Рефераты. История формирования субъективности (структурно-феноменологический анализ)






ассоциацией», то необходимо заключить к тому, что сознание конституировано

расщеплением Я и другого, причем другое дано как мое тело, а

интерсубъективность есть экспликация, проекция «вовне» этого «внутреннего»

расщепления. Центр внутреннего расщепления необходимо совпадает с центром

интерсубъективности. И ось, прочерчиваемая этим центром, является

конституитивной как для внутренней тенденции идентификации, идущей по

вертикали, так и для горизонтальной тенденции ассоциации или

интерсубъективной интеграции. Другой как проекция имманентной

интенциональности интегрируется в сферу «собственного опыта Я». Способ

такой интеграции Гуссерль называет «аппрезентацией»[175]. Аппрезентация

горизонтально описывает линию внешней границы, диахронически инсталлируя в

нее других[176] как модификатов Я. То есть горизонт интерсубъективной

интеграции описывает сферу Другого как такового. Непрерывный горизонт

Другого коррелирует с непрерывной вертикалью идентификации Я посредством

вышеуказанным непрерывным центром различия между вертикалью Я и горизонтом

Другого.

Как уже было сказано, «другой» дан прежде всего как «собственное

тело». И тело как «другое» всегда «другое тело»; «другим телом» является

даже собственное тело. Гуссерль говорит, что «другое тело» всегда «дает

понять как выглядело бы мое тело, если бы я находился там». То есть, любое

тело – это всегда там-тело; там – это на периферии. Тело как там – тело

всегда нечто периферийное по отношению к всегда центральному сознанию. (По

сути, в этом месте "Картезианских размышлений" Гуссерль более или менее

точно воспроизводит аналитику "сознания" в духе феноменологии Гегеля).

Сознание развертывается в диалектическом зазоре топической пары –

«здесь» – «там», когда сознание всегда «здесь» и, значит, в «центре», а

тело, даже собственное, всегда «там» – на периферии[177]. Функция Я

заключается в обосновании и инициации периферии мира. И, значит, сознание

топически координируется по центральной вертикальной оси Я и периферийной

горизонтальной оси "другого" как изначально тела. Внутренняя схема «Я – мое

тело» эксплицируется в схеме «мое тело – тело другого». И здесь Гуссерль

производит крайне знаменательное понятие – он говорит о «нулевом

теле»[178]. Нулевое тело – это центральное тело, которое конституирует

округу аппрезантативной (символической) телесности. Нулевое тело инициирует

горизонт. Нулевое тело – это ни в коем случае какое-то эмпирическое тело,

это идеальное, воображаемое, математическое тело, и причем именно тело, а

не объект и не предмет, обладающее специфическими признаками чисто

человеческой телесности. Нулевое тело – это трансцендентальный конституэнт

эмпирической телесности.

Структура трансцендентальной субъективности формируется тремя

непрерывными функциями:

1) функция вертикального центростремления как субъектная

интенциональность непрерывно осуществляется в режиме ретенции как

репродуктивного воспоминания или интроекции, и образует в модусе

синхронизации сферу чистого Я;

2) функция горизонтального центробега как объектная интенциональность

непрерывно осуществляется в режиме протенции как проективного

воображения и образует в модусе диахронизации сферу другого как

интенционального объекта;

3) третья функция непрерывно синтезирует центр различия между

вертикалью и горизонталью в качестве в качестве "абсолютной

временной позиции" как "изначального события синхронности" (этаким

событием трансцендентальной вечности). К тому же центр различия

обладает характером "имманентной трансцендентности". То есть этот

центр различия, эта "абсолютная временная позиция", обладая всеми

атрибутами трансцендентной субстанции, как-то: непрерывность,

устойчивость, центральность и т.д., остается все же имманентной

субъективностьи.

Интерсубъективный символ, который репрезентирует инстанцию центра

интерсубъективной корреляции, выступает в качестве того «среднего термина»,

чью роль играет «явление» в серии «вещь – явление – понятие», где «вещь» и

«понятие» выступают «бытием-в-себе» (только одно- как непосредственное,

другое -как само себя опосредующее) и как «крайние термины» в гегелевской

Феноменологии, в главе посвященной «аналитике» сознания.

Ни Я, ни другой не выступают основанием для другого, но лишь

интегрируясь в округу символа; оба вступают в ту игру взаимного

означивания, благодаря которой оба получают символическую идентификацию.

