Рефераты. Шпора к канд. минимуму по философии






концепция свободы трудно примирима с пониманием Бога как существа

Абсолютного. Так как свобода не создана Богом, он не обладает властью над

свободой. Свобода первична по отношению к добру и злу, она обусловливает

возможность как добра, так и зла. Поэтому Бог-Творец всесилен над бытием,

но не обладает никакой властью над небытием, над несотворенной свободой.

Эта бездна первичной свободы, изначально предшествующей Богу, является

источником зла. Бердяев не мог, подобно Соловьеву, возложить

ответственность за зло в мире на Бога

Объективированный мир не есть подлинный реальный мир... Объект есть

порождение субъекта. Лишь субъект экзистенциален, лишь в субъекте

познается реальность.". В результате человек оказывается в двойственном

положении: как личность он остается в своей глубине носителем

экзистенциального "я", образа и подобия Бога, как индивид он становится

причастен миру природной и социальной необходимости. Писатель видит

природное зло не только в жестокости борьбы за существование, в страдании

и смерти, а в самом факте необходимости, несвободы, которая составляет

сущность материи. "Человек с его возможностями духовной свободы брошен в

слепой механический мир, который порабощает и губит его".

Таким образом, взгляд Бердяева на проблему свободы человеческой личности

мне представляется следующим. Личность - это ноуменальный центр

мироздания, обнаруживаемый через выявление бесконечности и

всеобъемлимости духа конкретного человека. Даже трансцендентное

открывается в духе и через дух личности. Однако присущая ей свобода

двойственна: она дана человеку и от Бога как просветленная свобода к

добру, истине, красоте, вечности и от Божественного "ничто", которое

заключает в себе возможность зла и отпадение от Бога.

Бердяев ставит вопрос об отношении творчества и греха, творчества и

искупления, об оправдании человека в творчестве и через творчество.

"Творчество - это цель жизни человека на земле - то, для чего Бог создал

его. Если христианство есть религия спасения, то это спасение через

творчество, а не только через аскетическое очищение от греха". Бердяев

говорит о трагедии человеческого творчества. Он видит ее в несоответствии

его результатов первоначальному замыслу, в том, что "творческий акт в

своей первоначальной чистоте направлен на новую жизнь, новое бытие... на

преображение мира. Но в условиях падшего мира он отяжелевает,

притягивается вниз... создает не новую жизнь, а культурные продукты

большего или меньшего совершенства". Культура, по мысли писателя,

является одной из форм объективации и лишь символически указывает на

духовный мир.

Можно сделать вывод, что, с одной стороны, творчество - это высшее

проявление свободы, создающей из "ничто" подлинное и ценностное, с другой

- процесс деобъективации затвердевшего в формах бытия, природы и истории.

"Творчество всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть

переживание силы. ...Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть

побеждены творчеством. по существу есть выход, исход, победа." (1(

Творчество - это откровение "я" Богу и миру, в нем оправдание человека,

как бы ответный шаг на его пути к трансцендентному

Склонности к систематической работе не имел.

b 11----------

1. Субьект и объект в познании.

Гносиология - наука о познании.

Субъект - тот, кто изучает. (ей могут выступать: цивилизация - гос-во -

*** - личность, в зависимости от ситуации). Объект - то что изучают. Одна

и таже сущность может выступать и объектом и субъектом, в том числе и

одновременно). С точки зрен. познания - до начала изучения какого-нибудь

свойства, это свойство не существует(подтвердить и опровергнуть мысль).

Субъект созидает объект. Объект влияет на субъекта (нарушает его нач.

состояние).

Предмет познания - часть объекта познания, которая на тек. момент

иследуется. (Ранее "предметов" не было, были объекты, теперь один и тот

же объект, исследуемый с разных точек зрения имеет несколько предметов)

2. Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо) и французского

материализма (Дидро, Гольбах, Ламетри и Гельвеции).

Для эпохи просвещения характерен девиз: "все должно предстать перед

судом разума". Идет техническая революция, этап первоначального

накопления капитала => огромна потребность в технических

усовершенствованиях, развиваются естественные науки. Среди естественных

наук выделяется физика, а в ней механика, отсюда берутся механические

модели мира (вплоть до крайнего механического материализма).

