является воплощениемем свойств бога. Мир вечен и неуничтожим. Отрицал
значение чувственного познания. Чувственная данность - видимость, познать
сущность мира возможно только мыслью.
ПАРМЕНИД: Элея. VI-V вв. до н. э. Мир - вещественный шар, в котором
нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения (все заполнено).
Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществующее никак нельзя
мыслить как несуществующее, откуда несуществующего нет. Бытие - то, что
охватывается мыслью. Думать = быть. Мыслимое существует, мысль без бытия -
ничто. Небытие не существует, т. к. о нем нельзя мыслить и говорить. Отсюда
невозможно возникновение и уничтожение. Из абсолютной заполненности
следует, что мир не имеет частей. Он един.
ЗЕНОН. Ученик Парм. Доказывал невозможность движения. Предположение,
что движ. мыслимо приводит к противоречиям - оно не может осуществиться.
(Для того чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в
опр. месте и не находиться в нем. Но это противоречиво). В этих парадоксах
вопрос не в том, возможно ли восприятие движ чувствами, а в том, можно ли
мыслить движ. при условии, что пространство состоит из бесконечного
множества неделимых частей , а время из б. множества неделимых моментов.
В этих апориях обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности.
Апории дали толчок развитию диалектики.
СОФИСТЫ. СОКРАТ И СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.
Философское движение эпохи рабов. демократий.(5 - 6 в днэ)
С. явл. тезис о относительности всех чел. понятий, эттических норм и
оценок. Протагор: "Человек есть мера всех вещей, существующих чо они сущ.,
и не сущ., что они не сущ."
Софистика воевала против всего того, что жило в сознании людей без
удостоверения его законности.
В теории познания софисты ориентируются на отдельного индивида,
объявляя его - со всеми его особенностями - субъектом познания. Всё, что мы
знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через органы чувств; все же
чувственные восприятия субъективны. Значит всякое человеческое знание
относительно. Объективное, инстинктивное познание, с точки зрения софистов,
недостижимо. Cубъективный идеализм.
СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). Для С. характерна логичность речи,
ирония, мастерское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения.
Выступал против Софистов.
Фил. по С. - учение о том как следует жить. С. выступает проти
внатурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач.
органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя (самопознание)
ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА.
Платон (427-347днэ). Афинянин, был противником аф демократии
Платон - ученик Сократа. Первый создал концепцию объективного
идеализма. Мир идей, понятий, первичен по отношению к миру вещей. Мир идей
вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Материальное бытие создается
Творцом, разум и творческое умение, которого формирует материальный мир.
Творец создал физический мир по идеальным образцам - идеям. Область идей
представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага.
П утверждает, что последними эл-тами всех вещей явл неделимые
треугольники или геометрические бестелесные атомы. Чел душа независима от
тела и бессмертна. Частная собств и семья - подрывают условия общества.
44 Аристотель как философ.
Аристотель hодился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской
академии. (384-322 днэ). После смерти Платона проживал в Атарнее (остров
Лесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя
его сына - Александра.
Из дошедших до нас трудов Аристотеля выделяются логические труды -
"Органон", "Аналитики", "О софистических опровержениях"; книга о бытии -
"Метафизика"; естественнонаучные произведения - "Физика" и другие.
Еще находясь в учениках у Платона, А. его критиковал, в особенности
теорию идей, он полагал, что разделение на идеи и вещи нерационально, т.к.
идеи - копии чувственных вещей и тождественны им по значению. А. говорил,
что отделение идей от вещей приводит к удвоению того, что должно быть
объяснено. По Платону идеи - прообразы вещей и существуют от них
независимо, а вещи, заимствующие у идей свое бытие - только их отблеск. А.
говорит, что нельзя отделить сущность от того, сущностью чего она является,
нельзя создать идеальный сверхчувственный мир наряду с реальным миром. В
основе мироздания находится неопределенный субстрат - "первая материя",
однако она существует только в абстракции. По А. каждая конкретная вещь -
единство материи и формы. Форма - сущность вещи, она нематериальна, каждая
вещь - оформленная материя. Медный шар - медный - вещество, шар - форма.
Медь лишена форму т.к. еще не явл. шаром и в то же время она есть
возможность формы. Форма есть действительность того возможностью чего явл.
материя.
Высшая форма - это Бог или перводвигатель - чистая материя. "Это
мысль, разум, который мыслит сам себя. А. считал, что природа состоит из 4
элементов - огонь, воздух, земля, вода, а также - эфир, из которого состоят
небесные тела. Эфир неизменен и совершенен.
А. выступал против атомистики, считая, что неделимых частиц материи не
существует. В центре мира по А. находится неподвижная шарообразная земля,
над которой движутся сферы с прикрепленными к ним светилами.
В теории познания А. в отличие от Платона защищает происхождение
знания из чувств. Критиковал и элеатов за их отрицание движения. Как он
считал любое явление предполагает возможность изменения и цель этого
изменения. Выступил как создатель логики, стремился соединить формы
мышления и бытие, объяснить логические категории в соответствии с
объективной реальностью. В соотв. с спецификой античного знания, огранич.
прямым наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придает
достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности.
Поэтому он на первый план выдвигает движ мысли от общего к частному
(дедукция), а на индукцию обращ. мало внимания.
Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар.
Источник движения - бог (перводвигатель).
Общественно полит. теории А разлачает 3 хор. и 3 плохих формы
управления гос-вом. Хорошими он считает формы, при кот. исключена
возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу
в целом - таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса,
основ. на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы -
это тирания, олигархия и крайняя демократия.
45. Атомизм Демокрита и Эпикура
Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение
наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. После
Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей,
пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам,
всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их
подвижности должна была считаться с этим. Учение атомизма явилось попыткой
разрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование
бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование
пустоты, в которой происходит движение частиц, и отрицали за частицами
возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.
Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не
бесконечного) количества частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости
не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно
большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона.
Основатель атомизма - Левкип (рожден в Милете). Всё состоит из
мельчайших неделимых частиц и пустоты.
ДЕМОКРИТ: (460-370 до н. э.)
Демокрит признавал существование двух начал: бытия и небытия. Исходное
положение - существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными
многообразными соединениями все сложные тела. Пустота, отделяет тела друг
от друга. Следовательно, бытие множественно, не едино. Космос является
единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана
пустота. Пустота - средство различения и разграничения вещей, она выступает
как внутри сложных вещей, отделяя элементы - атомы друг от друга, так и вне
вещей, являясь их вместилищем. Пустота позволяет вещам и их элементам
двигаться. Атомы - всевозможные малые тела, невидимые из-за размера.
Количество атомов бесконечно. Атом неделим. Пустота - место, в котором все
эти тела, в течение всей вечности, двигаются, вступают во взаимодействия, и
таким образом они производят и все прочие сложные тела, и их состояния и
ощущения.
Демокрит первый рассматривал движение как способ бытия материальных тел,
т. к. атомы находятся в вечном движении, для вечного нельзя искать причину.
Для объяснения реального многообразия действительности Демокрит
допускает, что атомы различаются по форме порядку и положению. Эти отличия
и лежат в основе всех наблюдений и отличий.
Ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник
познания.
Однако существуют предметы, которые в силу своей малой величины
недоступны чувствам. Такие свойства вещества постигаются умом, и это
познание также может быть достоверным. Так атомы и пустота невидимы, но их
существование удостоверяется основанным на чувственных наблюдениях
размышлением.
Атомистическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и
душе. Жизнь и смерть организмов сводится к соединению и разложению атомов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32