филосовской системы в простое колдовство.
К IX в. ваджраяна заполняет почти весь буддийский мир, но приживается
главным образом в Тибете, откуда проникает в Монголию, а оттуда в XVI -
XVII вв. приходит в Россию.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БУДДИЗМА
Победное шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С
III в. до н.э. буддизм появился на территории Центральной Азии, с I в. н.э.
- в Китае, со II в. - на полуострове Индокитай, с IV в. - в Корее, с VI в.
- в Японии, с VII в. - в Тибете, с XII в. - в Монголии. Используя свой
главный принцип - не нарушать сложившиеся культурные традиции разных стран
и народов и по возможности срастаться с ними, - буддизм быстро прижился
везде и, привившись к дереву местной культуры, дал новые побеги.
Например, в Китае с VIII-IX вв. успешно распространялись два чисто
китайских направления буддизма - школа чистой земли будды Амитабхи и школа
чань. В Японию буддизм проник уже в китайском обличье. Китайские школы
тяньтай, хуаянь-цзун, школа чистой земли будды Амитабхи и чань постепенно
завоевали Японию, став соответственно школами тэндай, кэгон, амидаизма и
дзэн. В Тибете образовалось теократическое государство, упровляемое главой
школы гелукпа далай-ламой, который являлся и религиозным, и государственным
лидером.
Под влиянием буддизма находились Китай, Центральная Азия, Япония.
Буддизм оказывал существенное влияние на религиозные традиции этих
регионов: на индуизм в Индии, даосизм в Китае, синтоизм в Японии, шаманство
в Центральной Азии, бон в Тибете. Эти же религии, воспринимая буддийские
идеи и ценности, в свою очередь сами оказывали влияние на буддизм.
В конце XIX - начале XX вв. буддизм начал распространяться на Западе и
в России. Но в России влияние буддизма долгое время практически не
ощущалось, хотя на её территории проживают народы, исповедующие буддизм в
монгольском варианте (буряты, калмыки, тувинцы). В нашей стране он
представлен в основном в качестве ламаизма. Деятельность ламаистского
духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов,
учрежденным собором 1946 г. Председатель управления носит сан бандидо-
хамболабы и находиться в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным
невдалеке от г. Улан - Уде.
С момента возникновения буддизм прошёл три основные стадии: начинался он
как сектантская религия, проповедовавшая бегство от реальности (эскапизм),
затем превратился в своего рода религию цивилизации, обьединившую различные
культуры и традиции многих стран Азии, и, наконец стал культурной религией,
формирующей культуру, по-разному вошедшей в культурные традиции многих
стран и народов, стал частью их повседневной жизни. Он изменил местные
традиции, но и сам претерпел изменения. Буддизм способствовал расцвету
культуры этих стран - архитектуры (строительство храмов, монастырей и
ступ), изобразительного искусства (буддийская скульптура и живопись), а
также литературы.
БУДДИЗМ НА ЗАПАДЕ
Пожалуй, ни одна из восточных религий не вызывала у европейцев таких
сложных и противоречивых чувств, как буддизм. И это вполне понятно -
буддизм как бы бросал вызов всем основным ценностям христианской
европейской цивилизации. В нём отсутствовало представление о боге-творце и
вседержителе вселенной, он отказался от понятия души, не было в нём и
религиозной организации, подобной христианской церкви. А главное, вместо
райского блаженства а спасения он предлагал верующим нирвану - полное
небытие, ничто. Неудивительно, что человеку Запада, воспитанному на
христианских традициях, такая религия казалась парадоксальной, странной. Он
видел в ней отклонение от самого понятия религии, образцом которой
считалось христианство.
РЕЛИГИЯ ЛИ БУДДИЗМ
После всего вынесказанного возникает вопрос: а является ли буддизм
религией? В самом деле, что же делает его религией, если в нём нет ни
такого Бога, как в христианстве, исламе и других монотеистических религиях,
ни такой веры в богов, как в политеистических религиях, ни бессмертной души
- основы спасения во всех других религиях, нет церкви как посредника между
богом и людьми? Тем не менее известно, что буддизм исповедуют большинство
народов Азии. Буддизм - религия прежде всего потому, что учит верить в
спасение, или, как говорят буддисты, в возможность для человека достичь
нирваны. Однако спасает в буддизме не бог; спасение приходит изнутри
человека в результате его собственных духовных усилий.
b 20----------
1. Эстетическая сущность художественно-промышленного конструирования.
см. билет 19.
