столь очевиден, а состояние нравственности, развитие культуры не позволяют
даже непомерным оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с
прошлым. Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать с
выявления взаимосвязи прогресса и развития. Развитие нельзя считать простым
синонимом изменения или приравнивать его к прогрессу. Развитие - процесс
более сложный, чем изменение или совокупность изменений. Сформулировать
понятие развития можно на основе анализа различных типов универсальных
связей, выраженных в законах и категориях диалектики. Развитие - это особый
тип изменения. Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не
свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить
количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового,
изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения равнозначны
развитию (простое разрушение предмета или циклические процессы с
повторением однотипных фаз, или просто обратимые изменения типа "вода - пар
- вода..."). Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие,
которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и
функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Развитие
нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное социально-историческое
развитие происходит с постоянными отклонениями в сторону, с возвратами
назад, нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса
(эволюция приматов) или конвергенции - слияния, синтеза, объединения
различных линий развития (формирование крупных наций из различных племен).
Здесь же важно отметить соблюдение принципа историзма, суть которого
заключается в рассмотрении объектов как целостных систем, возникших в
определенных условиях в результате действия соответствующих причин.
Историзм тесно связан с концепцией детерминации явлений. История - не
заданный изначально процесс с заранее предопределенным результатом.
Объективные закономерности исторического развития прокладывают себе дорогу
не в единственно возможной форме. Их реализация варьируема. И важно
учитывать многообразие возможных форм, путей развития. Наиболее сложным
типом развития является история общества, включающая в себя, кроме
объективных, также субъективные факторы: взгляды, цели, интересы людей. Это
чрезвычайно усложняет характер детерминации общественно-исторических
процессов. В реализации исторических перспектив, возможностей участвуют
человеческий выбор, идеалы, воля к действию. Двумя наиболее общими
противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными друг от
друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и
регресс. Прогресс ( от лат. progress - движение вперед,успех), тип,
направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от
менее совершенного к более совершенному. Прогресс предполагает такую
дифференциацию и интеграцию элементов и связей системы, которая повышает
степень ее целостности, ее приспособленность к среде, функциональную
эффективность, устойчивость, надежность и обеспечивает высокий потенциал
последующего развития. Если же в результате процесса развития уменьшается
набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее
структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих
существование,устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой
процесс называют регрессом.
Для большинства античных авторов история - простая последовательность
событий, за которыми стоит нечто неизменное; в целом же она рисуется либо
как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего "золотого века"
(Гесиод, Сенека), либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же
стадии (Платон, Аристотель, Полибий). Социальная философия подымающейся
буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была
овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в
прошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного
познания: уже Ф. Бэкон и Р. Декарт учили, что не нужно оглядываться на
древних, что научное познание мира идет вперед. Затем идея прогресса
распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе).
Довольно глубокую трактовку прогресса дал Гегель, выступив как против
просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма
романтической "исторической школы". При этом он рассматривал развитие
общества как диалектическое соотношение прогресса и регресса, которое
является выражением единства противоположностей. Однако, понимая
исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог
объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Его
философия истории превращается в теодицею, оправдание бога в истории.
Диалектический материализм выработал принципиально иной подход к этой
проблеме, выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса. Прогресс не
есть какая-то самостоятельная сущность или трансцендентная цель
исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к
определенному историческому процессу или явлению в строго определенной
системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают
историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки
часто страдают субъективностью, неисторичностью. Общая тенденция
исторического развития - переход от систем с преобладанием естественной
детерминации к системам с преобладанием социально-исторической
детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Более
высокому уровню развитию производительных сил соответствуют и более сложные
формы производственных отношений и общественной организации в целом,
повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом
стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и
степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил,
социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее
общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия
общественно-экономические формации представляют собой закономерные стадии
поступательного развития человечества. Но процесс этот противоречив, а типы
и темпы его различны. Отсюда и рост социального пессимизма, многочисленные
философские и социологические теории ХХ в., прямо или косвенно отрицающие
прогресс и предлагающие заменить это понятие либо идей циклического
круговорота (Шпенглер, Тойнби, Сорокин), либо "нейтральным" понятием
"социального изменения". Широкое распространение получают также различные
концепции "конца истории" и пессимистические антиутопии. Отметим, что
применение критериев общественного прогресса при исследовании развития
общества должно носить комплексный характер и не в отношении экономической,
социальной, политической или духовной сфер общества, а в целом, т.е. все
сферы рассматриваются как части единого целого, как подсистемы единой
общественной системы, имеющей свою историю.
35. Глобальные проблемы человечества в современных условиях.
По мере развития производительных сил возобладало утилитарное отношение
человека к природе, другому человеку. Современная эпоха ставит вопрос о
переходе к новому пути социальных механизмов,который следует назвать
коэволюционным или гармоническим. Глобальная ситуация, в которой оказалось
человечество, отражает и выражает всеобщий кризис потребительского
отношения человека к природным и социальным ресурсам. Разум подталкивает
человечество к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и
отношений в глобальной системе "Человек - Техника - Природа". В связи с
этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем
современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальными
проблемами называют те, которые имеют общечеловеческий характер,
затрагивают интересы человечества в целом и каждого отдельного человека
практически в любой точке планеты. Все глобальные проблемы современности
можно свести к трем основным группам:
1) Проблемы экономического и политического взаимодействия государств:
a) проблема предотвращения мировой термоядерной катастрофы и создания
благоприятных условий для социального прогресса всех стран и народов;
b) проблема преодоления технологической и экономической отсталости
развивающихся стран и установление нового международного порядка;
2) Проблемы взаимодействия общества и природы:
a) предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды;
b) обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем,
энергией,продовольствием);
c) освоение мирового океана и космического пространства;
3) Проблемы взаимоотношений людей и общества:
a) проблема роста народонаселения;
b) проблема охраны и укрепления здоровья людей;
c) проблемы образования и культурного роста;
В 1-ой группе проблем названы проблемы интерсоциальные, преимущественно
политические. И это не случайно. Отношение между государствами планеты,
проблема демилитаризации человечества - ключевая глобальная проблема.
Милитаризм стал "раковой опухолью" человечества. Военно-промышленный
комплекс отвлекает от созидательных целей огромные трудовые, материальные и
финансовые ресурсы. Кроме того, ядерные державы накопили такое количество
расщепляющихся материалов, что его достаточно для многократного уничтожения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32