Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)






столь очевиден, а состояние нравственности, развитие культуры не позволяют

даже непомерным оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с

прошлым. Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать с

выявления взаимосвязи прогресса и развития. Развитие нельзя считать простым

синонимом изменения или приравнивать его к прогрессу. Развитие - процесс

более сложный, чем изменение или совокупность изменений. Сформулировать

понятие развития можно на основе анализа различных типов универсальных

связей, выраженных в законах и категориях диалектики. Развитие - это особый

тип изменения. Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не

свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить

количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового,

изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения равнозначны

развитию (простое разрушение предмета или циклические процессы с

повторением однотипных фаз, или просто обратимые изменения типа "вода - пар

- вода..."). Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие,

которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и

функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Развитие

нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное социально-историческое

развитие происходит с постоянными отклонениями в сторону, с возвратами

назад, нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса

(эволюция приматов) или конвергенции - слияния, синтеза, объединения

различных линий развития (формирование крупных наций из различных племен).

Здесь же важно отметить соблюдение принципа историзма, суть которого

заключается в рассмотрении объектов как целостных систем, возникших в

определенных условиях в результате действия соответствующих причин.

Историзм тесно связан с концепцией детерминации явлений. История - не

заданный изначально процесс с заранее предопределенным результатом.

Объективные закономерности исторического развития прокладывают себе дорогу

не в единственно возможной форме. Их реализация варьируема. И важно

учитывать многообразие возможных форм, путей развития. Наиболее сложным

типом развития является история общества, включающая в себя, кроме

объективных, также субъективные факторы: взгляды, цели, интересы людей. Это

чрезвычайно усложняет характер детерминации общественно-исторических

процессов. В реализации исторических перспектив, возможностей участвуют

человеческий выбор, идеалы, воля к действию. Двумя наиболее общими

противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными друг от

друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и

регресс. Прогресс ( от лат. progress - движение вперед,успех), тип,

направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от

менее совершенного к более совершенному. Прогресс предполагает такую

дифференциацию и интеграцию элементов и связей системы, которая повышает

степень ее целостности, ее приспособленность к среде, функциональную

эффективность, устойчивость, надежность и обеспечивает высокий потенциал

последующего развития. Если же в результате процесса развития уменьшается

набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее

структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих

существование,устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой

процесс называют регрессом.

Для большинства античных авторов история - простая последовательность

событий, за которыми стоит нечто неизменное; в целом же она рисуется либо

как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего "золотого века"

(Гесиод, Сенека), либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же

стадии (Платон, Аристотель, Полибий). Социальная философия подымающейся

буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была

овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в

прошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного

познания: уже Ф. Бэкон и Р. Декарт учили, что не нужно оглядываться на

древних, что научное познание мира идет вперед. Затем идея прогресса

распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе).

Довольно глубокую трактовку прогресса дал Гегель, выступив как против

просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма

романтической "исторической школы". При этом он рассматривал развитие

общества как диалектическое соотношение прогресса и регресса, которое

является выражением единства противоположностей. Однако, понимая

исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог

объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Его

философия истории превращается в теодицею, оправдание бога в истории.

Диалектический материализм выработал принципиально иной подход к этой

проблеме, выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса. Прогресс не

есть какая-то самостоятельная сущность или трансцендентная цель

исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к

определенному историческому процессу или явлению в строго определенной

системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают

историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки

часто страдают субъективностью, неисторичностью. Общая тенденция

исторического развития - переход от систем с преобладанием естественной

детерминации к системам с преобладанием социально-исторической

детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Более

высокому уровню развитию производительных сил соответствуют и более сложные

формы производственных отношений и общественной организации в целом,

повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом

стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и

степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил,

социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее

общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия

общественно-экономические формации представляют собой закономерные стадии

поступательного развития человечества. Но процесс этот противоречив, а типы

и темпы его различны. Отсюда и рост социального пессимизма, многочисленные

философские и социологические теории ХХ в., прямо или косвенно отрицающие

прогресс и предлагающие заменить это понятие либо идей циклического

круговорота (Шпенглер, Тойнби, Сорокин), либо "нейтральным" понятием

"социального изменения". Широкое распространение получают также различные

концепции "конца истории" и пессимистические антиутопии. Отметим, что

применение критериев общественного прогресса при исследовании развития

общества должно носить комплексный характер и не в отношении экономической,

социальной, политической или духовной сфер общества, а в целом, т.е. все

сферы рассматриваются как части единого целого, как подсистемы единой

общественной системы, имеющей свою историю.

35. Глобальные проблемы человечества в современных условиях.

По мере развития производительных сил возобладало утилитарное отношение

человека к природе, другому человеку. Современная эпоха ставит вопрос о

переходе к новому пути социальных механизмов,который следует назвать

коэволюционным или гармоническим. Глобальная ситуация, в которой оказалось

человечество, отражает и выражает всеобщий кризис потребительского

отношения человека к природным и социальным ресурсам. Разум подталкивает

человечество к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и

отношений в глобальной системе "Человек - Техника - Природа". В связи с

этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем

современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальными

проблемами называют те, которые имеют общечеловеческий характер,

затрагивают интересы человечества в целом и каждого отдельного человека

практически в любой точке планеты. Все глобальные проблемы современности

можно свести к трем основным группам:

1) Проблемы экономического и политического взаимодействия государств:

a) проблема предотвращения мировой термоядерной катастрофы и создания

благоприятных условий для социального прогресса всех стран и народов;

b) проблема преодоления технологической и экономической отсталости

развивающихся стран и установление нового международного порядка;

2) Проблемы взаимодействия общества и природы:

a) предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды;

b) обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем,

энергией,продовольствием);

c) освоение мирового океана и космического пространства;

3) Проблемы взаимоотношений людей и общества:

a) проблема роста народонаселения;

b) проблема охраны и укрепления здоровья людей;

c) проблемы образования и культурного роста;

В 1-ой группе проблем названы проблемы интерсоциальные, преимущественно

политические. И это не случайно. Отношение между государствами планеты,

проблема демилитаризации человечества - ключевая глобальная проблема.

Милитаризм стал "раковой опухолью" человечества. Военно-промышленный

комплекс отвлекает от созидательных целей огромные трудовые, материальные и

финансовые ресурсы. Кроме того, ядерные державы накопили такое количество

расщепляющихся материалов, что его достаточно для многократного уничтожения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.