Рефераты. История формирования субъективности (структурно-феноменологический анализ)






первый). Исследователи мифа отмечают большое количество признаков

мифического сознания, здесь и "фетишизм", и "анимизм", и "зооморфизм" и

т.д. Однако суммируя эти черты язычества, хочется определить одну

основочерту – назовем ее "оральностью" (но пока вне психоаналитического

контекста). Оральность – это определенный способ отношения к миру; причем

крайне важно, что для архаики свойственно отождествлять его с Матерью,

когда мир подобен "доброй кормящей матери", чему соответствует "пассивно-

собирательный" характер хозяйствования в пику "активному" земледелию и

животноводству, когда ключевым событие жизни общины является сакрально-

экстатическое "пожирание" ритуальной жертвы; когда наконец, человеческое

сообщество есть, прежде всего, "застольная общность"[12], и то, что реально

объединяет людей, есть "жертвенный мир"[13]. Как говорит К. Хюбнер,

"жертвенный мир, теокселия, где гостит бог, представляет собой сердце

мифологического культа"[14].

Миф – не жанровое произведение искусства, не литература; миф –

сакральное слово, вписанное в канон языческого священнодейства Это слово

божьей славы, славословие и благодарение, которые архаичный человек в

своем языческом благочестии воссылал "бессмертным". Как говорит Ван дер

Лев: "Миф есть воспевание в слове, ритуал есть заявление в

действии"[15].Священное слово мифа символически претворяется в действии

ритуала. И в этом смысле наиболее ярко символическая структура

мифологического слова являлась в праздничном действе ритуального

жертвоприношения. И сакральное слово, и ритуальное действие производятся по

единой схеме, но если символический обмен, лежащий в основе речи остается

скрытым, то символический характер жертвоприношения явлен непосредственно.

И в контексте теории субъективности символический обмен играет роль

феномена субъективности как инстанции, относительно которой этот обмен

происходит. Ритуальное жертвоприношение и театральное действие трагедии в

телесности приносимой жертвы и в маске трагического соответственно героя

выявляет инстанцию символического обмена, который как феномен указывает на

центр этого обмена. Именно с этим центром совпадает субъективность в эпоху

античности. Очевидно, что эта инстанция пока лишена каких-либо

человеческих черт.

Как природное, так и социальное пронизано присутствием божественного,

- "боги есть повсюду", или в другом переводе этих слов Фалеса, "все полно

богов". Курт Хюбнер, анализируя греческий миф в книге "Истина мифа", делает

важный вывод: всякое место тесно связано с тем или иным божеством, и как

таковые места суть в-мещения богов[16].Такой «пантеизм» является также

основой социальной гармонии античного мира. Гарантом социальной

легитимности. а вместе с ней "моральности", которая необходимо включается в

первую, ибо мыслима только в контексте "коллективной", общественной нормы и

законности, была санкция богов, чья воля выражает себя, "подает знаки" в

устах жрецов и прорицателей. Цикличность социального года соответствует

режиму космического цикла, годовое время делится праздниками, кои Древняя

Греция отмечает в избытке (45 праздников в год)[17]. Но само "время

праздников не содержится в потоке времени"[18]. Праздник – ключевое событие

в жизни полиса. Праздник – "это встреча с божеством"; во время праздника

приносится слава и жертва богам. Центральным событием любого праздника

является ритуал жертвоприношения. Вообще, жертвоприношение это тот

сакральный обряд, который собирает вокруг себя всю литургику языческих (и

не только) религий.

Принцип жертвоприношения заключается в двойном даре, даре смертных и

божеств, симуляцией которого является обмен, который производится вокруг и

основывается на критерии эквивалентности, чье отсутствие произволяет

"добровольность" сопожертвования смертных и божеств, вступающих в праздник

в союз. Сакральность акта жертвоприношения основана на идентификации бога с

жертвенным животным (например, быком), чья плоть и кровь в особом месте и в

особое время становятся священными, исполненными божества[19].

Сакральный смысл "жертвенного пира", символической жертвы –

"божественная сила наполняет мясо жертвенного животного, жертвенный ячмень

и вино, и, когда они съедаются "культовым сообществом", эта сила переходит

в них", бог "жертвовал самим собой, его нуминозная (священная – О.К.)

субстанция перетекала в мясо жертвы, которое съедалось, а эта субстанция

перетекала из него в людей, и через их благочестие и самопожертвование

возвращалось снова к нему"[20]. Жертвоприношение – это перенос сакрального

смысла, в данном случае "божественной силы" на жертвенное яство, которое

выступает в символическом значении "божества". То есть в ритуале

жертвоприношения символ возникает откладываясь в символическую перспективу

в своем первозданном смысле, символ есть заместитель, представитель

божества, нечто его симулирующее[21].

