Рефераты. Шпора к канд. минимуму по философии






свобода, справедливость, счастье.

2. Основные этапы развития русской философии и их характеристика.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако

специф Р фил во многом складывалась под влиянием социально культурных

процессов,

происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в

становлении рус. фил мысли.

Русская фил. имеет тысячелетную историю и охватывает период с середины

Х по середину ХХ века.

Ф. Киевской Руси (Х-Х11). Первый известный документ древнерусской

фил. средневековья - это «Слово о Покое и Благодати» митрополита киевского

Иллариона (1037- 1050). До этого момента основные сочинения фил. Мысли на

Руси были переводные тексты византийских, болгарских и сербских авторов.

Ярким мыслителем этого времени был Кирилл Туровский: «Притча о душе и теле

человека», «Слово премудрости»; Владимир Мономах учение посвящено вопросам

светской этики и нравственного самосовершенствования на основе

христианского смирения Поучение было адресовано ею сыновьям; Даниил

Заточник (.конец XII- начало XIII века). «Слово».

Крупнейшим мыслителем. применившим возникшее в Византии православно-

монашеское учение «Исихазма» к практике социальной действительности был Нил

Сорский (1433-1508). Самое крупное сочинение «Большой устав». В нем

рассмотрены вопросы фил., этики и психологии. Борьбу со злом, с точки

зрения Н.С., человеку следует начать с очищения своего сознания путем

особой практики дыхания, медитации и внутренней крестовой молитвы,

сопровождаемой мысленной концентрацией на внутрисердечном пространстве.

Н.С, стал духовным вождем нестяжателей, которые требовали, чтобы церковь,

отказалась от земельной собственности, а все монахи жили своим трудом и

занимались духовным самосовершенствованием вдали от общества. Нестяжателям

противостояли иосифяне. Их главой был Иосиф Болотский (1440 - 1515). Их

базовое сочинение называлось «Просвятитель». И.Б. считал, что церковь

должна жить трудом монастырских крестьян, а монахи должны активно вести

культурно-просвятительскую деятельность (переписывать книги,

совершенствоваться в иконописи, направлять духовную жизнь страны, не

отвлекаясь на хоз. Заботы о своем существовании).

Выдающийся мыслитель 15 века Максим Грек (1470-1556). Ему принадлежат более

300 переводных и оригинальных произведений: «Платон-философ», «Беседы души

и ума», «Слово противления». Он видел главное предназначение человека в

духовной деятельности. В послании к Ивану Грозному он утверждал, что только

тот, кто научится управлять собой может повеливать другими. Для этого

необходимо обуздать 3 великих греха: сластолюбие, сребролюбие, сластолюбие.

Начиная с 18 в на Руси складывается отечественная система фил.образования.

в 1687 г в Москве основана Славяно-Греко-Латинская академия. (первый

российский ВУЗ). Возглавляли греческие монахи братья Лихуды, положившие

начало профессионального преподавания философии в России.

Русская Фил. Эпохи империи. Первым русским философом был Григорий

Сковорода. Выделяют следующие этапы:

Фил. Русского просвящения: Феофан Прокопович, Татищев, Ломоносов,

Щербатов, Радищев

Фил. Декабристов Бестужев-Рюмин, Муравьев, Якушкин, Пестель и др.

В сер 19 в происходит становление русской самостоятельной научно-

ориентированной фил. Школы; занявшей резкокритическую позицию по

отношению к западной фил. Первые славянофилы были: Хомяков(основатель),

братья Киреевские, Данилевский («Россия и Европа»), Леонтьев. Западники:

Чаадаев, Белинский, Герцен. Фил. Народничества: Ткачев, Бакунин,

Чернышевский, Крапоткин, Лавров. Консерватизм: Уваров, Катков,

Победоносцев. Естественнонаучный материализм: Сеченов, Мечников,

Менделеев. С конца 19 в возникают первые всеобъемлющие фил. Системы: фил.

Всеединства Соловьева, русский интуитивизм, персонализм (Лопатин,

Козлов), позитивизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм

(Бердяев, Шестов), русский марксизм (Плеханов, Ленин Богданов), русский

космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский).

b 16----------

Формы и методы научного познания. Критерии научности в процессе

развития знаний.

