Среди теорий, оказавших влияние на формирование неклассических схем
субъективности, в диссертации исследуются --- теория политической
экономии К. Маркса, волюнтаризм А. Шопенгауэра, метафизика воли к
власти Ф. Ницше, трансцендентальный субъективизм Э. Гуссерля, аналитика
Dasein М. Хайдеггера, психоанализ З. Фрейда, структурный психоанализ Ж.
Лакана, структурализм Ж. Делеза, Ф. Гваттари, К. Леви-Строса, Р. Барта, М.
Фуко. В аспекте корреляции субъекта и языка рассматривается структурная
лингвистика Ф. де Соссюра, Р. Якобсона, Э. Бенвениста. История
субъективности была бы невозможна без обращения к теории «разрыва» как
методологического остова «генеалогии» и «археологии» М. Фуко. В
диссертации также учитываются достижения философии Ж. Деррида, Ж.
Бодрийяра. В контексте аналитики социальных проекций субъективности
значимыми оказываются позиции представителей Франкфуртской школы -- Т.
Адорно, Г. Маркузе. Аналитика отношений бытия и субъективности
рассматривается на основе произведений Ж. Батая. Экзистенциальная тематика
субъективности исследуется на основе произведений Ж.-П. Сартра, А.
Камю. Диссертация содержит отсылки к трудам таких русских философов как
П. А. Флоренский, С. Булгаков, Н.А. Бердяев. Диссертационное исследование
опиралось также на работы представителей литературной традиции, чье
творчество в немалой степени посвящено проблеме субъективности как крайнего
выражения человеческой индивидуальности. Среди них -- Ф.М. Достоевский,
Л.Ф. Селин, Х. Борхес Ю. Мисима. У. Голдинг, М. Кундера, М. Павич.
Исследование постоянно обращается к представителям современной
отечественной традиции изучения субъективности. Среди них: В.Я. Пропп, М.М.
Бахтин, А.В. Михайлов, В.Н. Топоров, А.А. Грякалов, М. Ямпольский
(философия языка, структуры дискурсивности, поэтика); М.К. Мамардашвили,
А.М. Пятигорский, Я.А. Слинин, В.В. Лапицкий, Н.С. Автономова, Н.Б. Иванов,
В.В. Молчанов, А.Н. Исаков (структура субъективности, онтология сознания,
феноменология времени); В.А. Подорога, В.Ю. Сухачев (феноменология
телесности), К.А. Сергеев, Б.В. Марков, А.К. Секацкий (история
субъективности), А.М. Руткевич, В.Лейбин(психоанализ).
Цели и основные задачи исследования. Цель работы – создание целостного
представления о структуре и функциях субъективности, синтезирующего в себе
понимание исторических детерминаций статуса человека. Построение целостной
концепции субъективности возможно лишь при соединении теоретико –
методологического и социально – мировоззренческого подходов к объекту
анализа. В связи с этим в диссертации решаются следующие задачи:
-анализ онтологического и гносеологического статуса субъективности;
-прояснение истока и исторического развертывания субъективности;
-выяснение режимов природы и генезиса субъективности;
-сопоставление структуры субъективности и структуры темпоральности
сознания в направлении их полной конвергенции;
-аналитика субъективности в контексте структурной лингвистики Ф. де
Соссюра, Р. Якобсона, Э. Бенвениста в корреляции со структурой языка.;
-проблематизация самого источника различия между субъективным и
объективным.;
-аналитика и типология серии бинарных оппозиций, члены которых
представляют либо субъект, либо объект, вплоть до самого
фундаментального различия, которое по убеждению представителей
психоанализа венчает иерархию бинарных оппозиций в виде гендерной
дифференциации.
Методология и источники исследования. Методологическими идеями при работе
над диссертацией служили фундаментальные положения философии о
преемственности теоретико – познавательного и историко – философского
процессов. Ключевым методом исследования является структурно -
феноменологическая аналитика, рассматривающая предмет анализа, как со
стороны структуры субъекта, когда, структурируя субъективность, мы
совершаем дескрипцию объективной историчности, так и со стороны объекта в
качестве феномена субъективности, когда, дескрипция историчности
позволяет структурировать субъективность.
Методологическими источниками диссертационного исследования также
являются рефлексивный метод классического философствования, принцип снятия
гегелевской методологии, феноменологическая редукция, онтологическая
герменевтика, методология структурно-психоаналитической философии, в основе
которой лежит метод символической редукции.
