Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)






качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как

бесконечный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что количество,

переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь

данное определение качество, место которого одновременно занимает другое

качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть

новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным

дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в

качество.

Гегель показал, что переход от одной меры к другой, от одного качества

к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного

количественного изменения, в результате скачка. Скачок — это всеобщая форма

перехода от одного качественного состояния к другому. . Скачок — это

единство бытия и небытия, состояние борьбы нового со старым, отмирание

прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными

состояниями. Не существует другого вида перехода от одного качественного

состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное

многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной

определенности.

20 Закон отрицания отрицания

(из Радугина)

Третий закон диалектики — закон отрицания отрицания отражает, по

Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Всяческое

отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного

качественного состояния в другое. Однако, отрицание, не просто уничтожение

старого новым. Оно обладает диалектической природой.

Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет

собой единство трех основных моментов:1) преодоление старого; 2)

преемственность в развитии; 3) утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и

характеризует цикличность развития. Эту цикличность Гегель, прежде всего,

связывал с прохождением в процесса развития трех стадий: утверждение или

положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения —

(антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей

(синтез). Процесс отрицание отрицания, как чисто логический процесс,

складывается, по Гегелю, так, что мысль сначала полагается, затем

противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей

мыслью, в которой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как

противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития

логического процесса. На уровне природы действие этого закона Гегель

иллюстрирует на примере роста растения. Берем, например, зернышко овса.

Бросим его в землю. Из него, прорастает стебель, отрицающий это зернышко.

Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже

в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания.

Гегель придает значение этому тройственному ритму, но не сводит

цикличность в этой «триаде». Главное в этой цикличности состоит в том, что

в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному

состоянию, «якобы к старому»,на принципиально иной качественной основе.

Поэтому процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и

повторяемость придают цикличности спиралевидную форму. Это означает, что

процесс развития представляет собой не прямую, а восходящую линию,

обязательно включающую в себя возврат, «якобы к старому», и переходящую на

новую более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему

содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на

предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии

термином снятие Таким образом процесс развития характеризуется

поступательным движением по спирали

21 Соотношение диалектики, общенаучных и специальных научных методов

познания

(Из Диденко и Спиркина )

Метод- это способ познания и преобразования дейст-сти. Метод это путь к

истине , способ организации практического и теоритическиго освоения дей-ти

, обусловленный закономерностями соответствующего объекта. Из всего

разнообразия методов можно выделить те которые используются одной наукой

часнонаучные, которые характеризуют ее специфическую область

исследования.(Например физика- специальный метод познание физических

явлений , социально-экономическия сфера –специфический системный

анализ:)))) )

Соответственно общенаучные методы те, которые используются целым рядом,

определенной группой наук. (Например эмпирические методы научного

познания: наблюдение, измерение,эксперимент)

Философия же являет собой всеобщий метод -диалектику, т.к ее предметом

исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы

мышления, всякого познания. Иногда полагают, что философия в силу

всеобщности своего метода способна давать истинное знание в конкретной

научной области. Но это не верно Даже представить себе невозможно, чтобы с

помощью одних только общих принципов кому-то удалось, например, смастерить

стол. Этот утрированный пример позволяет наглядно показать всю абсурдность

подобной мысли. Диалектика не определяют однозначно линию творческих

поисков истины. Здесь в конечном счете решающее слово принадлежит практике,

жизни. Каждый метод дает возможность познавать лишь какие-то отдельные

стороны объекта; Отсюда возникает необходимость во взаимодополнительности

методов, что обусловлено также и тем, что каждый метод имеет определенные

пределы своих познавательных возможностей. Философские методы (диалектика),

будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных

конкретных задач, но не подменяют собой специальных, частнонаучных методов,

а конкретизируются ими. Если специальные методы выступают как частные

приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские

являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в

них всеобщих законов движения и развития, разумеется, по-особому

проявляющихся в зависимости от специфики объекта.

22 Предмет социальной философии

(Из нового Спиркина)

/*Тут много можно вырезать после прочтения */

Социальная философия – это раздел философии, включающий рассмотрения

качественного разнообразия общества (отличие от природы ,отношение к

государству, религии, морали, духовной культуре), его целей (общественных

идеалов), генезиса и развития (социальной истории), судеб, перспектив.

Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего

мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития

человеческого общества.

В чем заключается проблема социальной философии как фундаментального

раздела философии? Очевидно, в том, чтобы философски осмыслить, что такое

общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем состоит его

истинное существо, к чему оно обязывает человека и в свою очередь каковы

обязанности человека перед обществом. А. Сен-Симон так характеризовал

основную, практически ориентированную задачу социальной философии: эта

задача “заключается в том, чтобы постигнуть наилучшую для данной эпохи

систему общественного устройства, чтобы побудить управляемых и правящих

понять ее, чтобы усовершенствовать эту систему, поскольку она способна к

совершенствованию, чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних

пределов своего совершенства, и построить из нее новую при помощи

материалов, собранных учеными специалистами в каждой отдельной области”.

Социальная философия в единстве с историей философии изучает общие принципы

жизни и развития общества, закономерности всемирной истории человечества,

опираясь на весь массив гуманитарных наук, прежде всего истории,

социологии, теории государства и права, политической экономии, политологии

и др. Социальная философия и историософия имеют своим общеметодологическим

основанием принципы, категории и законы, выработанные всей историей

развития философской мысли в полном объеме ее категориального строя.

История развития социальной философии

Возникнув как простое описание трудовых процессов, военных походов,

обычаев, гражданской жизни общества, различий в государственном устройстве,

социально-философская мысль постепенно выделяет в качестве специфического

предмета познание причины общественных процессов (Демокрит, Аристотель,

Лукреций). Древние философы, пытались как-то разгадать и определить природу

общественных связей, сущность исторического развития и его закономерности.

По Платону, общество возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге

для удовлетворения своих потребностей. Аристотель выдвинул положение, что

человек родится политическим существом и несет в себе инстинктивное

стремление к совместной жизни. Врожденное неравенство способностей –

исходный пункт этого стремления к социальности, отсюда же различие функций

и места людей в обществе. Лукреций считал, что причиной выхода человека из

животного состояния является развитие материальной культуры: пользование

шкурами убитых зверей, постройка жилищ и главным образом добывание огня.

Средневековые мыслители в трактовке истории человечества, как правило,

апеллировали к божественному провидению: история предопределена Богом; все

пороки — результат грехопадения людей; общество основано на неравенстве, с

которым люди должны смириться. Августин, например, усматривал во всемирной

истории постепенно устанавливающуюся противоположность государства Божьего

и мирского, прототипами которых служили церковь и Римская империя.

Начиная с эпохи Возрождения складываются элементы светской философии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.