Рефераты. Шпора к канд. минимуму по философии






этику, фил государства и гражданского общ, фил религиии и эстетику, историю

философии и фил истории и т.д.

Фил взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что

невозможно понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем

развитии, что развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от

низших форм к высшим, что в этом проц совершается переход от колич

изменений в качественные, что источником развития являются противоречия:

противор движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности,

составляет принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность

представлена как цепь диалект переходов. Каждое понятие и категория у него

во внутренней необходимой связи со всеми остальными, взаимно переходят друг

в друга. категории есть чистые мысли, и в силу тождества бытия и мышления,

диалектика категорий всеобща, существует не только для философского

познания, но и в обыденном опыте. Создал систему определений категорий.

Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество.

Вещь есть то, чем она является благодаря качеству. количество есть внешняя

для бытия определенность, дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное

скачкообразное развитие. Закон Взаимопроникновения противоположностей -

идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей. Закон отрицания

отрицания - развитие не только абс идеи, но и каждой отдельной вещи.

Природа диалектического отрицания --- не тотальное отрицание, а сохранение

положительного. Тут теория познания, разработка абсолютной и относительной

истины. каждая ступень дает картину абсолютного, но неполную,

незаконченную. Однако гег фил проникнута глубоким противоречием. Что же

это за противоречие? Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания.

Поскольку же объективной основой его явл абс дух, а целью – самопознание

этого абс духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система

познания, пройдя цикл познават ступеней, завершится последней ступенью -

самопознание, реализацией которого явл сама фил Гегеля. Т.о., противор

методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным.

Данное противор у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл источником

дальнейшего развития. Фил Г оказалось обращенной в прошлое - отражение

пути, пройденного человечеством, при этом настоящее есть вершина, конечная

ступень. К тому же нет диалектики материи --- нет ее развития во времени.

так как это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.

Социальная философия. Подчеркивал роль орудий производства,

экономических и социальных отношений, географии. История носит закономерный

характер, в котором проявляется мировой разум. Люди, преследуя свои цели,

осуществляют в тоже время историческую необходимость, великие люди---

воплощение духа своего времени. смысл истории--- прогресс в сознании

свободы.

Различает гражданское общество и политическое государство. Гр общ ---

сфера реализации частных целей. Три момента 1) система потребностей; 2)

отправление правосудия; 3) полиция и кооперация. Для гр общ необходима не

только частная собственность, но и защита ее со стороны закона, суда и

полиции. Важна также гласность и публичность. Гр общ и государство

соотносятся как рассудок и разум. Гр общ – внешнее государство, а подлинное

гос --- разумно и есть основание гр общ Государство есть разделение властей

как его членов. Обосновывает наследственную конституционную монархию.

b 23----------

1. Биологическое и социальное в человеке.

О биологичности человека даже не имеет смысла говорить, все едят,

пьют, спят, болеют и т.д. С этим, даже, ни кто ни когда не спорил.

Социальное: Если придерживатся традициям дарвина, тьо человек вышел из

обезьян, они социальные животные, живут сообщевом. Всуе упомянуть о При

этом человек - личность. (порассуждати на эту тему)

Происхождение человека. Проблема антропосоциогенеза.

Человек в ряду других живых существ. Труд, общение и речь как

основные факторы антропосоциогенеза.

Дарвин, Гексли и Геккель доказали происхождение чел-ка от высших

приматов третичного периода. При этом движущ силой стала общественно-

трудовая деятельность людей, создавшая специфические общ связи, культуру и

сформировавшая телесную организацию человека. Процесс возникн чел от

австралопитеков к наземному сущ, всеядному питанию и естеств предметов в

качестве орудий труда. Далее их подправка и совместные действия как охота,

дележ добычи привели к появлению грубых орудий труда, отсюда питекантропы и

синантропы. Их потомки --- неандертальцы (непонятно, откуда взявшиеся и

куда пропавшие кроманьонцы) создали первые искусств сооружения, умели

добывать огонь.

Труд есть целесообразная деятельность челов, направленная на

создание матер и дух благ, необходимых для жизни индивидуума. Именно труд

отличает чел от животного, так как он есть единственная присущая всем

форма общ жизни вещь. Процесс труда включает два ряда отношений.

