Рефераты. Шпора к канд. минимуму по философии






или система черепахи (письмена из Ло-реки).

С точки зрения даосов существует неразрывное единство человека и различных

сил природы. В китайской традиции эти силы тройственны: небо, человек,

земля. Символом, выражающем взаимосвязь "небо - человек - земля" и

подчеркивающим единство трех, является следующий знак Содержание этого

символа в том, что человек - это центр взаимосвязи между силами неба и

земли. Он обозначен не как часть, но как сочетание и среднее между этими

космическими энергиями. Как проводник небесного, божественного человек

способен преобразовать силы земли. Эта способность налагает на него

огромную ответственность, которой теперь в наше время, увы почти никто не

понимает, за исключением разве что организации Гринпис. Человек по природе

своей должен находится в гармонии с тем что над ним - с небом, - и с тем,

что под ним - землей. Человек - это чуткий проводник, созданный самой

природой, преобразующий высшие энергии - духа и разума - в низшие (

чувства, инстинкты, желания ) и наоборот. И тут человек становится местом

встречи и инструментом настройки активной и пассивной энергий. Он как бы

является центром, в котором небо и земля соприкасаясь через человека,

вступают в творческое космическое развитие.

Этот тройной символ - небо - человек - земля - используется как основной

элемент в символической системе "И-цзин" или Книги Перемен. B Книге Перемен

простой принцип противопоставления полярных сил инь и ян - развит до

уникальной и законченной космогонии, философии, психологии, священного

текста и т.д. Для описания разнообразных процессов, входящих в эту

универсальную систему, восемь основных символов - ба гуа (триграммы) -

удваиваются и располагаются друг над другом в виде шестилинейной структуры,

гуа или люшисы гуа ( гексаграммы). Все возможные комбинации этих структур

образуют 64 гуа (гексаграмм), которые символизируют различные стадии

перемен, общие для всех явлений происходящих в Универсуме. Понимание

системы этих изменений, перемен основывается на ба гуа (триграммах),

происходящих от изначальной пустоты - ву ши - и развитие их внутренней

взаимосвязи. С глубокой древности передавались два способа соединения ба

гуа, выполненных в форме 2-х мандал: Мандала ранних небес или Изначальный

порядок, и Мандала поздних небес, или Порядок внутреннего мира, порядок Фу

Си, или система Черепахи, и система Вэн-Ваня или система дракона.

Даосизм уже в гораздо большей мере учение для эзотериков. Текст книги Дао

Дэ Цзин обращен именно к тем, кто хотел бы войти в немногочисленную элиту

"знающих" и "умеющих". Прямо об этом, конечно, не говорится: автор (Лао

Цзы) просто высказывает сожаление, что лишь очень немногие дают себе труд

понять его слова, хотя смысл их прост.

Религиозные ритуалы даосов, моделирующие зачатие и зарождение души, были

открыты для многих, но лишь немногим удавалось проникнуть в их истинный

смысл - "внутреннюю алхимию" (Нэй Дань), о которой очень подробно и толково

пишет, например, Лу Куань Юй - рус. пер. Е.А. Торчинова: Даосская алхимия и

бессмертие. СПб., "ОРИС", 1993. Собственная же книга Торчинова о даосизме -

СПб., 1993 - посвящена скорее религиозным, чем философским вопросам.

Философская же суть дела заключается вот в чем. Даосизму человечество

обязано формулировкой двух фундаментальных принципов: Единого пути познания

и Недеяния. Что такое путь познания (Дао), мы с вами себе уже более или

менее представляем: это признание видимого и невидимого, описуемого и

неописуемого. Если об описуемом можно и нужно говорить, то о неописуемом

лучше промолчать: так будет понятнее. Недеяние же (У-вэй) есть все тот же

принцип ненарушения космического равновесия, гласящий: не делай лишнего!

Эти важнейшие эзотерические принципы, как мы еще убедимся, в той или иной

форме присутствуют во всех религиях и философиях, но лишь даосизм выявил их

во всей четкости и простоте. Правда, осознать эту простоту очень трудно;

отсюда - непонимание или не-до-конца-понимание этих принципов "даосами"

Запада во-первых и непонимание даосов не-даосами во-вторых...

