Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)






энергетические и информационные взаимодействия на различных уровнях:

молекулярном, клеточном, организменном, популяционном, видовом,

биоценозном. Духовный мир людей организуется через смысловые

(психологические, логические, нравственно-этические) взаимодействия.

Взаимодействие противоположностей – противоречие является самым

глубоким источником, основой и конечной причинй возникновения, самодвижения

и развития объектов.

2 Принцип развития.

Мир совокупность процессов, эти процессы и выражаются понятием

развитие: перемещение тел в пространстве, изменение агрегатных состояний

вещества, свойств объекта, обратимые и необратимые процессы.

Движение, изменение, развитие

Всякое движение изменение, но не всякое изменение развитие. Движение

как способ существования материи и есть развитие.

Развитие характеризуется чертами

1. необратимость

2. обновление (отрицание старого и появление нового)

3. приемственность (выражает момент связи качественных

состояний)

4. направленность (не круг, а спираль, либо прогресс, либо

регресс)

5. цикличность (возврат к старому но на более высокий уровень)

Движение может быть вызвано внешней силой, а развитие имеет внутренний

источник.

Ф понятие развития нельзя отождествлять с биол эволюцией либо

социальным прогрессом, Сущность развития не сводится к форме

проявления.(переход от рабовладельческого строя к феодальному)

3 Принцип историзма.

Результатом применения принципа всеобщей взаимосвязи является

специфическая и универсальная категория диалектики – категория развития. В

мире нет ничего окончательно завершенного, все находится на пути к иному. А

тот или иной тип связи и взаимодейстий образует образует определенное

направление этого пути. Развитие есть необратимое, определенно направленное

и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к

возникновению нового качества. Важнейшим конституирующим признаком развития

является время: развитие осуществляется во времени и только оно выявляет

его напрвленность и необратимость.

Принцип историзма: (Ленин) “Не забывать основной исторической связи,

смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в

истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление

проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала

теперь.”

Мировоззренческое и историческое значение принципа историзма в том,

что правильное понимание становления явления помогает уяснить суть

развитого явления и хотя бы частично увидеть его перспективу.

Этот принцип является фундаментом социальной философии марксизма. 1)

Общественная история характеризуется закономерным, необратимым и

направленным развитием. 2) В общественном развитии доминирует прогрессивная

тенденция 3) Движущими силами общественного развития является борьба

внутренних противоречий на каждом этапе истории. Принцип историзма сводит

воедино прошлое, настоящее и будущее, актуализирует прошлое и будущее в

настоящем.

4 Принцип причинности.

Понятия причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей

связи и развития. С одной стороны, с точки зрения принципа всеобщей связи

причинность определяется как один из основных видов связи, а именно,

генетическая связь явлений, в которой одно (причина) при определенных

условиях порождает другое (следствие). С точки зрения принципа развития

причинность определяется следующим образом: всякое изменение и тем более

развитие, то есть изменение в сторону появления нового качества, имеет свою

причину и следствие.

К не имеющим причинно-следственного содержания относятся такие виды

связей, как пространственно-временная корреляции, функциональные

зависимочти, отношение симметрии. Однако, любое явление находится в

причинно-следственных связях с каким-либо другим явлением.

Причинность универсальна, всеобща. В мире нет и не может быть явлений,

которые не порождали бы те или иные следствия и не были бы сами порождены

другими явлениями. Существенной чертой причинноси является непрерывность

действия причинно-следственных связей. Цепь причинных связей не имеет ни

начала, ни конца.

Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное действие

со стороны причины на следствие. Следствие распространяет свое влияние

“назад”, на произвдящую его причину, видоизменяя, истощая или увеличивая ее

силы, особенно когда п-с связь не мгновенна, дискретна, а континуальна. Это

– принцип обратной связи. Итак, причинность – это не просто связь, а

взаимодействие.