1. Отношение чел к природе. Преобразуя внешнюю сторону, чел тем

самым преобразует и внутреннюю сторону. Изменение внеш стороны есть

приспособление предметов к потребностям. Процесс труда включает 1)

целесообразную деятельность или собственно труд; 2) предмет труда; 3)

средства труда; 4) результат труда.

2. Общественный характер отношения людей в процессе труда. Эта

сторона развилась на основе и в единстве с первой, но не сводится к ней.

Из необходимости совместного труда возникла необходимость общения, затем

речь устная и письменная. Это положило начало абстрактному мышлению. Тем

не менее, непонятно, на какой стадии и в результате какого скачка появилось

сознание, что и отличает чел от животного. Сознание есть особое

онтологическое понятие, свойственное исключительно человеку, и появившееся

из психики высших животных, но не сводимо к ней. Возникает проблема

соотношения биологического и социального в человеке, его месте в ряду друг

жив существ.

Биологическое выражается в генах, нервно-мозговых процессах, обмене

веществ и тд. Каждый при рождении обусловлен генотипом, стоит вопрос,

сколько определяется им. По наследству передаются внешние физические

признаки, некоторые психические качества, иногда одаренность. Исследования

близнецов, разлученных в малом возрасте, показали, что определяется очень

многое. При этом задатки есть только возможность и предпосылка, но не

действительность. Единство 3 факторов ----биологического, социального и

психического.

Две крайние точки : пансоциологизм (против генетики, человек

формируется только в резте общ жизни и социальной среды. перевоспитание

коммунизмом и прочие штучки) и панбиологизма(расистские учения , фашизм.

Все определяется биологией, одна раса изначально превосходит другую на

уровне генотипа. ) Теория о совместной геннокультурной эволюции --- задача

современной социобиологии. Она пытается перенести этологию на анализ

человека. У человека не может быть трансцендентальных целей, возникших вне

его биологической природы. Социальная деятельность определяется целиком

биологией. Но контрпример --- маугли. Дети не становятся людьми вне

общества, а звери в основном сохраняют все свои качества (хотя высшие

животные уже не все), что говорит о качественном отличии.

Для анализа и координации возникла нервная система, и развитие

способности отражения действительности пошло в направлении

совершенствования воспринимающих рецепторов и развития средств анализа

агентов среды. человек как завершение эволюции второго пути. Это

информационное отражение достигло у высших животных высокого уровня, а

поведение стало сложным, что говорят о психике вж. Способность оперировать

образами, и появляется опережающее отображение. Особенно этот процесс виден

на эволюции домашних животных, приспособившихся к человеку. Но животные

пошли по первому пути в основном.

Сознание отдельного индивида есть не только продукт его собственного

развития, но и развития культуры и среды, в которой он воспитывается.

Процесс развития мозга у ребенка проходит разные фазы, и если в это время

не вложить нужные знания, то он не станет человеком даже при нормальной

психике. Стадии развития по Пиаже 0-2 года - сенсомоторная стадия, ребенок

учится координировать себя в пространстве и восприятие. Вторая стадия 2-7

лет -- овладение речью и интериоризация (процесс заимствования из внешнего

мира понятий, ценностей, взглядов внутрь себя). 8-11 лет - системный подход

к интеллекту, мыслительные операции становятся обратимыми. Материал

усваивается путем применения сложившихся схем мышления --- ассимиляция.

Если задача не решается, то приходится строить новую схему --- аккомодация.

11-15 лет – формирование формально-абстрактного мышления, логика и тд.

Теория Павлова. Агенты внешней среды могут играть роль сигналов, рег

повеление жив. Они составляют первую сигнальную систему. Слова и речь есть

специфическая для человека система сигналов, составляет вторую сигнальную

систему, надстроенную над первой. Это и есть особенность человека.

2. Возникновение и развитие философии марксизма.

Философия классического марксизма.

В ранних работах Маркс развивал гегелевское учение об отчуждении.

Отчужденный труд Марксом рассмотрен в 4 аспектах. 1) Рабочий использует

материалы, взятые у природы, и получает продукты труда. 2) Процесс труда

для рабочего принудителен. Только вне труда рабочий свободен. 3) Труд

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.