Книга Дао Дэ Цзин выходила на русском языке неоднократно. Из имеющихся пяти

или шести переводов внимания заслуживают два: научный перевод Ян Хин-шуна

(М., АН СССР, 1950) и поэтический перевод В. Перелешина (М., "КОНЕК",

1994). Первый хорош скрупулезной точностью в передаче всех вариантов

значений и мощным справочным аппаратом, но совершенно неудобочитаем, второй

же, как и оригинал, представляет собой подлинно литературное произведение,

а также "достигает цели коммуникации" как священная книга.

b 22----------

Природа и сущность эстетического отношения человека и общества к миру.

Система и метод философии Гегеля. Проблемы культуры и истории.

Система и метод философии Гегеля.

Выдающимся представителем нем кл фил является Георг Вильгельм

Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника.

Изучал фил и телеологию в Тюбингенском ун. После его окончания некот время

работал дом учителем. В 1801 г защитил докторскую и стал проф Иенского ун.

Первым выдающимся трудом Г явл его "феноменология духа" (1806) В 1818 г Г

был приглашен в Берлинский ун, где он работал проф и даже ректором.

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. На объективно

идеалист основе он развил учение о зак и категориях диалектики, впервые в

систематизированном виде разработал осн принципы диалект логики и подверг

критике метаф способ мышления, господствовавший как в идеалист так и мат

течениях фил. Кантовской вещи "самой по себе" он противопоставил диал

принцип : сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что

категории суть объективные формы действительности, в основе кот лежит

мировой разум, абс идея или мир дух. Это – деятельное начало, давшее

импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абс идеи заключается

в мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания разум мира проходит

3 этапа : пребывание самопознающей абс идеи в ее собственном лоне, в стихии

чистого мышления ( логика, в кот идея раскрывает свое содержание в системе

категорий и законов диалектики); развитие идеи в форме инобытия в виде

явлений природы (развив не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в

мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе

абс идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме челов сознания

и самосознания.

ЛОГИКА. Предшествует истории и природе, творит их. Делится на три

части: учение о бытие, о сущности и о понятии. Бытие и сущность -

ступеньки, по которым взбирается понятие, затем предстает в всеобщности и

полноте. в логике развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных

логических категорий. Отправная точка – чистая абстрактная мысль о бытие.

стремится получить свое содержание через нечто, что есть уже не чистое

бытие, а определенное бытие.начинается процесс становления абсолютной идеи.

Определенное бытие на след ступеньке выступает как нечто определенно сущее

или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией

количества - мера. Переход количества в качество, скачкообразность

процесса развития, прерывная постепенность.

От бытия, понимаемого как явление, переход к глубоким внутренним

закономерностям - сущности. Здесь закон о взаимопроникновении

противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Противоречие есть

соотношение противоположностей, которое нуждается в разрешении или снятии.

Результат есть снятие противоречия. Противоречия : соотношение основания и

следствия, возможности и действительности, случайности и необходимости,

причинности и взаимодействия. Противоречия есть развитие явления.

Действительность есть единство сущности и существования. Сущность же сама

основание существования. Отвергает представления о ее непознаваемости.

Та необходимость, с которой происходит развитие в области бытия и

сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу,

которая есть осознанная необходимость. Критикует формальную логику и

метафизику, развивает диалектику общего, особенного и единичного. Истина

есть процесс совпадения мысли с объектом, что достигается в идее. Идея есть

безусловное единство понятия и предмета.

ИНОБЫТИЕ или природа. создательница природы --- мысль. Ступени

развития природы --- механизм, химизм, организм. высказал ценные догадки об

их взаимосвязи. Природа не есть саморазвитие, а лишь проявление

саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность.

ДУХ - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух --- душа

или дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух --- сфера права. Он

является свободным волеизъявлением, а система права--- царство свободы.

Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, обществе и

государстве. Абсолютный дух ---вечно действительная истина. Проходит три

степени развития: искусство(непосредственная форма знания абс истины),

религия (содержит понятие бога), философия(высшая ступень развития, полное

раскрытие истины, содержащееся в иск и рел. Идея познает саму себя,

возвышается до чистого принципа, соед конец абс идеи с ее началом).

В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абс идея сущ до

природы, порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит

обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма

Канта).Построена на единстве триады тезис-антитезис-синтез. Его система

вбирает логику и философию природы, антропологию и психологию, фил права и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.