Конструирование, его синоним - проектирование (правда с более
теоретическим уклоном). Конструируем что-то что будет использоватся,
дизайн чего-то, что используется. Билет 19 и 20 не отличаются.
2. Космоцентризм древнегреческой философии. Учение о бытии и познании.
Тождественность природы и общества, нравственных и правовых норм.
Космоцентризм и основные понятия античной философии. (Космос, Природа,
Логос, Эйдос, Душа).
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет
культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое.
мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало
учение о космосе.
Космос - (вселенная) мир, мыслимый, как упорядоченное едиство.
Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод.
Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный
круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему
возвращается, никто не знает. Космос - порядок, понятие предложено
Пифагором.
Натурфилософы (Фалес (625-545 до Р.Х Милет) и его ученики Анаксимандp
(611-545 Милет), Анаксимен (585-525 Милет)) считают, что основой вещей
является чувственно воспринимаемые элементы вода, воздух неопределенное
вещество - апейрон. Пифагорейцы видели ее в математических атомах; элеаты
усматривали основу мира в едином, незримом бытии.
Природа - (возникнуть, быть рожденным) то что существенно для каждого
сущего с самого его возникновения. Природа - первоначальная сущность (ядро
вещи). Противоположность природе дух.
Логос - (первоначально слово, речь, язык; позже мысль, понятие, разум). У
Гераклита (530-470 до Р.Х. Эфес) и стоиков - мировой разум, идентичный с
безличной возвышающейся даже над богами закономерность Вселенной. Логос -
единый для всего существования закон. По Гераклиту огонь и логос едины.
Иногда, уже у стоиков Логос понимается как личность, как Бог.
Эйдос - (образ, вид) понятия идея. Учение об эйдосе - учение о сущности.
У Платона (427 –347 до Р.Х.) мир идей, эйдосов - истинное бытие из которого
проистекает наш мир, как отражение.
Душа – совокупность побуждений сознания живого существа, особенно
человека, тесно связанные с организмом психические явления. Древние
представления – дыхание из вне. По Платону, душа является нематериальной и
предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией (форма
которая осуществляется в веществе) жизнеспособного тела.
Основные представители (до Сократа):
Фалес (625-547 до Р.Х., Милет) – натурфилософ, все проистекает из воды.
Анаксимандр (610-540 до Р.Х., Милет) – айперон (вакуум).
Анаксимен (585-525 до Р.Х., Милет) – воздух.
Пифагор 580-500 до Р.Х., о. Самос) – числа, переселение душ.
Гераклит (530-470 до Р.Х., Эфес) – учение о логосе, борьба
противоположностей, все изменяется.
Ксенофан (565-473 до Р.Х., Колофон) – земля произошла из моря, монотеист,
скептик; единое и недвижимое –бог (природа).
Парменид (500-400, Элея) – разграничение рационального и чувственного.
Анаксагор (500-428).
Софисты – Протагор(480-410 до Р.Х.) и другие – учителя мудрости. «Человек
есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих,
что они не существуют».
b 21----------
1. Антиномии, апории и парадоксы в познании, их эвристическая роль.
Антиномии – два суждения проивоположные друг другу, но имеющие правл на
существование в виду своей правельности. Кант на этом построил агностицизм.
АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА — в "Критике чистого разума" Канта —
противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая
учение о разуме как высшей познавательной способности доводящей синтез,
начатый еще рассудком, до безусловной законченности, Кант вводит в своей
трансцендентальной диалектике понятие "идей разума" (включающих системы
психологических, космологических и теологических идей) — идей
трансцендентальных. В отличие от категорий рассудка, "идеи разума"
представляют собой понятия о глобальных целостностях; мыслимое в них
безусловное единство многообразного никогда не может быть найдено в
границах опыта, и поэтому чувства не могут дать им адекватного предмета.
Однако "драма" человеческого разума, его "судьба", по мысли Канта, состоит
в том, что эти универсальные целокупности разум неизбежно будет стараться
толковать как предметные, неправомерно применяя идеи разума к тому, что не
является чувственно данным. Это, так называемое конститутивное применение
трансцендентальных идей, приводит к тому, что разум впадает в заблуждения,
"иллюзорные ошибки и видимости", свидетельством чего и являются возникающие
при этом, с одной стороны паралогизмы (или, по Канту, "односторонние
видимости", когда речь идет о психологических идеях) и А.Ч.Р., с другой
стороны. Имеется в виду "двусторонняя видимость", т.е. не одно иллюзорное,
а два противоположных утверждения, относящихся друг к другу как тезис и
антитезис — в контексте неправомерного применения космологических идей. В
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40