Рефераты. Шпора к канд. минимуму по философии






филосовской системы в простое колдовство.

К IX в. ваджраяна заполняет почти весь буддийский мир, но приживается

главным образом в Тибете, откуда проникает в Монголию, а оттуда в XVI -

XVII вв. приходит в Россию.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БУДДИЗМА

Победное шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С

III в. до н.э. буддизм появился на территории Центральной Азии, с I в. н.э.

- в Китае, со II в. - на полуострове Индокитай, с IV в. - в Корее, с VI в.

- в Японии, с VII в. - в Тибете, с XII в. - в Монголии. Используя свой

главный принцип - не нарушать сложившиеся культурные традиции разных стран

и народов и по возможности срастаться с ними, - буддизм быстро прижился

везде и, привившись к дереву местной культуры, дал новые побеги.

Например, в Китае с VIII-IX вв. успешно распространялись два чисто

китайских направления буддизма - школа чистой земли будды Амитабхи и школа

чань. В Японию буддизм проник уже в китайском обличье. Китайские школы

тяньтай, хуаянь-цзун, школа чистой земли будды Амитабхи и чань постепенно

завоевали Японию, став соответственно школами тэндай, кэгон, амидаизма и

дзэн. В Тибете образовалось теократическое государство, упровляемое главой

школы гелукпа далай-ламой, который являлся и религиозным, и государственным

лидером.

Под влиянием буддизма находились Китай, Центральная Азия, Япония.

Буддизм оказывал существенное влияние на религиозные традиции этих

регионов: на индуизм в Индии, даосизм в Китае, синтоизм в Японии, шаманство

в Центральной Азии, бон в Тибете. Эти же религии, воспринимая буддийские

идеи и ценности, в свою очередь сами оказывали влияние на буддизм.

В конце XIX - начале XX вв. буддизм начал распространяться на Западе и

в России. Но в России влияние буддизма долгое время практически не

ощущалось, хотя на её территории проживают народы, исповедующие буддизм в

монгольском варианте (буряты, калмыки, тувинцы). В нашей стране он

представлен в основном в качестве ламаизма. Деятельность ламаистского

духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов,

учрежденным собором 1946 г. Председатель управления носит сан бандидо-

хамболабы и находиться в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным

невдалеке от г. Улан - Уде.

С момента возникновения буддизм прошёл три основные стадии: начинался он

как сектантская религия, проповедовавшая бегство от реальности (эскапизм),

затем превратился в своего рода религию цивилизации, обьединившую различные

культуры и традиции многих стран Азии, и, наконец стал культурной религией,

формирующей культуру, по-разному вошедшей в культурные традиции многих

стран и народов, стал частью их повседневной жизни. Он изменил местные

традиции, но и сам претерпел изменения. Буддизм способствовал расцвету

культуры этих стран - архитектуры (строительство храмов, монастырей и

ступ), изобразительного искусства (буддийская скульптура и живопись), а

также литературы.

БУДДИЗМ НА ЗАПАДЕ

Пожалуй, ни одна из восточных религий не вызывала у европейцев таких

сложных и противоречивых чувств, как буддизм. И это вполне понятно -

буддизм как бы бросал вызов всем основным ценностям христианской

европейской цивилизации. В нём отсутствовало представление о боге-творце и

вседержителе вселенной, он отказался от понятия души, не было в нём и

религиозной организации, подобной христианской церкви. А главное, вместо

райского блаженства а спасения он предлагал верующим нирвану - полное

небытие, ничто. Неудивительно, что человеку Запада, воспитанному на

христианских традициях, такая религия казалась парадоксальной, странной. Он

видел в ней отклонение от самого понятия религии, образцом которой

считалось христианство.

РЕЛИГИЯ ЛИ БУДДИЗМ

После всего вынесказанного возникает вопрос: а является ли буддизм

религией? В самом деле, что же делает его религией, если в нём нет ни

такого Бога, как в христианстве, исламе и других монотеистических религиях,

ни такой веры в богов, как в политеистических религиях, ни бессмертной души

- основы спасения во всех других религиях, нет церкви как посредника между

богом и людьми? Тем не менее известно, что буддизм исповедуют большинство

народов Азии. Буддизм - религия прежде всего потому, что учит верить в

спасение, или, как говорят буддисты, в возможность для человека достичь

нирваны. Однако спасает в буддизме не бог; спасение приходит изнутри

человека в результате его собственных духовных усилий.

b 20----------

1. Эстетическая сущность художественно-промышленного конструирования.

см. билет 19.

