Рефераты. Шпора к канд. минимуму по философии






в основе кот лежит мировой разум, абс идея или мир дух. Это - деятельное

начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абс

идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания

разум мира проходит 3 этапа : пребывание самопознающей абс идеи в ее

собственном лоне, в стихии чистого мышления ( логика, в кот идея

раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики);

развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развив не сама

природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории

человечества (история духа). На этом последнем этапе абс идея

возвращается к самой себе и постигает себя в форме челов сознания и

самосознания.

ЛОГИКА. Предшествует истории и природе, творит их. Делится на три

части: учение о бытие, о сущности и о понятии. Бытие и сущность ---

ступеньки, по которым взбирается понятие, затем предстает в всеобщности

и полноте. в логике развитие абсолютной идеи происходит в форме

абстрактных логических категорий. Отправная точка - чистая абстрактная

мысль о бытие. стремится получить свое содержание через нечто, что есть

уже не чистое бытие, а определенное бытие. начинается процесс становления

абсолютной идеи. Определенное бытие на след ступеньке выступает как нечто

определенно сущее или качество. Категория качества развивается в единстве

с категорией количества - мера. Переход количества в качество,

скачкообразность процесса развития, прерывная постепенность.

От бытия, понимаемого как явление, переход к глубоким внутренним

закономерностям - сущности.Здесь закон о взаимопроникновении

противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Противоречие есть

соотношение противоположностей, которое нуждается в разрешении или

снятии. Результат есть снятие противоречия. Противоречия : соотношение

основания и следствия, возможности и действительности, случайности и

необходимости, причинности и взаимодействия. Противоречия есть развитие

явления. Действительность есть единство сущности и существования.

Сущность же сама основание существования. Отвергает представления о ее

непознаваемости.

Та необходимость, с которой происходит развитие в области бытия и

сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в

свободу, которая есть осознанная необходимость. Критикует формальную

логику и метафизику, развивает диалектику общего, особенного и

единичного. Истина есть процесс совпадения мысли с объектом, что

достигается в идее. Идея есть безусловное единство понятия и предмета.

ИНОБЫТИЕ или природа. создательница природы --- мысль. Ступени

развития природы --- механизм, химизм, организм. высказал ценные догадки

об их взаимосвязи. Природа не есть саморазвитие, а лишь проявление

саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность.

ДУХ - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух --- душа

или дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух --- сфера права.

Он является свободным волеизъявлением, а система права--- царство

свободы.Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье,

обществе и государстве. Абсолютный дух ---вечно действительная истина.

Проходит три степени развития: искусство(непосредственная форма знания

абс истины), религия (содержит понятие бога), философия(высшая ступень

развития, полное раскрытие истины, содержащееся в иск и рел. Идея познает

саму себя, возвышается до чистого принципа, соед конец абс идеи с ее

началом).

В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абс идея сущ до

природы, порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит

обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против

агностицизма Канта).Построена на единстве триады тезис-антитезис-синтез.

Его система вбирает логику и философию природы, антропологию и

психологию, фил права и этику, фил государства и гражданского общ, фил

религиии и эстетику, историю философии и фил истории и т.д.

Фил взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно

понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии,

что развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от низших

форм к высшим, что в этом проц совершается переход от колич изменений в

качественные, что источником развития являются противоречия: противор

движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет

принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность

представлена как цепь диалект переходов. Каждое понятие и категория у

него во внутренней необходимой связи со всеми остальными, взаимно

переходят друг в друга. категории есть чистые мысли, и в силу тождества

бытия и мышления, диалектика категорий всеобща, существует не только для

философского познания, но и в обыденном опыте. Создал систему определений

категорий.

Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество. Вещь

есть то, чем она является благодаря качеству. количество есть внешняя для

бытия определенность, дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное

скачкообразное развитие. Закон Взаимопроникновения противоположностей -

идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей.

Закон отрицания отрицания - развитие не только абс идеи, но и каждой

отдельной вещи. Природа диалектического отрицания --- не тотальное

отрицание, а сохранение положительного. Тут теория познания, разработка

абсолютной и относительной истины. каждая ступень дает картину

абсолютного, но неполную, незаконченную.

Однако гег фил проникнута глубоким противоречием. Что же это за

противоречие? Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания.

Поскольку же объективной основой его явл абс дух, а целью - самопознание

этого абс духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система

познания, пройдя цикл познават ступеней, завершится последней ступенью -

самопознание, реализацией которого явл сама фил Гегеля. Т.о., противор

методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным.

Данное противор у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл источником

дальнейшего развития. Фил Г оказалось обращенной в прошлое -- отражение

пути, пройденного человечеством, при этом настоящее есть вершина,

конечная ступень. К тому же нет диалектики материи --- нет ее развития во

времени. так как это просто результат материализации идеи или ее

отчуждения.

Социальная философия. Подчеркивал роль орудий производства,

экономических и социальных отношений, географии. История носит

закономерный характер, в котором проявляется мировой разум. Люди,

преследуя свои цели, осуществляют в тоже время историческую

необходимость, великие люди--- воплощение духа своего времени. смысл

истории--- прогресс в сознании свободы.

Различает гражданское общество и политическое государство. Гр общ ---

сфера реализации частных целей. Три момента 1) система потребностей; 2)

отправление правосудия; 3) полиция и кооперация. Для гр общ необходима не

только частная собственность, но и защита ее со стороны закона, суда и

полиции. Важна также гласность и публичность. Гр общ и государство

соотносятся как рассудок и разум. Гр общ - внешнее государство, а

подлинное гос --- разумно и есть основание гр общ Государство есть

разделение властей как его членов. Обосновывает наследственную

конституционную монархию.

Билет №14

1. Проблема отчуждения. Исторические трансформации отчуждения.

Отчуждение--- процесс превращение деятельности человека и продуктов

этой деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу.

Следствие этого - фетишизация предметного мира. Субъект превращается в

объект манипуляций, что появляется в апатии, атрофии гуманитарных

ценностей. формы отчуждения: 1) опустошение и обеднение труженика в

процессе труда; 2) отч условий деятельности от деятельности -

противостояние условий труда (собственность на средствапроиз, управление,

организация) - субъекту труда; 3) отч результатов деятельности от

субъекта;4) отч теории от практики, что дает отклонения в сознании и

поведении членов общества; 5) соц структур иинститутов от трудящихся --

бюрократическая машина.

Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.

1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные

для жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не

принадлежат - они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир предм,

не принадл ему. Природа делается для раб только средством труда, а

предметы, кот создаются в производстве - средством жизни, физ

существования. Раб полностью от них зависит.

2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не

удовлетвор потребности в труде, а только средство для удовлетвор др

потребностей. Только вне труда р. распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о

он свободен только осущ. жизненные функции, общие у чел с животными. А труд

– форма деят, специф для чел, для раб представляется унижением в себе

человека.

3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов.

жbвет в природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь –

деятельный контакт с прир, в кот главное - труд, производство:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.