Рефераты. История формирования субъективности (структурно-феноменологический анализ)






Философия 20 –го века: школы и концепции. Материалы научной конференции 23-

25.11.2000.СПб., 2000. С.271-272

3. «Как возможен ребенок, или еще одно доказательство Бога». // Тезисы

докладов и сообщений 8-ой Международной конференции «Ребенок в современном

мире» ,-СПб, 23-27.04.2001.

4«Структура мира и ее ритмическая пульсация в структурализме Ж.

Делеза». // В сб. «Социальная аналитика ритма».—СПб., 3.10. 2001.

глава 1. конструкция субъективности.

Поскольку классические теории позитивно описывали субъективность,

понимая её движение как прогресс, развитие, то их совокупность вправе

назвать конструкцией. И если современная философия стремится

ниспровергнуть, деструктурировать (Хайдеггер), деконструктурировать

(Деррида) субъективность, то постклассическую аналитику субъективности

можно назвать деконструкцией.

В работе «Так говорил Заратустра» Фридрих Ницше употребляет метафору

«Великого Полдня» как точки зенита. «Великий Полдень» – это точка высшего

«солнцестояния» европейской метафизики, это пункт, когда до сих пор

восходившее солнце метафизики Запада начинает ход своего заката. Ницше,

таким образом, персонифицирует собой точку раздела между конструкцией и

деконструкцией, находясь строго посередине этих двух способов рассмотрения

истории субъективности.

Основное отличие деконструкции как структурного анализа субъективности

от классической конструкции объекта в том, что первая констатирует

нередуцируемость ни к понятию, ни к предмету центра различия между ними,

который по совокупности своих предикатов теоретически идентичен бытию в

его классическом понимании, он несет функцию централизации, идентичен и

непрерывен. Что же есть субъективность? Это принцип, лежащий в основе

никогда не прерывававшейся истории. И это режим, которым единственно эта

история существует. То есть, субъективность – это сама история в ее что и

как. И потому история – это история самой субъективности. Субъективности не

оппонирует извне никакая объективность, кроме той, что непосредственно ею

включается, ибо всякая «объективность» – это лишь alter ego, изнанка самой

субъективности. Как принцип субъективность жестко замкнута на самой себе,

«имманентно детерминирована» и задана из самой себя в том различии, которое

сама и конституирует. То есть, субъективность уже включает имманентную

объективность, и, строго говоря, субъективность понимается только как

субъект-объектная оппозиция, ибо только режим такого имманентного

конституирования противостояния является «динамической пружиной»

диалектически развертываемой историчности. Субъективность есть принцип

историчности, которая регулирует и конституирует субъект - объектную

оппозицию, чей исток укоренен в бытии. Универсальной формой субъективности

является символический обмен между реальным и идеальным. На всех уровнях её

формирования мы имеем дело с одним и тем же принципом «совместного

вбрасывания» знака и того, к чему он отсылает, будь то жертвоприношение,

театральное действие, познание с его обманом слов на вещи, торговля или

даже бракосочетание. И прежде чем достигнуть своей окончательной и

абсолютной формы, субъективность претерпела значительную метаморфозу.

Античность имеет дело с непосредственностью наличной телесности. В

Средневековье проводится различие между миром земным и миром

трансцендентным, представлять идеальность которого прерогатива сферы

Логоса. В Новое время субъективность манифестируется в наиболее адекватной

форме математического символа, в котором она обретает полную

самостоятельность, причем уже не благодаря тому, как нечто символизируется,

и не благодаря тому, что символизируется.

I.1. Три этапа европейской субъективности

В задачи, стоящие перед первой частью первой главы, не входит дать

завершенную картину каждого из трех этапов метафизики Запада (сама

дифференциация которой остается в известной степени гипотетичной). Проблема

состоит несколько в ином, скорее в экспликации в каждой из эпох тех

структур, которые свяжут все три эпохи воедино. И коль скоро темой

диссертационного проекта является исследование истории субъективности, то

крайне важным является привязка «эпохальных» структур к самой структуре

субъективности.

Что и как обуславливает единство этой историко-философской серии –

космоцентризм – теоцентризм – антропоцентризм? Где и когда произошел тот

раскол, диахроническая экспликация которого протянулась на три этапа

европейской культуры – Античность, Средневековье, Новое Время?

а) Античность. Природа. Пространство.

