Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)






материалистического монизма, они должны были отождествляться. Так вот для

обозначения обще основы всего единого материального бытия, объединяющей и

дух и материю, и дискретность, и континуальность, как раз и было введено

понятие субстанции, в котором относительное противопоставление материи и

духа теряет свое значение. Понятие субстанции – результат онтологического

углубления понятия материи. Необходимо четко осознавать, что понятие

субстанции неразрывно связано с понятием М. Субстанция – та же материя,

только рассмотренная вне ее соотношения с сознанием, материя, в которой

сознание рассматривается уже как ее атрибут.

Принцип сохранения материи. Одним из атрибутов материи явлется ее

несотворимость и неуничтожимость, что проявляется в совокупности многих

естетственнонаучных законов сохранения материи в процессе ее изменения.

Закон сохранения и превращения материи: какие бы процессы превращения не

происходили в мире, общий субстанциальный баланс материи стается

неизменным. Любой объект возникает, развивается, функционирует и гибнет

лишь в связи с другими объектами. Рождение вещи означаент ее возникновение

из другой вещи. Материя никогда и нигде не утрачивает своей способности ко

все новым превращениям. Мыслимы любые ее превращения, кроме двух:

возникновение из ничего и переход в ничто.

7. Движение, пространство и время как основные атрибуты материи.

В мире все постоянно движется, видоизменяясь, превращаясь, колеблясь

между небытием и бытием всего единично сущего. Поскольку движение есть

сущностный атрибут материи, то оно, так же как и сама материя, несотворимо,

неуничтожимо, абсолютно, непреложно и всеобще. Материя и движение сущностно

едины.

Д. – это способ существования материи: быть – значит быть в движении.

В самом общем виде Д. – это изменение вобще, всякое взаимодействие

материальных объектов.

Диалектический материализм исходит из того, что движение, как и

материя, несотворимо и неуничтожимо, не привносится извне, а заключено в

самой природе материи. Одни формы Д. превращаются в другие и ни один вид

движения не берется ниоткуда. Д. есть самодвижение в том смысле, что

тенденция к изменению состояния присуща самой материи.

Диалектика движения и покоя: в бесконечном потоке Д. всегда

присутствуют моменты дискретной устойчвости, проявляющиеся прежде всего в

сохранении внутренней природы каждого данного движения в виде равновесия

явлений и их относительно устойчивой формы, т.е. относительного покоя.

Покой, таким образом, существует лишь как характеристика движения в его

какой-либо устойчивой форме. Абсолютный П. невозможен, ибо обрести его –

значит перестать существовать.

Диалектический материализм классифицирует виды движения материи,

выделяя из их неисчислимого многообразия ряд основных форм. Первая научная

классификация форм движения материи принадлежит Энгельсу. Он выделил такие

формы: механистическую, физическую, химическую, биологическую, социальную.

Формы движения материи органически связаны с определенным уровнем ее

структурной организации.

Т.о, существуют качественно различные уровни движения материи.

Качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным

своеобразием другого. Каждый уровень организации материи подчинен своим

специфическим закономерностям. Но при этом имеется связь, взаимодействие

различных уровней: высшее включает в себя низшее как одну из своих

генетических предпосылок и в то же время как свой собственный момент.

Любое движение предполагает так или иначе понимаемое изменение

положения в пространстве, осуществляющееся в так или иначе понимаемом

времени.

Пространство есть форма бытия материи, характеризуемая такими

свойствами как протяженность, структурность, сосуществование и

взаимодействие

Время есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами

изменения и развития систем как длительность, последовательность смены

состояний.

В естествознании существовало две противоположные концепции

пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Субстанциальная:

пространство и время существуют независимо от материи. Можно убрать из

пространста все тела, и все же пространство останется, а свойства его

сохранятся. Время течет одинаково во всей Вселенной, и это течение ни от

чего не зависит. Реляционная концепция зародилась в недрах диалектическй

традиции (, была отчетливо сформулирована в диалектическом материализме (,

а затем ( окончательно подтверждена теорией Эйнштейна. Простанство и время

мыслятся не как особые отдельные от материи сущности, а как формы

существования материи.