Уровни научного знания. Основные методы и формы

эмпирического и теоретического знания.

Б 9 №1 (критерий истинности)

Научное знание есть сложная система с разветвленной иерархией

структурных уровней. Вычленяют три основных уровня: локальное знание,

которое в любой научной области соотносится с теорией; знание, составляющее

целую научную область; знания, представляющие всю науку. о структуре лок

чуть позже. 2 уровень. в науке всегда осуществляется интегративная фукц, то

есть любая научн дисц интегрирует охватываемыеею знания. Она состоит из

таких научн областей, специфика которых отображается относительно

замкнутыми системами понятий, представляющих собой теории. Именно они

объединяют вокруг себя соответствующий данной предметной области

эмпирический материал. 3уровень. Наука сущ не толко для того, чтобы

отображать действительность,но и для того, чтобы рез-ты этого отражения

моли быть использованы людьми. На науку оказывает влияние определенная

форма культуры, в которой она формируется. Стиль научного мышления

вырабатывается на базе не только соц -научных, но и философских

представлений, обобщающих развитие как науки, так и всей челов практики.

НЕобходимо отметить, что различные области науки выполняют различные

функции.

1 уровень. Выделяют эмпирические и теоретические знания. В науке

разл эмпир и теорет уровни исследования. Это различение имеет своим

основанием 1. - методов познавактивности;2. - характер достигаемых

результатов. Эмпир исследование предполагает выработку программы

исследований, организ наблюдения и экспериментов, описание и обобщение

экспер данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом для эмпир

познания характерна фактофиксирующая активность. Теорет познание - это

сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.

Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы... Исторически

эмпир познание предшествует теорет, но только этим путем нельзя достигнуть

полного и истинного знания.

Эмпир исследование, выявляет все новые данные наблюд и эксперим,

ставит перед теорет мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему

совершенствованию. Однако и обогащающееся теорет знание ставит перед

наблюдением и эксперим все более сложные задачи.

Всякое наблюдение начин не со сбора фактов, а с попытки решения

какой-то задачи, в основе кот всегда лежит известное предположение,

догадка, постановка проблемы.

Постановка проблемы и исследов программа. Люди стремятся познать

то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с кот мы обращаемся к самой

природе, к жизни , к практике и теории. Поставить проблему порой не менее

трудно, чем найти ее решение: правильная постановка пробл в известной мере

направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый

ставит проблему и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает и

исследов программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из

предполагаемого ответа на свой вопрос. этот предполаг ответ выступает в

виде гипотезы.

Наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное,

направленное восприятие, имеющее целью выявление сущ свойств и отношений

объекта познания. Оно м.б. непосредств и опосредованным приборами.

Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соотв с исследов

программой позволяет отобразить объекты с наиб точностью и может быть

многократно повторено при варьировании условий.

Но чел не может ограничиться ролью только наблюдателя:

наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует

эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно,

или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям

исследования. В ходе экспер исследователь активно вмешивается в исслед

процесс. В процессе н познания применяется и мысленный эксперимент,

когда уч в уме оперирует опред образами, мысленно ставит объект в опред

условия.

Экспер двусторонен. С одной стор он способен подтвердить или

опровергнуть гипотезу, а с др - содержит возможность выявления неожиданных

новых данных.

Т.о. эксперим деятельность облад сложной структурой: теорет

основы экс - научные теории, гипотезы; мат основа - приборы;

непосредственное осущ экспер; эксперим наблюдение; колич и кач анализ рез

эксперим, их теорет обобщение. Эксперимент одновременно принадлежит и к

познавательной, и к практической деятельности людей, использует теоретич

знания, являясь частью эмпирики.Виды экс : исследовательский или поисковый,

проверочный или контрольный, воспроизводящий, изолирующий, качественный или

количественный, подтверждающий, опровергающий или решающий.Мысленный ---

особый вид между теор и эмпирич.

Необход условием н исследования явл установление фактов. Факт,

от factum

- сделанное, совершившееся. Факт - это явление материального или

духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания,

зафиксированность какого-либо предмета, явления, свойства или отношения.

"Факты - это воздух ученого", - говорил Павлов. Самое характерное для

научного факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.