Конструирование, его синоним - проектирование (правда с более

теоретическим уклоном). Конструируем что-то что будет использоватся,

дизайн чего-то, что используется. Билет 19 и 20 не отличаются.

2. Космоцентризм древнегреческой философии. Учение о бытии и познании.

Тождественность природы и общества, нравственных и правовых норм.

Космоцентризм и основные понятия античной философии. (Космос, Природа,

Логос, Эйдос, Душа).

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет

культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое.

мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало

учение о космосе.

Космос - (вселенная) мир, мыслимый, как упорядоченное едиство.

Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод.

Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный

круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему

возвращается, никто не знает. Космос - порядок, понятие предложено

Пифагором.

Натурфилософы (Фалес (625-545 до Р.Х Милет) и его ученики Анаксимандp

(611-545 Милет), Анаксимен (585-525 Милет)) считают, что основой вещей

является чувственно воспринимаемые элементы вода, воздух неопределенное

вещество - апейрон. Пифагорейцы видели ее в математических атомах; элеаты

усматривали основу мира в едином, незримом бытии.

Природа - (возникнуть, быть рожденным) то что существенно для каждого

сущего с самого его возникновения. Природа - первоначальная сущность (ядро

вещи). Противоположность природе дух.

Логос - (первоначально слово, речь, язык; позже мысль, понятие, разум). У

Гераклита (530-470 до Р.Х. Эфес) и стоиков - мировой разум, идентичный с

безличной возвышающейся даже над богами закономерность Вселенной. Логос -

единый для всего существования закон. По Гераклиту огонь и логос едины.

Иногда, уже у стоиков Логос понимается как личность, как Бог.

Эйдос - (образ, вид) понятия идея. Учение об эйдосе - учение о сущности.

У Платона (427 –347 до Р.Х.) мир идей, эйдосов - истинное бытие из которого

проистекает наш мир, как отражение.

Душа – совокупность побуждений сознания живого существа, особенно

человека, тесно связанные с организмом психические явления. Древние

представления – дыхание из вне. По Платону, душа является нематериальной и

предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией (форма

которая осуществляется в веществе) жизнеспособного тела.

Основные представители (до Сократа):

Фалес (625-547 до Р.Х., Милет) – натурфилософ, все проистекает из воды.

Анаксимандр (610-540 до Р.Х., Милет) – айперон (вакуум).

Анаксимен (585-525 до Р.Х., Милет) – воздух.

Пифагор 580-500 до Р.Х., о. Самос) – числа, переселение душ.

Гераклит (530-470 до Р.Х., Эфес) – учение о логосе, борьба

противоположностей, все изменяется.

Ксенофан (565-473 до Р.Х., Колофон) – земля произошла из моря, монотеист,

скептик; единое и недвижимое –бог (природа).

Парменид (500-400, Элея) – разграничение рационального и чувственного.

Анаксагор (500-428).

Софисты – Протагор(480-410 до Р.Х.) и другие – учителя мудрости. «Человек

есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих,

что они не существуют».

b 21----------

1. Антиномии, апории и парадоксы в познании, их эвристическая роль.

Антиномии – два суждения проивоположные друг другу, но имеющие правл на

существование в виду своей правельности. Кант на этом построил агностицизм.

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА — в "Критике чистого разума" Канта —

противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая

учение о разуме как высшей познавательной способности доводящей синтез,

начатый еще рассудком, до безусловной законченности, Кант вводит в своей

трансцендентальной диалектике понятие "идей разума" (включающих системы

психологических, космологических и теологических идей) — идей

трансцендентальных. В отличие от категорий рассудка, "идеи разума"

представляют собой понятия о глобальных целостностях; мыслимое в них

безусловное единство многообразного никогда не может быть найдено в

границах опыта, и поэтому чувства не могут дать им адекватного предмета.

Однако "драма" человеческого разума, его "судьба", по мысли Канта, состоит

в том, что эти универсальные целокупности разум неизбежно будет стараться

толковать как предметные, неправомерно применяя идеи разума к тому, что не

является чувственно данным. Это, так называемое конститутивное применение

трансцендентальных идей, приводит к тому, что разум впадает в заблуждения,

"иллюзорные ошибки и видимости", свидетельством чего и являются возникающие

при этом, с одной стороны паралогизмы (или, по Канту, "односторонние

видимости", когда речь идет о психологических идеях) и А.Ч.Р., с другой

стороны. Имеется в виду "двусторонняя видимость", т.е. не одно иллюзорное,

а два противоположных утверждения, относящихся друг к другу как тезис и

антитезис — в контексте неправомерного применения космологических идей. В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.