космогоническая теория
происхождения планет и звезд.
Идея постоянного возникновения и уничтожения материи критического отношение
к формальной логике, отрицавшей противоречия, если реальный мир ими полон.
Разработал идею о замедлении суточного вращения Земли в результате
приливов.
Вершина его докритической ф. - космогопическая гипотеза. Многие
современные астрофизики считают, что она вполне удовл. Объясняет процесс
возникновения миров во Вселенной. Создавая ее он исп. Теорию Космических
Вихрей Декарта.
Основные этапы космогопической гипотезы:
o В первоначальном состоянии В. представляла собой туманность - огромн.
Облако хаотически рассеянных материальных частиц.
o Под влиянием силы притяжения н без к -л. божественною первотолчка частицы
движутся друг к другу. Вследствии чего вокруг элементов с большой
плотностью образуются сгустки материи.
o Под влиянием силы отталкивания элементы элементы стремятся к точкам
притяжения отклоняют друг друга прямолинейного движения. которое
преобразуется в круговое движение около центра притяжения.
o В результате вихревого движения частиц Вселенная образует систему
движущихся в одном направлении космических тел вокруг центрального
космического тела.
o Спиральная форма солнечн. системы подтверждает теорию К.
На этом этапе завершается восхождение космической эволюции, которая через
некоторое время становится нисходящей:
o В результате замедления, с течением времени, вращение миров вокруг
центрального тела замедляется все они попадают на него.
o Увеличение горючей массы вызывает такой жар, что вся материя испаряется,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40