Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)






средств производства, в первую очередь орудий труда, составляет так

называемую материально-техническую базу общества являющую собой предметно-

энергетическую часть производив тельных сил. Эта часть представляет собой

прошлый, или овеществленный, труд. Но для того чтобы средства труда могли

вступать в процесс производства, необходимо вновь и вновь применение

рабочей силы, то есть живого человеческого труда Т.е. Итак,

производительные силы — это люди (человеческий фактор), впитавшие в себя

культурный опыт всех предшествующих поколений, обладающие производственными

навыками к труду и осуществляющие производство материальных благ созданные

обществом средства производства,а также организация труда, технология

производства, техника и достижения науки

Производственны отношения

Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства,

образуют сложную структурно-функциональную и иерархически-соподчиненную

систему; эта система и образует собою то, что называют производственными

отношениями. Она охватывает и отношения к средствам производства, то есть

форму собственности (основу производственных отношений), и связи между

людьми в процессе обмена, распределения и потребления создаваемых благ, и

отношения людей, обусловленные их производственной специализацией, то есть

выражающие разделение труда, и отношения сотрудничества и соподчинения —

управленческие отношения, и все другие отношения, в которые вступают люди,

вплоть до, казалось бы, отдаленной от непосредственного процесса

производства сферы быта.

Способ материального производства

Существуя и развиваясь в неразрывном единстве, производительные

силы и производственные отношения образуют сложную структуру материального

производства, исторически конкретный способ производства. Развитие

производства происходит прежде всего в системе производительных

сил,наиболее подвижого элемента в материальном производстве. Их развитие

связано в первую очередь с совершенствованием орудий труда, с прогрессом

техники. В этом процессе, естественно, развивается и сам человек,

совершенствуются его потребности как побудительная причина развития самого

производства; растет производственный опыт людей, повышается их

квалификация, становится все более дифференцированным профессиональное

разделение труда, расширяется и углубляется специализация. Эти изменения в

структуре производительных сил влекут за собой и изменения отношений людей

в процессе производства — производственных отношений. Следовательно,

прогресс производительных сил детерминирует и развитие производственных

отношений в направлении соответствия последних характеру и уровню развития

производительных сил: каково содержание производительных сил, .такова и

форма их существованияНо производственные отношения — это не пассивный

элемент в системе материального производства: если они соответствуют

характеру и уровню развития производительных сил, то они ускоряют процесс

их развития, в противном же случае тормозят его. В этом проявляется

активная роль производственных отношений в их воздействии на

производительные силы. Таким образом, соответствие производственных

отношений характеру и уровню развития производительных сил-— основной

принцип развития материального производства. Но это развитие, как и всякое

развитие,— процесс противоречивый, поэтому производственные отношения не

могут постоянно соответствовать развивающимся производительным силам.

Процесс развития материального производства совершается таким образом, что

достигнутое соответствие благодаря опережающему развитию производительных

сил на определенном этапе нарушается; между ними вновь образуется

противоречие, которое все более углубляется, требуя своего разрешения в

форме социальной революции.

25 Духовное производство его характер и особенности

(Философский словарь и от Игоря Пальти)

Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в

совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику

данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные

образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и

уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне

осознанные настроения, привычки и т.д. Духовная культура общества находит

свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в

освоении и обогащении мира духовных ценностей. При наличии ряда общих

моментов с материальным производством духовное производство имеет свою

специфику.

Духовное производство(по Марксу) – понятие, указывающее не только на

общую зависимость духовной сферы от развития в конечном счете материального

производства, социальных отношений, но и на внутреннюю диалектику

культурного созидания, взаимосвязь творчества и преемственности.

Предметом труда в нем выступают не только природа и природные

вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных

связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и

субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе

формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием

духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции. Но

создание ценностей духовной жизни, духовная культура вообще не могут

развиваться вне народа, который и является ее основным творцом и

потребителем. Таким образом, духовная культура развивается народом. Лучшие

образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд

духовной культуры социума, становятся его достоянием. Они должны быть

возрождены новыми поколениями Творчески возрождая наследие и заново

оценивая его, люди обретают способность творить сами. Потребляя духовные

ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и

как объект, и как субъект духовного производства

На всякий случай: Выделяют две формы духовного производства:

функционально заданную и универсально-преемственную. В первой индивид

действует только как носитель некой функции; поле его культурной

деятельности при определенных социальных условиях искажено и сужено

готовыми, заранее заданными предпосылками. Во втором случае индивид

включается в развитие в качестве «всеобщей производительной силы», он

осуществляет, согласно Марксу, «свободное духовное производство данной

общественной формации».

Для духовного формирования используются система образования,

воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет

и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и

самовоспитание.

26 Социальная структура общества

(Из Спиркина)

Социальная сфера есть исторически сложившаяся, относительно устойчивая

система связей между различными элементами общества как целого: отдельными

индивидами и социальными общностями (род, племя, народность, нация, семья),

классами, социальными группами. Каждому исторически определенному способу

производства соответствует и свой специфический тип социальной сферы

общества: наличие определенных классов и социальных групп. Смена

общественно-экономических формаций, приводит к изменениям и в социальной

сфере, однако последняя не возникает автоматически: она обладает

устойчивостью и относительной самостоятельностью.

Дадим определение основных составляющих социальной структуры общества

Классы (по Ленину) – большие группы людей, различающиеся но их месту в

исторически определенной системе общественного производства, по их

отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации

труда, а следовательно, но способам получения и размерам той доли

общественного богатства, которой они располагают.

Социальные группы – это такие группы людей которые по своему положению

в системе общественного производства и по своему положению в обществе не

входят в состав классов, а образуют определенные слои, сословия, касты.

Род — кровнородственное объединение людей, связанных коллективным

трудом и совместной защитой общих интересов, а также общностью языка,

нравов, традиций. Объединение нескольких родов составляло племя — тип

этнической общности и социальной организации людей доклассового общества.

Народность — это сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального

способов производства экономическая, языковая, территориальная и культурная

общность людей.

Нация — это общность людей, которая возникает в период становления

капитализма на основе общности экономической жизни, территории, языка,

некоторых особенностей психологии людей, бытовых и культурных традиций. В

отличие от народности нация — более устойчивая общность людей, причем

устойчивость ей придают .«глубокие экономические факторы» '.

Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе

являются классы. Поэтому вопрос о структуре социальной сферы жизни общества

связывается в первую очередь с проблемой взаимоотношения классов. Опираясь

на определение классов можно дать основные характеристики классов, которые

делятся на основные (порожденные данным способом производства, выражающие

его сущность и представляющие собой главную силу общественно –

экономической формации) и неосновные (остались от предыдущих эпох или

зародились в недрах старого общества как носители будущей формации)

История всех обществ была заполнена борьбой классов. Существуют

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.