Наряду с традиционной философской терминологией особое значение в
диссертации приобретает терминологический аппарат геометрической
топологии, который активно использует структурный анализ, поскольку он
позволяет представить теоретико – познавательное функционирование
субъективности в виде оптической схемы.. С помощью оптичеческой схемы
анализируется феноменальное устройство познавательнах процессов, коль
скоро их направленность предметна.
Новизна исследования. Выявление специфики и сущности субъективности
осуществляется посредством объединения феноменологическо–дескриптивного и
структурно - аналитического подходов, которое позволяет преодолеть исходные
трудности вычленения предмета анализа. В большинстве посвященных
субъективности исследований, эта концепция рассматривается, как правило,
или «снизу» - со стороны теорий, предлагающих историческую, социальную,
религиозную, экономическую, политическую и т.д. детерминации исторических
типов рациональности, или «сверху» – со стороны универсальных систем
субъективности, упрочивающих её в статичности и неизменности. В таких
случаях нередко происходит утрата части содержания концепции как явления,
принадлежащего одновременно сфере философии и сфере истории, в которой
происходит первичное осмысление идеи субъективности. Необходим учет роли
исторической практики, с помощью которой идея субъективности активно влияла
на теоретическое и обыденное сознание той или иной эпохи. В диссертации
критически анализируются теоретико – методологические, историко-
практические и мировоззренческие универсалии субъективности.
В имеющихся исследованиях недостаточно изучена история становления
субъективности именно в её связи с исторической практикой, что затрудняет
понимание субъективности как явления специфически исторического. Последнее
препятствует подтверждению того факта, на современном этапе изучения
субъективности проявляется требующая осмысления тенденция исторической
ориентированности философского знания: универсально– теоретический «логос»
приближается к историческому «феномену», а исторический «феномен» стремится
к собственному рациональному определению.
Существо научных положений, разрабатываемых в диссертации, заключается в
установлении новых фактов и обоснования решения ряда вопросов философии,
онтологии и теории познания на примере анализа субъективности.
К ним относятся:
- целостное рассмотрение субъективности как явления мировой культуры на
основе анализа её основных теоретико-методологических и историческо -
практических универсалий;
- соотнесение теоретико-методологических положений субъективности с
мировоззренческими ориентациями различных эпох ;
- определения природы и особенностей субъективности как смысловой оси
истории философии;
- определение перспектив дальнейшего развития субъективности.
Новизна исследования заключается также в применении структурно-
аналитического подхода к опыту европейской метафизики. Предпринимается
попытка экстраполировать статичную структуру субъективности на динамический
процесс становления субъективности на протяжении истории европейской
метафизики.
Теоретическая и практическая значимость исследования . Материалы, выводы и
основные идеи диссертации позволяют взглянуть на проблему субъективности не
только в контексте философии и культуры европейской цивилизации, но и в
плане истории человечества. Аналитика истории субъективности предстает как
способ самосознания человечества и возвращения человека к своему истоку. На
основе анализа истории субъективности можно выстроить не только генезис её
структуры, но и историю методологических способов её аналитики на всем
протяжении развертывании проблемы.
Материалы диссертации могут быть использованы в осмыслении природы
философской рациональности, определения современных теоретико -
познавательных стратегий и процедур, а также в процессе идентификации
личности и человека.
Апробация работы. Материалы и теоретические выводы диссертации
использовались в ряде докладов и выступлений на конференциях в РГПУ им.
А.И. Герцена и СПбГУ: на научных конференциях «Философия 20-го века:
школы и концепции», «Социальная аналитика ритма», «Ребенок в современном
мире» в 2000, 2001 годах Тезисы докладов опубликованы в соответствующих
сборниках. Кроме того, положения диссертации излагались на практических
семинарах факультета философии человека и филологическом факультете РГПУ
им. А.И.Герцена.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав,
разделенных на части, заключения и списка использованной литературы.
Основные положения диссертации содержатся в следующих авторских
публикациях:
1.«Эдип трансцендентальный: история как институт воспитания». //
Тезисы докладов и сообщений 6-ой Международной конференции «Ребенок в
современном мире» ,-СПб, 21-23.04.1999. С.49-51
2.«К методологии структурного анализа историообразующих феноменов». //
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37