Свойства П.: трехмерность, симметрия, асимметрия, формы, размеры,

местоположение, расстояние между телами, распределение вещества и поля.

Свойства В.: одномерность, асимметричность, необратимость, ритм

процессов, скорость изменения состояния.

Единство материи, движения, пространства и времени: изучая материю в

тех или иных формах ее проявления, мы непременно изучаем тем самым и

пространство и время в их органической связи с движением и, наоборот,

исследуя пространственно-временные параметры, мы неизбежно тем самым

изучаем и материю в ее движении.

8. Методологический смысл классификации основных форм движения материи.

Диалектический материализм классифицирует виды движения материи,

выделяя из их неисчислимого многообразия ряд основных форм. Первая научная

классификация форм движения материи принадлежит Энгельсу. Он выделил такие

формы: механистическую, физическую, химическую, биологическую, социальную.

Формы движения материи органически связаны с определенным уровнем ее

структурной организации. Движение неживой материи: субмикроэлементарный

уровень (гипотетическая форма существования полевой материи), элементарные

частицы, ядра, молекулы, агрегаты (жидкие, твердые, газообразные тела,

звезды и планеты, звездные системы, метагалактики и т.д. ). Органический

уровень – результат постепенного усложнениямолекул углеродистых соединений,

приведшего к образованию органических соединений. Жизнь явилась результатом

развития совокупности химических и геологических процессов на поверхности

Земли. Эволюция живого шла от доклеточных форм существования белка к

клеточной организации, формированию одноклеточных и многоклеточных

организмов. То, что человек и общество суть особая форма движения материи

принадлежит к фундаментальным открытиям философии. Общество – не просто

материя, а одухотворенная материя. Носителем социальной формы движения

является человек как субъект истории. Социальная форма движения выражается

в субъектно-объектных отношениях, т.е. в отношении человека, социальных

групп, общества в целом к окружающему миру.

Т.о, существуют качественно различные уровни движения материи.

Качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным

своеобразием другого. Каждый уровень организации материи подчинен своим

специфическим закономерностям. Но при этом имеется связь, взаимодействие

различных уровней: высшее включает в себя низшее как одну из своих

генетических предпосылок и в то же время как свой собственный момент.

9. Отражение как свойство материи. Эволюция форм отражения.

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в

воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.

Способность к отражению, а также хаактер ее проявления зависят от уровня

организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений,

животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах.

Отражение происходит в процессе взаимодействия различных систем реального

мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в

простейших случаях выступает в виде механической деформации. Отражение в

общем случае представляет собой процесс, результатом которого является

информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. В широком

смысле информация есть бытие, отраженное в ином. Все в мире находится в

процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия – все несет

информацию обо всем.

Выживание организма в живой природе осуществляется за счет

использования информации внещней среды: он реагирует на некоторые

воздействия как сигналы о закономерном наступлении последующих событий.

Т.о, в отличие от неживой природы живые организмы используют отражение для

самосохранения, самоприспособления. Всему живому присуща раздражимость –

ответное действие организма на биотически важные воздействия внешней среды.

С появлением центральной нервной системы возникает чувствительность.

Чувствительность предполагает наличие дистантных органов чувств, которые

позволяют реагировать на раздражители, не имеющие непосредственного

биологического значения и лишь связанные с таковыми (цвет, запах и т.п.). С

возникновением полноценной психики, наглядно-действенного и наглядно-

образного мышления возможности приспособительной деятельности животных

значительно возрастают. При этом головной мозг выполняет не какую-то

частную задачу (пищеварение, перекачивание крови), а предназначен для

управления деятельностью внутренних и внешних органов в соответствии с

обстановкой в окружающей среде. В этом заключается функция мозга как

специального органа отражения и центрального регулятора деятельности

организма. Поведение высшего животного не исчерпывается системой условных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.