Рефераты. Шпора к канд. минимуму по философии






соответствии с четырьмя классами ранее выделенных им категорий рассудка

Кант выводит четыре антиномии, или четыре группы противоречащих друг другу

суждений, касающихся: 1) величины мира, 2) его деления, 3) возникновения и

4) зависимости существования. Они сформулированы им следующим образом: 1)

"Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве / Мир не

имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во

времени, и в пространстве". 2) "Всякая сложная субстанция в мире состоит из

простых частей, и вообще существует только простое, или то, что сложено из

простого / Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей и

вообще в мире нет ничего простого". 3) "Причинность по законам природы есть

не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире.

Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность / Нет

никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы". 4) "К

миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно

необходимая сущность / Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности —

ни в мире, ни вне мира — как его причины". Важно отметить, что антиномиями

Кант считает отнюдь не любые, уже противоречащие друг другу суждения. К их

числу могут быть отнесены только те, истинность которых не может быть

проверена непосредственно в опыте, т.е. предельно общие, "воспаряющие над

опытом знания", касающиеся мироздания в целом, а также обязательно

доказанные суждения. Поэтому сам Кант, выделив антиномии, затем

последовательно доказывает тезисы и антитезисы каждой из них, пользуясь при

этом так называемой логикой от противного. Лишь после этого он разрешает

антиномии. При этом сама процедура "разрешения космологической диалектики"

понимается им как ее радикальное устранение из "метафизики", прошедшей

через горнило "критического исследования". В отношении первых двух

антиномий (математических) Кант признал ложность как тезисов, так и

антитезисов ("Так как мир не существует сам по себе, то он не существует ни

как само по себе бесконечное целое, ни как само по себе конечное целое").

Устранение второй антиномии осуществлялось аналогичным образом. Что же

касается третьей и четвертой антиномий (динамических), то, по мысли Канта,

и тезисы и антитезисы здесь могут быть одновременно истинными, хотя и в

разных отношениях, так как они представляют собой "синтез разнородного" —

феноменов и ноуменов. Кантовская антитетика, представляющая собой учение о

противоречиях человеческого разума и их роли в познании, сыграла большую

роль в истории диалектики, поставив целый ряд проблем перед его

непосредственными последователями, и явившись, таким образом, мощным

импульсом для собственно диалектических размышлений всех представителей

немецкой философии. [См. также "Критика чистого разума" (Кант).]

ПАРАДОКСЫ (греч. paradoxes — неожиданный) — противоречия в рассуждении,

возникающие при соблюдении его логической правильности. Понятие «П.»

родственно понятиям апории и антиномии. Антиномии делятся на два вида:

семантические (подобные сформулированной еще в античной философии антиномии

«Лжец»: «Один критянин сказал: «Все критяне лгут». Что он сказал — истину

или ложь?» Если его высказывание истинно, то оно должно быть ложным, если

же оно ложно, то критянин сказал истину) и П., к к-рым относят формально-

логические противоречия, вскрытые в кон. 19 в. в теории множеств и

математической логике. Напр., открытый Расселом парадокс о множестве всех

нормальных множеств, выраженный в обычном, естественном языке, может быть

описан следующим образом: «Полковой парикмахер бреет тех, и только тех,

солдат и офицеров своего полка, к-рые не бреются сами. Должен ли он брить

самого себя?» И положительный и отрицательный ответы на этот вопрос

оказываются в равной степени доказуемыми. Наличие в рассуждении (теории)

формальнологических противоречий (П.) свидетельствует о научной

непригодности этого рассуждения. Отсюда возникают проблемы выяснения причин

появления П. и нахождения способов их устранения. Главная причина

возникновения в научном рассуждении П. состоит в сложном диалектическом

характере человеческого познания, в противоречивом взаимоотношении его

формы и содержания. Универсального пути устранения П. не существует. В

логике и математике разработаны способы устранения П. определенных видов

(теория типов, различение языков разных уровней и др.).