Только символ как фокус способен задать оптическую тему зеркальной

идентификации с другим, т.е. их взаимоидентификация может состояться только

через символическое опосредование. Но символ выполняет не только функцию

фокуса идентификационного экрана, его определяющая роль в том, что символ

как инстанция устойчивости делегирует субъектам непрерывность. Гуссерль

стал первооткрывателем темпорализующей роли интерсубъективного символа,

рассмотрев его как инстанцию равновесия, сначала через структуру

интенционального акта, синтезирующего ноэзис и ноэму, затем через структуру

темпоральности, конституированного синтезом непрерывности и дискретности,

и, наконец, через особую инстанцию центра интерсубъективности. Гуссерль

открыл факт, что время в высшей степени символично, оно не более чем

«договор».

В аналитике коммуникации Гуссерль однозначно решает проблему

общественной конституции, социально-философская конструкция которой всегда

впадала то в «органицистскую» крайность определения ее как «единого

целого», то в «механицистскую» крайность, определяя её как «механическую»

совокупность «атомизированных индивидов»[179], редуцируя ее к структуре

интерсубъективности, в которой равноправно со-конституируется пара

субъектов, одновременно подчиняясь априорному принципу, центрирующему их

отношения. Этот внутренний принцип как «имманентная граница» выявляется как

«трансцендентальный принцип», чья независимость и индифферентность

гарантируют абсолютную справедливость и равенство. То, в чем выявляется

этот принцип есть интерсубъективный символ, и одновременно - символ

идентификации. Тем, что интерсубъективный символ является нейтральным или

«нулевым» телом, он непрерывно фиксирует ту точку центра разрыва, которая

есть точка отсчета, темпорализующая отношения между субъектами. В этом

отсчете, символизируемом лингвистически и оптически, становится объективное

время как модификат «интермонадического сообщества»[180]. Время

функционирует как «договор», на основании которого сущее включается в

счетное единство. Символ, воплощая «событие имманентной синхронности»,

становясь точкой отсчета, запускает «машину времени»[181]. Таким образом,

время от-считываясь от символа, само есть символ.

Феноменология Гуссерля коренным образом повлияла на формирование

постклассического представления о субъективности. Открыв темпоральную

составляющую субъекта и обнаружив его сущность в «абсолютной временной

позиции», феноменология вопреки своему изначальному проекту тотальной

идентификации субъекта, непроизвольно открыла его для релятивистского

кризиса и децентрации.

II.5. Хайдеггер: Dasein и трансцендентальная субъективность в про-свете

различия бытия и сущего

В анализе субъективности наиболее значительными позициями философии

Мартина Хайдеггера являются:

1. Аналитика присутствия в смысле темпорального горизонтообразования.

2. Деструкция трансцендентальной субъективности с позиций

«онтологической дифференциации».

3. Взаимоотношение бытия и языка в смысле утверждения: «язык - дом

бытия»

Основание, в споре с которым возможна фундаментальная онтология

Хайдеггера, является "феноменология сознания" Гуссерля, и возможна она

только как "феноменология присутствия"[182]. И сознание, и присутствие

обличают бытие в его специфически человеческом статусе, который только один

из всего сущего дан как абсолютная возможность бытия. Но если в проводимом

феноменологией Гуссерля "редуктивном подходе к сфере абсолютного бытия

"субъект" укореняется в себе самом как трансцендентальном ego-cogito-

cogitatum и окончательно лишает себя возможности феноменологического

выявления своей экзистенциальной бытийной конституции и самостно-

экстатически-горизонтальной раскрытости бытия вообще"[183], то

хайдеггеровская аналитика Dasein преодолевает трансцендентальную

замкнутость «интенциональной корреляции» сознания через вскрытие и

обнаружение фундирующего его источника как бытия, чья трансцендентность

всегда - уже скрывается за имманентностью сознания. Такое возвращение от

сознания к присутствию становится возможным во времени как в «горизонте

вопроса о бытии».

То, в чем идет дело о бытии, есть время. Время проявляется как

инстанция непрерывного прерывания и замкнутой разомкнутости бытия. И

способом, каким оно так раскрывается, является способ человеческого

присутствия, и "поэтому фундаментальную онтологию, из которой могут

возникать все другие, надо искать в экзистенциальной аналитике

присутствия"[184]. Хайдеггер раскрывает экзистенциальные режимы обнаружения

временности. Таковых оказывается три:

1. Фактичность.

2. Падение.

3. Забота.

«Эмпиричность факта присутствия» как «фактичность» всегда уже

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.