По распространенной классификации мир античной Европы принято

характеризовать понятием "космоцентризма". К сожалению, в силу исторической

отдаленности представление об античном мире является наиболее смутным. Но,

к счастью, мы можем с непосредственной ясностью соприкасаться с дошедшими

до нас памятниками культуры. Данным очерком не ставится задача детально и

подробно охватить античный мир – этот европейский остров в океане мирового

язычества, достаточно выявить его наиболее характерные черты.

Представление об античном космосе проделало в своем бытии своеобразный

генезис, который обладает внутренней связанностью в последовательности,

серии – мифос, поэзис, логос. Феноменами таких сущностей, соответственно,

становится ритуальное жертвоприношение и сущностно с ним связанный миф,

ритуализированное театральное действие, проводниками которого являются поэт

и актер как "жрецы Диониса", и, соответственно, изреченное устами поэтов и

мыслителей слово-логос о бытии, которое слагает, связывает волнение сущего.

И, сообразно с этими вехами развития, последовательно проводится

анализ античного мира.

Первое, чем поражает античный мир, это отношение к миру как дому.

Но не только с образом дома ассоциируется древнегреческое бытие. Всей

языческой архаике присуще отожествление Земли как человеческого мира с

образом Матери, "Великой Матери", культ которой свойственен всем наиболее

ранним формам языческих религий, которые возникли в период изначального

"матриархата", о предшествовании которого "патриархату"[1]

свидетельствует большинство источников.

"Кормящая природа" тесно связывается греками с образом матери,

которая представляет для маленького ребенка весь мир. В данном случае и в

этом смысле наиболее исчерпывающей является феноменология А.Ф. Лосева,

который в полной мере в своих многочисленных трудах описал "материнские"

характеристики греческого космоса, уже далее переходящих в "пластичность" и

"телесность", на понятиях которых основана вся "античная эстетика"

А.Ф.Лосева . Вот лишь некоторые его характеристики греческого "космоса":

"Весь мир представлял собой (для греков – О.К.) единое живое тело и … на

первых порах обязательно женское"[2].Космос – это "… живое существо, в

котором отдельные органы и части хотя и различаются, но уже не настолько

глубоко, чтобы существовать самостоятельно и независимо друг от друга"[3],

"у Платона выражается общегреческая мысль, когда говорится, что "наша земля

– наша мать", что "ею рождены люди" и что в беременности и рождении не

земля подражает женщине, а женщина – земле"[4]. "В Греции природа – добрая

мать человека, своего любимого создания"[5].Немецкий мифолог и

исследователь Античности Курт Хюбнер приводит в "Истине мифа" слова

исследователя мифов Бахофена – "фундаментальный мифологический опыт

человека состоит в том, чтобы видеть в Земле свою мать – прародительницу,

которая порождает жизнь и затем вновь приемлет ее в свое лоно"[6]. И далее

сам Хюбнер замечает: "Сердце сына своей матери ищет женское правремя,

погребенное в глубинах и все же вечно современное"[7]. В общем большинство

исследователей отмечают "материнский" характер греческого космоса, весьма

показательным для которого является сам способ мифологического сказания.

Миф – это то первое, в чем к речи было приведено бытие. Мифос – первое

слово о бытии. По расхожей классификации Миф соответствует так называемой

"общинно-родовой" формации. Это служит поводом для разговоров о некой

«примитивности» мифа И миф, и община не примитивны – внутри них существуют

связи, которые просты, которые архаичны, изначальны. Первое вообще не

примитивнее следующего, оно только проще. Формы связи слов, имен в мифе

соответствуют формам родственных (кровных и свояческих) отношений людей в

общине[8]. Мифологическое сказание организуется по тем же принципам, по

которым организуется жизнь родовой общины с ее устройством, иерархией,

вертикалью и горизонталью, с союзами и спорами. Связь слов также проста и

очевидна, как связь родственников и потому не нуждается в "логическом"

обосновании и искусной "аргументации", чужда всевозможным "логическим" и

"риторическим" фигурам.

Именно "первобытный коллективизм"[9] родовой общины, соответствуя

особому устройству мифа, позволяет выявить принципы, так сказать синтаксис

"архаического" мифа, зиждущегося на принципах рода. Но имеется еще одна

крайне важная характеристика мифа, выделенная Лосевым А.Ф.: "Всякий миф

есть такое построение, в котором сконденсировано (курсив мой – О.К.) и дано

в виде напряженной равнодействующей силы целое множество самых

разнообразных исторических продуктов и образований"[10].

Сконденсированность, сжатость мифа указывают на его символический характер.

Миф – не сказка и не эпос, миф – символ бытия[11](и по преимуществу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.