Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)






"труд". Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась

идея о единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер).

Практика активная, целенаправленная чувственно-предметная

деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности.

С введением практики в теорию познания было установлено, что человек

активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность

и в ходе её изменения познаёт её.

В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру.

Практика и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная

система человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо

её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом

процессе.

Назовем важнейшие формы практики: Это - материальное производство

(труд), - социальная деятельность, - научный эксперимент; - техническая

деятельность; - военно-политическая деятельность.

Практика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную

сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации

для познания.

Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:

1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к

жизни потребностями практики. - креативная функция

2. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она

пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и

стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами. -

детерминирующая функция

3. практика является целью познания, поскольку служит для преобразования

мира и регулирует деятельность людей - целеполагающая функция

4. практика представляет собой и решающий критерий истины " критериальная

функция. Остановимся на последней функции.

Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный

процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что

критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том

смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо

положения. Относителен потому, что сама практика развивается,

совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать

истинность развивающегося знания. Так, практика на протяжении столетий не

могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и

познания этот тезис был опровергнут. Противоречивость практики как критерия

истины является своеобразным противоядием против догматизма и окостенения

мысли.

Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными

критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен

логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и

диалектический методы, а также аксиологический критерий.

Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющим

отличить заблуждение от истины, при дополнении другими критериями

обеспечивает процесс познания истины.

16 Диалектика как филосовский метод и теория развития.

Диалектика - искусство вести беседу, спор, учение о наиболее общих

закономерностях становления, развития, внутренний источник которых

усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Д.,

начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления,

который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от

друга.

Д – есть ф метод познания действительности, изучает всеобщее знание, а

не конкретные (как остальные науки).

Предмет д – всеобщие законы природы и общества.

В истории Д. выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная

Д. древних мыслителей; идеалистическая Д. немецкой классической философии;

марксистская материалистическая Д. как современная Д.

Существует объективная(первична) и субъективная(вторична) д.,

отражение объективной. Объективная д – д природы, вещей, общества, самого

объективного мира. А субъективнаая д – д мышления, человеческого познания –

средство которым постигается мир. Субъективная д отражает действительный

мир в идеальной форме – в виде понятий, суждений, категорий.

О и С д – являются противоположностями и между ними есть противоречия

(различия ?), которые разрешаются в процессе человеческого познания и

деятельности, здесь применяются законы диалектики.

Материалистическая диалектика представляется в виде целостной

системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго

определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и

категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть

содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия,

диалектических закономерностей движения и развития. Диалектика как

категория имеет ряд характеристик. Диалектика-наука о наиболее общих

законах всякого движения.

Д как метод познания предъявляет познавательному процессу свои

требования:

1. объективность рассмотрения предмета (без субъективизма).

2. Всесторонность рассмотрения (все связи и отношения с другими

объектами).

Мир – совокупность процессов (не явлений),они постоянно изменяются и

развиваются, для верного их отражения наше мышление также должно быть

изменчивым; категории кот отражают объект, дожны переходить друг в

друга, изменяться.

3. Рассматривать объект в развитии.

4. Рассматривать объект как единство противоположных сторон (объект

как целостная система, вскрытие причин и источников развития,

взаимодействия с другими).

5. Единство кол-ного и кач-ного анализа. (?)

6. Принцип диалектического отрицания. (избавляет от узости мышления,

ориентирует на охват широкого круга проблем в процессе познания)

7. Принцип бесконечности познания – предостерегает от самоуспокоения в

познании.

8. Принцип восхождения от абстрактного (одностороннее) к конкретному

(многостороннее).Объект вначале познают с одной стороны, с другой и

т. д., возникает целостная картина.

В своей совокупности указанные требования диалектики составляют

сущность д метода познания.

Когда говорится, что д представляет собой всеобщий метод, имеется в

виду, что она выполняет методологическую функцию.

Функции:

1. Мировозренческую (формирует творческое мышление)

2. Онтологическую - служит основой обобщения теоретических выводов

конкретных наук.

3. Гносеологическая благодаря ней создаётся общая картина

человеческого познания

4. Логическая логика изучает философские законы и категории.

5. Евристическая – служит выработке нового знания.

6. Аксиологическая – (оценочная функция, что бы с помощью основных

законов и принципов выбрать те или иные действия в области

практики и познания)

7. Прогностическая выражается в предвидении возможных последствий

процессов познания.

17 Принципы, законы и категории материалистичной диалектики.

Принципы д 1) принцип всеобщей связи 2)принцип развития;

3) принцип историзма; 4) принцип причинности; 5) принцип системности

(3-5 у меня в конспекте не было, можно опустить ?)

1 Принцип всеобщей связи

Согласно этому принципу, связь явлений, под которой понимается такое

отношение между двумя процессами, когда изменение в одном объекте

сопровождается изменениями в другом, имеет универсальный, вселенский

характер.

Для уточнения этого принципа введем понятие связи. Связь есть общее

выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их

существования и развития. Отношение – одна из форм, момент всеобщей

взаимосвязи предметов и процессов. Виды отношений: равенство, неравенство,

субординация, координация, целое и части. Наиболее универсальный характер

носит отношение зависимости, т.к. все зависит от окружающего.

Типы связей определяются в зависимости от уровня организации материи.

В неорганической природе существуют механические, физические и химические

связи. В живой природе существуют более сложные – биологические связи,

которые вырвжаются во внуреорганизменных, внутриорганизменных, межвидовых

отношениях особей, а также в их отношениях с внешней средой. В общественной

жизни образуются производственные, распределительные, классовые, семейные,

межличностные, национальные, государственые и прочие отношения. Кроме того,

существуют внутренние и внешние, непосредственные и опосредованные,

функциональные и генетические, пространственные и временные, закономерные и

случайные, причинно-следственные и т.д. Эти формы связи выделяются в

зависимости от аспекта рассмотрения изучаемых объектов. Любая форма связи

имеет свое основание – существенное объективное условие, обеспечивающее

образование и существование той или иной связи. Так, заряд ядра атома

обусловливает связь в системе элементов.

Дальнейшим уточнением принципа всеобщей связи является понятие

взаимодействия. Взаимодействие есть философская категория, отражающая

процессы воздействия различных элементов друг на друга, их взаимную

обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение

одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и

активный характер. Каждая форма движения материи имеет в своей основе

определенные типы взаимодействия. Взаимодействия в физике: гравитационное,

электромагнитное, сильное и слабое (распадное). В биология исследует

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.