Далее, важнейшими чертами Античности являются особые хронос и топос

мифа и праздника, которые некоторые исследователи именуют "священными",

"архаичными" и т.д. По сути, хронос и топос в мифе и празднике совпадают,

все пространство становится одним топосом, поскольку топос замыкается в

круг, горизонт, в то, что наши предки, наши национальные русские предки

называли словом «небоземъ» (В.Даль), и всякая временная последовательность

исчезает. Такое исчезновение можно также назвать "синхронизацией", но без

ее оппозиции «диахроничности». Мифические и праздничные топос и хронос суть

топос и хронос «возвращенного» бытия как «вечного настоящего», причем бытия

возвращенного из стародавнего прошлого.

Именно в символе, в процессе символизации, на котором основано

жертвоприношение, положено начало символизации бытия как сути познания и

воображения. Ничем иным, кроме как символизмом не назовешь все человеческое

правосудие, в котором наказание становится проекцией "мук совести" за

нарушение обета, клятвы, завета, короче - слова на плоскость тела и

материальной собственности преступника – парадоксальная ситуация! Разговор

о наказании пошел не случайно. Дело в том, что так возбуждает, вызывает

экстаз принимающего участие в праздничном ритуале жертвоприношения – это

наказание, убийство и перенос бытия (сиречь ужаса, смертельного ужаса) на

объект[22].

В переходе от действия ритуального к действию театральному происходит

перенос и места жертвоприношения, или, как его называет Хайдеггер, «место

склонения» богов и людей. Но перенос это не только и не столько некое

изменение в пространстве, это и качественный скачок. Греки называют перенос

смысла метафорой, к которой прибегают тогда, например, когда выговор

непосредственных имен запрещен. Так, первоначальный смысл, закрепленный за

определенным местом открепляется и получает так называемое переносное

значение в чем-то ином.

Сакральное место жертвоприношения смещается в центр сцены, а ритуал

становится сценическим действием. Существенно меняется институт жречества и

объект жертвоприношения. В театре и жрец, и жертва – совпадают, совмещаются

в лице трагического героя, которое есть главное действующее лицо, но именно

как лицо, всего лишь лицо, личина, маска. Маска – это та защитная граница,

которая отделяет актера от выражаемого им смысла и тем сохраняет ему жизнь.

Очень важную функцию выполняет хор, ибо он создает символическую границу,

периферию, во-круг того места, в котором должно являться герою, то есть

хор, изначально будучи свитой Диониса и служивший его выражением в

театральном действии играет роль собирателя места, образования, во-

образования, в котором должно совершиться жертвоприношение. Но режиссером

этой мессы является сам герой, ибо он несет на себе структурообразующую

функцию, и он главное действующе-страдающее лицо. Герой и хор находятся в

динамической сопряженности, в какой находятся «сущностное» и «наличное».

Периферия хора действительно представляет народ, народную массу в том ее

специфическом качестве, каковым является аморфность, безымянность и

безликость, «чистая материя». Хор – это людская масса, способом бытия

которой является некая усредненность. Хор – это символ того, что

схватывается в понятии «общественная мораль», «общественное мнение»,

«здравый смысл». «… Публика античной трагедии узнавала себя в хоре

орхестры", - пишет Ницше, и далее добавляет: "в сущности, никакой

противоположности между публикой и хором не было"[23]. Главной функцией

хора как символического горизонта является заключение мира в единство, в

целостность. Этической подоплекой, что продемонстрировал анализ Ницше,

является оправдание[24] эстетическим образом творческой активности

героического преступления как того поступка, через которой единственно

реализуется человеческая свобода (однако здесь Ницше абсолютно категоричен

в своем чисто новоевропейском истолковании свободы как "спонтанности»), ибо

«лучшее и высшее, чего может достигнуть человечество, оно включает путем

преступления, и потом принуждено принять на себя и его последствия». В

героических преступлениях Эдипа и Прометея удивительно и парадоксально

совмещены дар и кража, жертва и преступление, ибо эти герои вступают в зону

смертельной опасности, в то место где ранее стоял жертвенник, на котором

совершался символический обмен между смертными и богами. То есть, мы видим,

как место жертвоприношения с ритуального жертвенника переносится на

трагического героя театрального действа, осуществляется метафора

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.