Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)






рефлексов, инстинктов. Пример: голодный волк видит овцу. В его мозгу

формируется образ овцы и биологическая цель – догнать овцу и съесть,

программа достижения этой цели. Биологическая цель – идеальное

предвосхищение результата деятельности организма – опережающее отражение

действительности. Важнейший качественный скачок в развитии психических форм

отражения и регуляции совершился с возникновением сознания.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью

функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности, в предварительном мысленном построении действий и

предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании

поведения человека.

10. Сознание – высшая форма отображения. Предусловия возникновения сознания

на Земле.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью

функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности, в предварительном мысленном построении действий и

предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании

поведения человека.

По своей материальной природе нервно-физиологические процессы –

электрохимические. Но психическая деятельность характеризуется не только ее

физиологическим механизмом, но и ее содержанием, т.е. тем, что именно

отражается мозгом в реальной действительности. Духовный мир человека

невозможно ни осязать, ни видеть, ни обнаружить какими-либо приборами.

Мысли и идеи реальны, однако их реальность не материальна, а идеальна.

Нельзя сказать, что более реально – материя или сознание. Здесь речь идет

не о мере, а о различных типах реальности. Материя – объективная

реальность, а сознание – субъективная. Субъективный образ как знание, как

духовная реальность и физиологические процессы как его материальный

субстрат – качественно разные являния. Сознание и объективный мир –

противоположности, образующие единство. Основой его является практика,

чувственная, предметная деятельноять людей.

Сознание струтурно организовано, представляет собой целостную систему,

состоящую из различных элементов. Ощущения, восприятия, представления,

понятия, мышление образуют ядро сознания. С. также включает в себя и акт

внимания. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг

объектов находится в фокусе сознания. Чувства, эмоции, интуиция, цели,

желания, память – также компоненты структуры сознания. Наши намерения

претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако, С. – это не сумма

составляющих его элементов, а их интегральное, сложноструктурированное

целое.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной

основы психики животных и формирования механизмов сознательной

деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция

сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и

речи.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания

получила свое материально фиксированное выражение в том, что мозг как орган

сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. В

процессе развития трудовой деятельности, и прежде всего совершенствования

руки, уточнялись и обогащались осязательные ощущения, сформтровалась

способность воспринимать тончайшие нюансы звуков человеческой речи. Логика

практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику

мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог

мысленно представить себе и его результат, и способ осуществления и

средства достижения этого результата. Вместе с возникновением труда

формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд

предполагает сотрудничество людей и разделение трудовых действий между его

участниками, что возможно только если участники как-то осмысливают связь

своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с

достижением конечной цели.

Язык так же древен, как и сознание. Биологической предпосылкой

существования человеческой речи послужили мимико-жестикулярные и звуковые

средства взаимного общения высших животных. Развитие труда по необходимости

способствовало тесному сплочению членов общества. У людей явилась

потребность что-то сказать друг другу. Потребность содала орган –

соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата.

Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный:

произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами,

сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем – с

идеальными явлениями сознания. Посредством языка происходит переход от

восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования

понятиями. Язык и сознание образуют противоречивое единство.

11. Сознание как диалектическое единство знания и познания.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью

функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности, в предварительном мысленном построении действий и

предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании

поведения человека. (см. вопрос 10)

Способ, каким существует сознание и каким что-либо существует для него

– знание.

Знания могут выступать в различных формах: донаучной, житейской,

художественной и научной на разных уровнях освоения действительноси – как

эмпирические и как теоретические.

Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от

поверхностного ко все более глубокому, сущностному и всестороннему знанию.

Знание – результат процесса познания. В процессе познания выделяют субъект

и объект. Субъект – носитель материального целенаправленного действия,

связывающего его с объектом. Объект – предмет, на который направлено

действие. Познание – это специфическое взаимодействие субъекта и объекта,

конечная цель которого – истина, это разработка рецептов, алгоритмов,

моделей и программ, направленных на освоение объекта в соответсвии с

потребностями субъекта.

Итак, знание – результат процесса познания. С другой стороны, субъект

осуществляет познание через призму своих знаний и представлений, ценностных

ориентаций и потребностей. Т.о., знание в свою очередь является

предпосылкой познания.

Марксизм считает субъектом познания не отдельного человека, а

действующее через своих индивидуальных членов общество. Поскольку человек

включен в систему самых различных общественных отношений с другими людьми,

использует в процессе познания инструменты, приборы, включая имеющиеся в

распоряжении общества и усвоенные данным человеком знания.

Теория познания (гносеология) диалектического материализма основана на

принципах:

Принцип объективности: Объект познания существует вне и независимо от

субъекта познания.

Принцип познаваемости: Реальность можно познать такой, какой она

есть.

Дальше см. вопросы про познание: Чувственная и логическая ступени

познания, Практика как основа и цель познания.

12. Чувственный и логический уровни познания. Их взаимосвязь

В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны -

чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в

познании выступает чувственное отражение, постольку до последнего времени

эти стороны обычно обозначали как ступени познания, хотя это и неточно,

поскольку чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным и

наоборот. Следует подчеркнуть, что процесс познания, как правило, имеет

своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств

человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о

предметах и явлениях внешнего мира. Органы чувств - это единственный канал,

который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов

чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Органы чувств

человека - продукты не только истории природы, но и всемирной истории. В

становлении и развитии органов чувств человека важнейшую роль на протяжении

всей истории человечества играла и продолжает играть до сих пор

общественная практика.

Чувственное отражение выступает в трех основных формах - в виде

ощущений, восприятий и представлений.

1) Ощущение - это чувственный образ отдельных сторон предметов,

процессов или явлений внешнего мира , "субъективный образ

объективного мира" (Фейербах). Этот образ объективен по содержанию,

он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме,

зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, его

высшей нервной деятельности, и даже от его жизненного опыта.

2) восприятие - целостный чувственный образ объекта, непосредственно

воздействующего на органы чувств, отражающий различные стороны,

свойства этого объекта.

3) высшей формой чувственного отражения является представление -

целостный чувственный образ непосредственно не воспринимаемых нами

объектов, сохраняемое и воспроизводимое посредством памяти. В

представлении уже вступает в дело абстрагирующая способность нашего

сознания, в нем отсечены несущественные детали. На уровне

представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания,

как воображение - способность соединять чувственный материал иначе,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.