Существует несколько классификаций типов причинности:

- по внутреннему, субстанциальному содержанию. Внутренний механизм

причинения связан с переносом материи, энергии,

информации.(материальные и идеальные, информационные и энергетические

причины, которые в свою очередь подразделяются на физические,

химические, биологические, психологические, социальные)

- На основе способов проявления п-с связи: однозначные и

вероятностные(квантовая механика).

- Разного рода гносеологические классификации. Например, выделяются

причины общие, специфические и главные; объетивные и субъективные,

непосредственные и опосредованные; всеобщие, особенные и единичные.

5 Принцип системности.

Причинность, являясь одним из основных видов связи, не исчерпывает тем

не менее всего разнообразия реальных взаимодействий в действительности. Вне

генетического и временного принципа причинности остаются все виды

коррелятивных, пространственных и функциональных связей, которые в своей

совокупности объединяются таким методологическим принципом, как принцип

системности.

Принцип системности и связанный с ним системный подход – важное

методологическое направление в современной науке и практике, воплотившее в

себя целый комплекс идей теории диалектики.

Система – это внутренне организованная на основании того или иного

принципа целостность, в которой все элементы настолько связаны друг с

другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам

как нечто единое.

Структура – это взаимообусловленная совокупность связей элементов в

составе системы, определяющая собой ее качественную специфику.

Функция – это та роль, которую выполняет элемент в составе целого как

в целях объединения элементов в целостную систему, так и для успешного

функционирования системы.

Принципиальное отличие системных отношени от генетической причинности

в том, что соотношение между элементами системы характеризуются такими

взаимодействиями, которые предполагают одновременность их существования, а

генетическая причинность предполагает отношение временного следования.

Исходным пунктом всякого системного исследования является

представление о целостности изучаемой системы – принцип целостности. Это

предполагает рассмотрение объекта с двух позиций: в соотнесении объекта со

средой, внешним окружением и путем внутреннего расчленения самой системы с

выделением ее элементов, свойств, функций и их места в рамках целого. При

этом свойства целого понимаются с учетом элементов и наоборот.

Закон – это общая необходимая и существенная, повторяющаяся связь

явлений, процессов, обуславливающая их существование и развитие.

Законы это формы или способы связей категорий, есть всеобщие (законы

материалистической д, действуют во всех областях объективной реальности

материального мира, а также в субъективной д, т. е. человеческом мышлении),

общие (определяют одну форму движения материи Н! Закон притяжения),

частные.

Два вида законов.

Законы природы, на основе слепо действующих стихийных сил, существуют

независимо от человека

Законы общества, существуют на основе целесообразной деятельности человека.

Категории есть универсальные понятия, которыми оперирует ф, их

специфика в

1. они являются элементами д., фундаментальными и наиболее

общими понятиями.

2. Они отражают всеобщие св-ва и отношения объективной

реальности.

3. Они выступают ступенями познания мира.

Категории – это формы мысли в которых сконцентрированы и закреплены

результаты практической и познавательной деятельности людей, поэтому они

выступают узловыми пунктами познания.

Важные категории образующие систему познания мира:

Сущность – смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от

других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или

иных обстоятельств.

Явление – это непосредственнно воспринимаемые свойства объекта, то или

иное видение которых зависит и от строения и действия органов чувств

субъекта познания.

И сущность и явление существуют объективно, и то и другое суть атрибуты

объекта, но явление есть функция, зависящая от двух величин – объекта и его

данности субъекту, а сущность есть собственно объективное качество объекта.

Кант поставил вопрос о том, возможно ли прорваться сквозь завесу явлений

к сущности объекта. Гегель признавал возможность познания сущности.

Агностики считали мир непознаваемым.

Единство этих категорий означает единство онтологии и гносеологии, т.е.

единство мира и мышления о нем. Рассматривая явления и их совокупность,

человек приближается к их сущности, никогда не исчерпывая ее до конца.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.