"труд". Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась
идея о единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер).
Практика активная, целенаправленная чувственно-предметная
деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности.
С введением практики в теорию познания было установлено, что человек
активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность
и в ходе её изменения познаёт её.
В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру.
Практика и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная
система человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо
её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом
процессе.
Назовем важнейшие формы практики: Это - материальное производство
(труд), - социальная деятельность, - научный эксперимент; - техническая
деятельность; - военно-политическая деятельность.
Практика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную
сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации
для познания.
Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:
1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к
жизни потребностями практики. - креативная функция
2. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она
пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и
стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами. -
детерминирующая функция
3. практика является целью познания, поскольку служит для преобразования
мира и регулирует деятельность людей - целеполагающая функция
4. практика представляет собой и решающий критерий истины " критериальная
функция. Остановимся на последней функции.
Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный
процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что
критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том
смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо
положения. Относителен потому, что сама практика развивается,
совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать
истинность развивающегося знания. Так, практика на протяжении столетий не
могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и
познания этот тезис был опровергнут. Противоречивость практики как критерия
истины является своеобразным противоядием против догматизма и окостенения
мысли.
Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными
критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен
логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и
диалектический методы, а также аксиологический критерий.
Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющим
отличить заблуждение от истины, при дополнении другими критериями
обеспечивает процесс познания истины.
16 Диалектика как филосовский метод и теория развития.
Диалектика - искусство вести беседу, спор, учение о наиболее общих
закономерностях становления, развития, внутренний источник которых
усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Д.,
начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления,
который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от
друга.
Д – есть ф метод познания действительности, изучает всеобщее знание, а
не конкретные (как остальные науки).
Предмет д – всеобщие законы природы и общества.
В истории Д. выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная
Д. древних мыслителей; идеалистическая Д. немецкой классической философии;
марксистская материалистическая Д. как современная Д.
Существует объективная(первична) и субъективная(вторична) д.,
отражение объективной. Объективная д – д природы, вещей, общества, самого
объективного мира. А субъективнаая д – д мышления, человеческого познания –
средство которым постигается мир. Субъективная д отражает действительный
мир в идеальной форме – в виде понятий, суждений, категорий.
О и С д – являются противоположностями и между ними есть противоречия
(различия ?), которые разрешаются в процессе человеческого познания и
деятельности, здесь применяются законы диалектики.
Материалистическая диалектика представляется в виде целостной
системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго
определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и
категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть
содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия,
диалектических закономерностей движения и развития. Диалектика как
категория имеет ряд характеристик. Диалектика-наука о наиболее общих
законах всякого движения.
Д как метод познания предъявляет познавательному процессу свои
требования:
1. объективность рассмотрения предмета (без субъективизма).
2. Всесторонность рассмотрения (все связи и отношения с другими
объектами).
Мир – совокупность процессов (не явлений),они постоянно изменяются и
развиваются, для верного их отражения наше мышление также должно быть
изменчивым; категории кот отражают объект, дожны переходить друг в
друга, изменяться.
3. Рассматривать объект в развитии.
4. Рассматривать объект как единство противоположных сторон (объект
как целостная система, вскрытие причин и источников развития,
взаимодействия с другими).
5. Единство кол-ного и кач-ного анализа. (?)
6. Принцип диалектического отрицания. (избавляет от узости мышления,
ориентирует на охват широкого круга проблем в процессе познания)
7. Принцип бесконечности познания – предостерегает от самоуспокоения в
познании.
8. Принцип восхождения от абстрактного (одностороннее) к конкретному
(многостороннее).Объект вначале познают с одной стороны, с другой и
т. д., возникает целостная картина.
В своей совокупности указанные требования диалектики составляют
сущность д метода познания.
Когда говорится, что д представляет собой всеобщий метод, имеется в
виду, что она выполняет методологическую функцию.
Функции:
1. Мировозренческую (формирует творческое мышление)
2. Онтологическую - служит основой обобщения теоретических выводов
конкретных наук.
3. Гносеологическая благодаря ней создаётся общая картина
человеческого познания
4. Логическая логика изучает философские законы и категории.
5. Евристическая – служит выработке нового знания.
6. Аксиологическая – (оценочная функция, что бы с помощью основных
законов и принципов выбрать те или иные действия в области
практики и познания)
7. Прогностическая выражается в предвидении возможных последствий
процессов познания.
17 Принципы, законы и категории материалистичной диалектики.
Принципы д 1) принцип всеобщей связи 2)принцип развития;
3) принцип историзма; 4) принцип причинности; 5) принцип системности
(3-5 у меня в конспекте не было, можно опустить ?)
1 Принцип всеобщей связи
Согласно этому принципу, связь явлений, под которой понимается такое
отношение между двумя процессами, когда изменение в одном объекте
сопровождается изменениями в другом, имеет универсальный, вселенский
характер.
Для уточнения этого принципа введем понятие связи. Связь есть общее
выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их
существования и развития. Отношение – одна из форм, момент всеобщей
взаимосвязи предметов и процессов. Виды отношений: равенство, неравенство,
субординация, координация, целое и части. Наиболее универсальный характер
носит отношение зависимости, т.к. все зависит от окружающего.
Типы связей определяются в зависимости от уровня организации материи.
В неорганической природе существуют механические, физические и химические
связи. В живой природе существуют более сложные – биологические связи,
которые вырвжаются во внуреорганизменных, внутриорганизменных, межвидовых
отношениях особей, а также в их отношениях с внешней средой. В общественной
жизни образуются производственные, распределительные, классовые, семейные,
межличностные, национальные, государственые и прочие отношения. Кроме того,
существуют внутренние и внешние, непосредственные и опосредованные,
функциональные и генетические, пространственные и временные, закономерные и
случайные, причинно-следственные и т.д. Эти формы связи выделяются в
зависимости от аспекта рассмотрения изучаемых объектов. Любая форма связи
имеет свое основание – существенное объективное условие, обеспечивающее
образование и существование той или иной связи. Так, заряд ядра атома
обусловливает связь в системе элементов.
Дальнейшим уточнением принципа всеобщей связи является понятие
взаимодействия. Взаимодействие есть философская категория, отражающая
процессы воздействия различных элементов друг на друга, их взаимную
обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение
одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и
активный характер. Каждая форма движения материи имеет в своей основе
определенные типы взаимодействия. Взаимодействия в физике: гравитационное,
электромагнитное, сильное и слабое (распадное). В биология исследует
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32