Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)






не только с точки зрения чистой науки (критика позитивизма), но и с позиции

классового подхода, общественного идеала (крестьянская община). Идея

личности, что есть мерило, цель и идеал исторического прогресса. В условиях

неразвитости народа очерки о героях и толпе и их роли, массовые движения -

бессознательные и подражательные.

Лавров. Двигатель прогресса 3 группы потребностей:

1. основные (зоологический и социологические - питание, безопасность,

избежание стрессов);

2. временные (государство, собственность, религия);

3. потребности развития - историческая жизнь.

Цель развития - усиление солидарности людей, для чего надо изучать

природу, человека и мышление, стоя на позициях трудящихся. Роль

интеллигенции - подготовка революции, чем она отдаст долг народу.

Неприменимость марксизма в России.

Бакунин. История есть движение из царства животных в царство свободы,

угнетатель - государство, религия - массовое сумасшествие, церковь - род

небесного кабака. Для достижения царства свободы надо исключить принцип

власти и создать ассоциацию крестьян плюс фабрично-заводск. Не надо

готовить революцию, она возникнет стихийно.

Ткачев. Революция немедленно, пока не сложились буржуазные отношения.

Крестьянин - социален по инстинкту. Но революция - разрушения, для

созидания необходимо революционное меньшинство, партия власти, которая

путем террора и заговора возьмет власть в свои руки.

Почвенники - национальная почва как основа социального и духовного развития

России. Создание органического мировосприятия, выдвигая на первый план

роль творчества и задвигая науку. Разрыв интеллигенции с народной почвой

надо преодолеть на основе духовного единения всех сословий.

Григорьев, Страхов, Достоевский. Ф.М. Достоевский. (1821 - 1881). В своих

общественно-политических исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался

идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его

взглядах произошел перелом, связан с усвоением религиозно-нравственных

идей. Отказался от революционной борьбы. Исповедовал идеи почвенничества,

для которого характерно религиозная ориентированность философского

осмысления судеб русской истории, противопоставление России и Запада. Вся

история человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за

торжество христианства. Русский народ - миссия, носитель высшей дух истины.

Идея архетипа в народе, в России - братские связи и христианское единение.

Против как капитализма, так и атеистического социализма, идея русского

социализма. Проблема духовно-нравственного искания личности, выбор между

добром и злом, свободой и рабством, христом и антихристом. В любой ситуации

человек должен остаться человеком. Но свобода есть не только источник

добра, но и зла, таящегося в подполье. Беспредельная свобода или бунт

приводит к разрушению и этическому анархизму, это недостойный путь

человекобожества. Истинный путь свободы - путь Богочеловека. Свобода есть

тяжкое бремя, страдание и высочайшая ответственность. Для Богочеловека надо

пройти испытание свободой, страдания, сознательно придя к идеалам Христа.

Можно ли помирить Бога и мир, который им создан? Стоит ли светлая цель хоть

одной слезы ребенка?

Самобытным русским мыслителем был Лев Толстой (1828 - 1910). Подвергая

критике общественно-политическое устройство России, Толстой уповал на

нравственно-религиозный прогресс в сознании человека. Идею исторического

прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле

жизни, ответ на который должна дать созданная им истинная религия. В ней он

признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от

любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. "Царство божие

внутри нас" - он неприемлил обычное религиозное понимание бога. Всякая

власть - насилие - отрицание государства. Т.к. он отвергал борьбу то

упразднение государство должно произойти путем отказа каждого от выполнения

общественных и государственных обязанностей = анархизм. Отрицание пользы

цивилизации.

Данилевский. Культурно-исторический типы, каждый проходит стадии

становления, упадка и гибели. Исторический круговорот. Наиболее

перспективным является славянский тип, адекватно выраженный в русском

народе.

Леонтьев. Натуралистический подход, в основе растений, жизни человеческого

мира одни законы. Триединый процесс от первичной простоты к цветущей

сложности и вторичному смесительному упрощению. Продолжает Данилевского.

Запад находится на 3 стадии. Выступал против равенства как несвойственного

природе, против индивидуальной свободы как причины безответственности.

Считал, что государство имеет право на насилие. Выступает за яркий тип

личности, который появляется на фоне общественной несправедливости. Его

мораль – не толстовская, а мораль силы и насилия. В трудные моменты

общество обращается не к ораторам или просветителям, а к людям силы.

Любинин: сие есть кусок ответа на вопрос о русской философии кандидатского

экзамена (МГУ). Я взял его без изменений. От себя могу добавить, что

наверняка всё выше прочитаное в некой смутной форме давно лежит у вас в

головах (ещё из школы). Рекомендую запомнить фамилии Герцена, Огарёва,

Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Бакунина, Достоевского,

Толстого и всё что с ними связано.

74. Философия русского космизма.

Русский космизм является философским направлением с большими традициями в

культуре России и объединяет не только философов, а также учёных,

религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование

“русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает

острые дебаты.

Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени

своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие

русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого

философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры.

Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога,

способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному

воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес

представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма.

Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне

реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого

примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной

цивилизации.

Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том

числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и

продолжают сбываться.

Философско-религиозное течение.

Русский космизм П.А.Флоренского

П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции

"русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира и

человека, их "пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно

древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос

(космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде

"образом и подобием Вселенной" и несущий в себе всё, что есть в мире.

Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты

личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации. И

мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут

рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир

биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его

хозяйствования. "Мир есть раскрытие Человека, проекция его" [2]. В этом

заключается космически-антропологический дуализм (или двуединство)

Флоренского, который рассматривает его в рамках традиционного

платонического дуализма горнего и дольнего (нашему миру противопоставляется

иной, "премирный", который символически приоткрывается в реальностях

земного бытия). Такой дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть

только в Церкви: "В ней действительность одухотворяется, освящается,

обоживается" [3]. "Обоживание" является конечным результатом спасения всего

мира через спасение человека, которое происходит в Церкви силами Христа и

Его Духа. Спасение устраняет конфликт человека и мира, это и есть

"космическая сторона христианства" [4]. У Флоренского, как впрочем и у

многих платоников, картина бытия статична: динамические процессы, эволюция,

история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся

история мира - это мрак, одна лишь "ночь, один страшный сон,

растягивающийся в века". По моему мнению философия Флоренского - это

космизм без эволюционизма ("преображение мира" не выходит за рамки

отдельных церковных очагов и не проникает в мировую жизнь и социальную

деятельность человека).

Христианский космос В.С.Соловьёва

Можно выделить несколько бесспорных идей космизма Соловьёва:

Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира,

которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие - это

хаос).

Тайна сопричастности человека космосу в его (человека) божественной природе

(человек являясь посредником между Богом и материальным бытиём, проводником

единящего действия на стихийную множественность, человек - устроитель и

организатор вселенной.

В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы

(целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых моментов

его эволюции и бытия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.