или система черепахи (письмена из Ло-реки).
С точки зрения даосов существует неразрывное единство человека и различных
сил природы. В китайской традиции эти силы тройственны: небо, человек,
земля. Символом, выражающем взаимосвязь "небо - человек - земля" и
подчеркивающим единство трех, является следующий знак Содержание этого
символа в том, что человек - это центр взаимосвязи между силами неба и
земли. Он обозначен не как часть, но как сочетание и среднее между этими
космическими энергиями. Как проводник небесного, божественного человек
способен преобразовать силы земли. Эта способность налагает на него
огромную ответственность, которой теперь в наше время, увы почти никто не
понимает, за исключением разве что организации Гринпис. Человек по природе
своей должен находится в гармонии с тем что над ним - с небом, - и с тем,
что под ним - землей. Человек - это чуткий проводник, созданный самой
природой, преобразующий высшие энергии - духа и разума - в низшие (
чувства, инстинкты, желания ) и наоборот. И тут человек становится местом
встречи и инструментом настройки активной и пассивной энергий. Он как бы
является центром, в котором небо и земля соприкасаясь через человека,
вступают в творческое космическое развитие.
Этот тройной символ - небо - человек - земля - используется как основной
элемент в символической системе "И-цзин" или Книги Перемен. B Книге Перемен
простой принцип противопоставления полярных сил инь и ян - развит до
уникальной и законченной космогонии, философии, психологии, священного
текста и т.д. Для описания разнообразных процессов, входящих в эту
универсальную систему, восемь основных символов - ба гуа (триграммы) -
удваиваются и располагаются друг над другом в виде шестилинейной структуры,
гуа или люшисы гуа ( гексаграммы). Все возможные комбинации этих структур
образуют 64 гуа (гексаграмм), которые символизируют различные стадии
перемен, общие для всех явлений происходящих в Универсуме. Понимание
системы этих изменений, перемен основывается на ба гуа (триграммах),
происходящих от изначальной пустоты - ву ши - и развитие их внутренней
взаимосвязи. С глубокой древности передавались два способа соединения ба
гуа, выполненных в форме 2-х мандал: Мандала ранних небес или Изначальный
порядок, и Мандала поздних небес, или Порядок внутреннего мира, порядок Фу
Си, или система Черепахи, и система Вэн-Ваня или система дракона.
Даосизм уже в гораздо большей мере учение для эзотериков. Текст книги Дао
Дэ Цзин обращен именно к тем, кто хотел бы войти в немногочисленную элиту
"знающих" и "умеющих". Прямо об этом, конечно, не говорится: автор (Лао
Цзы) просто высказывает сожаление, что лишь очень немногие дают себе труд
понять его слова, хотя смысл их прост.
Религиозные ритуалы даосов, моделирующие зачатие и зарождение души, были
открыты для многих, но лишь немногим удавалось проникнуть в их истинный
смысл - "внутреннюю алхимию" (Нэй Дань), о которой очень подробно и толково
пишет, например, Лу Куань Юй - рус. пер. Е.А. Торчинова: Даосская алхимия и
бессмертие. СПб., "ОРИС", 1993. Собственная же книга Торчинова о даосизме -
СПб., 1993 - посвящена скорее религиозным, чем философским вопросам.
Философская же суть дела заключается вот в чем. Даосизму человечество
обязано формулировкой двух фундаментальных принципов: Единого пути познания
и Недеяния. Что такое путь познания (Дао), мы с вами себе уже более или
менее представляем: это признание видимого и невидимого, описуемого и
неописуемого. Если об описуемом можно и нужно говорить, то о неописуемом
лучше промолчать: так будет понятнее. Недеяние же (У-вэй) есть все тот же
принцип ненарушения космического равновесия, гласящий: не делай лишнего!
Эти важнейшие эзотерические принципы, как мы еще убедимся, в той или иной
форме присутствуют во всех религиях и философиях, но лишь даосизм выявил их
во всей четкости и простоте. Правда, осознать эту простоту очень трудно;
отсюда - непонимание или не-до-конца-понимание этих принципов "даосами"
Запада во-первых и непонимание даосов не-даосами во-вторых...