У французских просветителей имелись значительные расхождения во

взглядах, вплоть до противоположных позиций, но целом все они были

полярно противоположны миру официальной практики и идеологии. Все они

исходили из принципа: если человек, его личные качества зависят от

окружающей среды, то и его пороки также являются результатом влияния этой

среды. Чтобы переделать человека, необходимо преобразовать окружающую и

прежде всего общественную среду. Центром, вокруг которого сгруппировались

философы и их единомышленники, была знаменитая "Энциклопедия, или

Толковый словарь наук, искусств и ремесел". Д. Дидро (его соратник -

математик, механик, философ-просветитель Ж.Л. Д'Аламбер) Энциклопедия за

25 лет достигла 28 томов, причем статьи по конкретным разделам писали

мастера своего дела.

ВОЛЬТЕР (1694--1778) - философ, литератор, один из идейных вождей

франц. просвещения. Безраздельно властвовал над умами чуть ли не весь 18

век. Отличался острым умом и огромной работоспособностью. Родился в семье

нотариуса. При жизни был признан, в том числе и власть имущими, однако в

силу остроты шуток часто конфликтовал, а по сему часто менял место

жительства.

Сторонник учения Ньютона. Признавал веру в Бога, как перводвигателя

Вселенной, не допускал возможность существования общества вне веры в

Бога. За человеком признавал свободу воли, однако, к этому убеждению

пришел не сразу. Говорит, что душа и мышление свойственны материи, этим

свойством наделил ее Бог. Выдвинул принцип научного исследования природы,

источник знаний - наблюдения и опыт. Был против феодализма и

злоупотребления церковью властью. В начале жизни за идеальное устройство

общества принимал конституционную монархию, в конце - республику.

РУССО (1721-78) - родился в семье зажиточных граждан (часовщика). В

жизни отличался отсутствием целеустремленности (на мой взгляд) пробовал

себя в качестве музыканта, гравера, постановщик театральных

представлений, был лакеем, секретарем, но ни где не преуспел, получив,

однако, широкий кругозор знаний. Благодаря случаю свел знакомства с

высшим кругом.

Верил в существование Бога и был сторонником дуализма (материя + дух),

говорил, что материя и дух два самостоятельных вещества. Подвергал

критике феодализм, был противником частной собственности, и ее культуры.

Критиковал не равенство, различал его две ипостаси: физическая (возраст,

сила, ум и т.п.) и политическая (выраженная в привилегиях). Его идеалом

было глубокое прошлое, когда не было частной собственности, было

равенство (не прав в части равенства: вожак-ведомый). На этой почве были

частые споры с Руссо. Последний говорил: "Когда читаешь Вашу книгу так и

хочется встать на четвереньки и бежать в лес"

ЖУЛЬЕН ОФРЕ ДЕ ЛАМЕТРИ.(1709 - 1751) - врач, зачинатель франц.

материализма. Вобщей форме высказал почти все идеи, которые были затем

развиты Гельвецием, Дидро, Гольбахом.

Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что мат. вязана с

движением. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в прир.

которой корениться не только спос к движению, но и всеобщая потенциальная

спос к чувствительности или к ощущению.

Указывал на матер. характер одушевленности животных и человека. Все

наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с

материальным в-вом мозга. Душа есть проявление и функция мозга. человек

есть такое же животное, только отличается развитием ума. При этом изучал

человека как механизм, надеясь, что это приведет к раскрытию сущности его

мыслительной и чувственной деятельности. Представитель механицизма с

элементами эволюционизма. Ход исторического процесса - просвещение и роль

выдающихся личностей. Он лишь наметил ряд основных идей, но не дал их

обстоятельной системы.

ПОЛЬ АНРИ ДИТРИХ ГОЛЬБАХ (1723 - !789) - Барон, французский философ-

материалист. Наиболее систематически выразил французское учение

материализма. Самое крупное его произведение - "Система природы", в

написании которой приняли так же некот. участие Дидро, Нэжон. Свои мысли

высказывал столь прямолинейно, что вызвал бурные возражения

представителей других фил. школ.

Основная мысль: сводимость всех явлений природы к различным формам

движения материальных частиц, в своей совокупности образующих вечную

несотворенную природу. Основу всех проц. природы составляет материя с

присущим ей св-вом движения. Случайность и целесообразность исключается,

а следовательно и свобода выбора человека. Материя состоит из неизменных

и неделимых атомов, свойства которых - протяженность, вес, фигура,

непроницаемость.

Различаются 2 рода движения: 1.движение масс, благодаря которым тела

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.