Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)






не так, как он соединен в действительности.

Этот уровень весьма важен, так как рациональное познание в конечном счете

тоже базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Но

чувственное отражение и ограниченно - оно отражает лишь единичное,

индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает

информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания

о том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на

явлениях, но само не может дать знания о внутреннем, о сущности. Однако

потребности практики как раз и диктуют необходимость выявления за единичным

- общего, за внешним - внутреннего, за явлением - сущности и т.д.

Рациональное познание основано на процессе мышления - активного процесса

опосредованного, обобщенного и абстрагирующего отражения объективного мира

в понятиях, суждениях, теориях и т.п. Основными формами мышления являются:

1) Понятие - обобщенное, логическое отражение существенные свойств,

связей и отношений предметов и явлений. Понятия - это и итог работы

мысли, и одновременно средства мышления. Но мы оперируем не отдельными

понятиями, а понятиями в их связи друг с другом, отражающей в конечном

счете связь вещей.

2) Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто

утверждается, либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как правило,

выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении

должна соответствовать связи вещей.

3) Умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или

нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение,

называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два

основных класса - индуктивные, представляющие собой выведение общего

положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при которых из

некоторого общего положения выводятся частные, менее общие.

Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны - чувственное

отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны.

Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без

этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о

предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в

познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не

может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные

чувственные отражения.

13. Проблемы истины в философской теории познания познания.

Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо

писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно

истинно. Что же такое истина, истинное знание? Классическая концепция

истины, берущая свое начало от Аристотеля: истина - это соответствие

(корреспонденция) знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил свое

решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля

истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание

является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат

совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины

считает истинное знание (или его логические основания) результатом

конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное

рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний.

Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным

гносеологическим тезисом диалектико-материалистиче-ской философии о том,

что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с

этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом,

воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и

независимо от человека, его сознания.

Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее

объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний,

которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит,

поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и

познаваемости мира равнозначны.

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает

диалектику познания в его движении к истине в движении от знания менее

полного к знанию более полному. Постижение истины не может быть достигнуто

в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через

относительные истины к истине абсолютной.

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете, которое

не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Она

достигается только в результате бесконечного движения мысли, то есть

практически недостижима.

Относительная истина - это неполное, приближенное знание о предмете,

которое справедливо на данном этапе развития познания и может быть

дополнено в дальнейшем.

Выделяют также конечную истину - элементарный результат познания, к

которому нечего добавить.

Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине

абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и

каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины

абсолютной, приближая к полному овладению ею.

Нужно отметить, что любая истина конкретна, то есть зависит от

конкретных условий существования объекта.

Вывод: Истина объективна по содержанию, субъективна по форме, конкретна

по условиям применения, относительна или абсолютна по степени приближения

субъекта к объекту.

14 Практика как основание и цель познания

Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика как

материальная деятельность по преобразованию действительности. При этом

познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой. Они

различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика -

материальную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика

имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую.

Связь познания и практики взаимная. Прежде всего практика выступает

как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Кроме того,

вводя предметы в практический оборот, преобразуя их, человек получает

первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений,

восприятий, представлений.

Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила

познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового знания, ее

потребности выступают как важнейшая движущая сила познания.

Вместе с тем и здесь недопустима абсолютизация: при всей роли практики

и ее влиянии на познание последнее обладает относительной

самостоятельностью. Действительно, движение познания нередко обеспечивается

собственной логикой, преемственностью в его развитии, больше того, сама

научная мысль способна в отдельных случаях намного опережать практику.

Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в оценке этого

параметра воздействия практики на познание одинаково ошибочны обе крайности

- и узкий практицизм в подходе к науке, непомерно сужающий диапазон

исследовательского поиска, и попытки ухода в так называемую "чистую" науку,

нежелание работать над решением практических задач.

Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в

том, что наука превращается в непосредственную производительную силу,

играет все большую роль в развитии и материально-производственной и

социальной сферы общественной жизни.

Практика - основная движущая сила познания. Главным стимулом для

развития знания служат практические потребности людей. Практика та же сфера

приложения знания. Позднее знания получали из такой формы практического

взаимодействия как эксперимент. Эксперимент - форма материального

взаимодействия вещей, при котором они искусственно ставятся человеком в

определенные взаимоотношения, и на их основе выявляются те или иные

свойства.

15 Практика как критерий истины

В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на

критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания).

Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность.

Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось - никаких

самоочевидных положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный,

а чувства - зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...).

Коренным пороком этих критериев то, что они находятся в самом знании,

в его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы и

теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для проверки

знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных

естественных процессов.

Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и

историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии -

общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что

признают полезным, что приводит к успеху); - когерентность

(взаимосоответствие суждений); - конвенционализм (то, что соответствует

соглашению).

Так, математики склоняются когерентной концепции истины, гуманитарии к

общезначимости и конвенционализму, инженеры, научные работники, к

практицизму и практике.

Понятие "практика" раскрывалась через широкий спектр терминов

"действие", "деятельность", "деятельная жизнь", "опыт", "опыт в целом",

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.