Книга Дао Дэ Цзин выходила на русском языке неоднократно. Из имеющихся пяти
или шести переводов внимания заслуживают два: научный перевод Ян Хин-шуна
(М., АН СССР, 1950) и поэтический перевод В. Перелешина (М., "КОНЕК",
1994). Первый хорош скрупулезной точностью в передаче всех вариантов
значений и мощным справочным аппаратом, но совершенно неудобочитаем, второй
же, как и оригинал, представляет собой подлинно литературное произведение,
а также "достигает цели коммуникации" как священная книга.
b 22----------
Природа и сущность эстетического отношения человека и общества к миру.
Система и метод философии Гегеля. Проблемы культуры и истории.
Система и метод философии Гегеля.
Выдающимся представителем нем кл фил является Георг Вильгельм
Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника.
Изучал фил и телеологию в Тюбингенском ун. После его окончания некот время
работал дом учителем. В 1801 г защитил докторскую и стал проф Иенского ун.
Первым выдающимся трудом Г явл его "феноменология духа" (1806) В 1818 г Г
был приглашен в Берлинский ун, где он работал проф и даже ректором.
Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. На объективно
идеалист основе он развил учение о зак и категориях диалектики, впервые в
систематизированном виде разработал осн принципы диалект логики и подверг
критике метаф способ мышления, господствовавший как в идеалист так и мат
течениях фил. Кантовской вещи "самой по себе" он противопоставил диал
принцип : сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что
категории суть объективные формы действительности, в основе кот лежит
мировой разум, абс идея или мир дух. Это – деятельное начало, давшее
импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абс идеи заключается
в мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания разум мира проходит
3 этапа : пребывание самопознающей абс идеи в ее собственном лоне, в стихии
чистого мышления ( логика, в кот идея раскрывает свое содержание в системе
категорий и законов диалектики); развитие идеи в форме инобытия в виде
явлений природы (развив не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в
мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе
абс идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме челов сознания
и самосознания.
ЛОГИКА. Предшествует истории и природе, творит их. Делится на три
части: учение о бытие, о сущности и о понятии. Бытие и сущность -
ступеньки, по которым взбирается понятие, затем предстает в всеобщности и
полноте. в логике развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных
логических категорий. Отправная точка – чистая абстрактная мысль о бытие.
стремится получить свое содержание через нечто, что есть уже не чистое
бытие, а определенное бытие.начинается процесс становления абсолютной идеи.
Определенное бытие на след ступеньке выступает как нечто определенно сущее
или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией
количества - мера. Переход количества в качество, скачкообразность
процесса развития, прерывная постепенность.
От бытия, понимаемого как явление, переход к глубоким внутренним
закономерностям - сущности. Здесь закон о взаимопроникновении
противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Противоречие есть
соотношение противоположностей, которое нуждается в разрешении или снятии.
Результат есть снятие противоречия. Противоречия : соотношение основания и
следствия, возможности и действительности, случайности и необходимости,
причинности и взаимодействия. Противоречия есть развитие явления.
Действительность есть единство сущности и существования. Сущность же сама
основание существования. Отвергает представления о ее непознаваемости.
Та необходимость, с которой происходит развитие в области бытия и
сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу,
которая есть осознанная необходимость. Критикует формальную логику и
метафизику, развивает диалектику общего, особенного и единичного. Истина
есть процесс совпадения мысли с объектом, что достигается в идее. Идея есть
безусловное единство понятия и предмета.
ИНОБЫТИЕ или природа. создательница природы --- мысль. Ступени
развития природы --- механизм, химизм, организм. высказал ценные догадки об
их взаимосвязи. Природа не есть саморазвитие, а лишь проявление
саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность.
ДУХ - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух --- душа
или дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух --- сфера права. Он
является свободным волеизъявлением, а система права--- царство свободы.
Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, обществе и
государстве. Абсолютный дух ---вечно действительная истина. Проходит три
степени развития: искусство(непосредственная форма знания абс истины),
религия (содержит понятие бога), философия(высшая ступень развития, полное
раскрытие истины, содержащееся в иск и рел. Идея познает саму себя,
возвышается до чистого принципа, соед конец абс идеи с ее началом).
В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абс идея сущ до
природы, порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит
обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма
Канта).Построена на единстве триады тезис-антитезис-синтез. Его система
вбирает логику и философию природы, антропологию и психологию, фил права и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40