АПОРИЯ (греч. aporia — затруднение) — трудноразрешимое

положение, возникшее в резуль- тате противоречия в рассуждени- ях.

Классическим примером А. считаются парадоксы Зенона

Элейского. Напр., летящая стрела каждый миг занимает какое-то

определенное место, равное само му себе. Но так как для всякого

перемещения предмета необходи- мо место большее, чем то, какое

занимает этот предмет, то движу- щаяся стрела, по мнению Зенона,

неподвижна. Зенон обнаружил противоречивый характер движе

ния, выразившийся в том, что движущееся тело должно одно-

временно быть там, где оно есть, и там, где его нет. Поскольку это

противоречие, по его мгению, не- возможно, то никакого движения не

существует. Рассуждения Зе- нона оказали большое влияние на многих

позднейших философов (Антиномия), Научное разреше- ние

апорий возможно на основе . материалистической диалектики. Движение

она рассматривает как единство противоположностей — прерывности и

непрерывности, т. к. движущееся тело одновремемно находится и не находится

в данной точке траектории. В основе трактовки апорий как неразрешимых

противоречий лежит свойственное метафизике отрицание противоречивого

характера бытия и сознания.

ЭВРИСТИКА (греч. heurisko — нахожу) — наука о возникновении нового

(суждений, идей, способов действия) в знании и деятельности человека. Э,

представляет собой комплексную отрасль знания, объединяющую ряд разделов

философии, психологии, математики, научной организации труда. Центральное

место в ней занимает психология продуктивного (творческого) мышления,

предметом к-рой являются психологические механизмы решения различных задач,

проблемных ситуации, В поле зрения Э. находятся также условия формирования

способностей к творческой •интеллектуальной деятельности (эвристическое

обучение) и методы ее организации. Значение Э. возрастает в связи с

ускорением технического прогресса, с расширением круга проблем, подлежащих

разрешению. Развитие кибернетики привело к появлению эвристического

программирования — специального направления в моделировании мыслительной

деятельности средствами электронной техники. В основе разрабатываемых

эвристических программ лежит понимание процесса решения задач как

прохождения лабиринта (когда один за другим перебираются всевозможные вари-

анты решения). В связи с этим в программу для электронной машины

закладываются специальные приемы, ограничивающие число перебираемых

вариантов решения и облегчающие тем самым поиски нужного варианта. Такие

приемы были названы «эвристиками». В настоящее время проводятся

исследования, имеющие своей целью совершенствование эвристического

программирования. Это открывает большие перспективы для программирования

интеллектуальной деятельности человека, для создания машин, моделирующих и

облегчающих эту деятельность.

Древнекитайская философи. Конфуцианство и даосизм.

Основы КОНФУЦИАНСТВА были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием Выражая

интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть

правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на

высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом

справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило

нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2

в. до н. э. и до Синьхайской революции 1911-1913 конфуцианство являлось

официальной государственной идеологией.

КОНФУЦИЙ - (Кун-цзы) - (ок . 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель,

основатель конфуцианства. КОНФУЦИЙ (латинизированная форма от кит. Кун Фу-

цзы - учитель Кун), Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжун-ни [552/551, Цзоу в царстве

Лу (современный город Цюйфу провинции Шаньдун) - 479 до н. э., там же],

древнекитайский мыслитель.

Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было

три года, мать - когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось

быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он

получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной

кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на государственной службе,

однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же,

уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского

Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения.

Миссия успеха не имела. В конце концов Конфуцию пришлось целиком посвятить

себя педагогической деятельности. Конфуций считается первым частным

учителем в Китае. Его известность как знатока книг "Ши цзин" и "Шу цзин",

ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание

его суждений и диалогов - "Лунь юй" (один из основных источников по этико-

религиозному учению конфуцианства).Учение Подчеркивая свою приверженность

традиции, Конфуций говорил: "Я передаю, но не создаю; я верю в древность и

люблю ее" (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.