Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не
бессмертна.
ЭПИКУР: (341-270 до н. э.; эпоха эллинизма) Главная задача философии
- создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика может
быть построена только при условии, если будет определено место, которое
человек занимает в мире. Поэтому этика должна опираться на физику, а физике
должна предшествовать разработка теории познания. Материалистический
сенсуализм. Все, что мы ощущаем - истинно. На основе ощущений возможны
заключения о предметах и их причинах. Восприятие - единственный критерий
истинности, оно есть критерий и для заключений о таких вещах, которые
непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в
логическом противоречии с данными восприятиями.
Эпикур принял основные положения атомизма Демокрита. Доказывал, что
учение о причинной необходимости всех явлений природы не должно вести к
выводам о невозможности для человеческой свободы. В рамках необходимого
должен быть указан путь к свободе. У Демокрита движение атомов в пустоте
вызывается механической необходимостью. Эпикур полагает, что движение
обусловлено внутренним свойством атомов - их тяжестью, которая наряду с их
формой, положением и порядком становится важным объектом определения атома.
Количество форм атомов ограничено, т. к. атом не может обладать большой
тяжестью. При движении атомы могут самопроизвольно отклонятся на небольшой
угол и т. о. переходить с прямолинейных путей движения на криволинейные.
Это является необходимым условием свободы человека.
46 Суть и основные черты философии Средневековья.
Ф средневековья представляет собой длительный отрезок истории и
развития ф, который связан с христианской религией.
В ходе развития средневековой ф можно выделить:
1. На рубеже античной и средневекой ф стоит патристика 1-8
века(патр - отец). Зарождающееся христианство должно было бороться за место
под солнцем с античной языческой философией. Философские элементы
христианского мышления развивались в борьбе с античной мудростью.
3 тенденции: с одной стороны полностью отвергаются античная
образованность и философия, например апологет Тертулиан; с другой стороны
античная философия принимается положительно как инструмент познания Бога,
например гностицизм; а посредине этих крайних воззрений – сторонники
гармонического сотрудничества между "божественной" и "философской"
мудростью при признании первенства божественного принципа. (Августин
Блаженный, апологеты).
Гностицизм- течение пытавшееся объединить христианство с
нехристианскими элементами. Присуща черта дуального объяснения мира –
борьба материи (носителя зла) с духом(носителем добра) и имеет
космическое значение. Гностики различают всеблагого бога искупителя и
подчинённого ему (враждебного) бога творца.
Манихейство - учение, в котором свет и тьма - двойное начало и
божественного и дьявольского происхождения. Между светом и тьмой идет
постоянная борьба, то же и в душе человеческой. Искупление и спасение
возможны без принятия веры в Христа, а лишь одним аскетизмом. Августин
разочаровался в манихействе и стал одним из западных отцов церкви.
Философская система Августина теоцентрична, Бог - высшая сущность,
которая не зависит ни от кого и ни от чего, причем, все остальное зависит
от него. Бог сотворил мир и продолжает его творить. Любое изменение
происходит по воле Бога. Это приводит Августина к концепции фатализма. Если
человек творит добро, он делает это по воле Божьей, если же склоняется ко
злу, то это его воля. Бог ответственен только за добро, а зло - это просто
отсутствие добра. Государство и церковь по Августину противопоставлены.
Государство - царство греха, церковь - царство божье на земле. Вывод -
теология.
В борьбе против языческой философии и религии выступают христианские
писатели, названные апологетами (от апология - защита). Они со своими
трактатами обращаются к правителям и простым людям, призывая из защищать
христианское учение. Они были первыми христианскими философами, которые
хотели приспособить греческую философию к потребностям собственных
концепций.
2. Ранний период схоластика (8-12 века)
Схоластика – беспредметные разговоры (из-за инквизиции), ф находилась
на службе у церковной догматики. Ф искала рациональные пути истинности
доказательства всего того, что провозглашала вера. Из того, что философия
была в подчинении у теологии вытекают 3 задачи схоластики:
с помощью разума проникнуть в истины веры и тем приблизить их
содержание к мыслящему духу человека;
придать религиозной истине систематическую форму при помощи
философских методов;
используя философские аргументы исключить критику святых истин.
Схоластическое философствование сосредотачивалось на 2 проблемах:
споре номинализма и реализма и доказательстве существования Бога.
Первая проблема вытекает из вопроса существуют ли реально универсалии
или нет. По Аристотелю идеи не предшествуют чувственно воспринимаемым
предметам, не являются причинами вещей, а от вещей зависят. В средние века
схоласты, стоявшие на позициях реализма, вернулись к идеям Платона - идеи -
это общее, вещи - частное. Существует лишь общее. Номиналисты же не
допускали существования идей до вещей. Вещи главнее. В этом споре
намечаются черты борьбы идеализма и материализма.
Крупнейшим представителем схоластики в период ее расцвета (13 век)
был Фома Аквинский. Он систематизировал всю философско-теологическую
схоластику и обосновал ее. В вопросе об отношении веры и знания, религии и
философии, Аквинский говорил, что религия и наука обладают разными
способами достижения истины. Если религия свои истины обрела в откровении -
Священном писании, то философия пришла к истине посредством опыта и разума.
Но и в религии могут быть истины, обосновать которые можно с позиций
философии.
Приоритет всегда принадлежит вере, более того, все науки должны
согласовывать свои положения. При этом Аквинский сделал теологию
философичной.
Док-ва существования Бога: 1 - самодвижение предметов невозможно,
значит каждый предмет должен двигаться другим, значит должен существовать
перводвигатель - Бог; 2 - исходит из понятия случайности и необходимости. В
мире существует много случайностей, но если это не хаотическое
существование => необходимость - Бог. 3 - в мире несколько степеней
совершенства, должно быть идеальное - критерий - Бог.
3. 13-15 века Расцвет схоластики и её разложение (см Фома Аквинский)
Через всю историю ср ф проходит спор реалистов (утверждают примат общего
духовного начала, т.е. существуют общие понятия которые выражают все вещи,
Фома Аквинмкий, Ансель Кентерберийский) и номеналистов (существуют вещи, а
общие названия этих вещей абстракция, не предшествуют самим вещам, Абеляр,
Скот, Оккам)
47. Проблема соотношения веры и знания, ценности земной жизни и
христианского милосердия в философии Средневековья.
К вопросу о соотношения веры и знания:
Спор между представителями схоластики и мистики (см. 46) о наиболее
эффективных средствах приобщения людей к религиина уровне философии и
теологии вылилися в спор о наилучших формах и методах защиты и обоснования
христианского мировоззрения. Различные подходы к решению этих вопросов
сформировали две основные тенденции религиозный интеллектуализм (РИ) и
религиозный антиинтеллектуализм (РАИ).
Цель РИ – выработать у человека сознательное восприятие религииозного
вероучения, опирающегося не только на авторитет, но подкрепленное разумными
доводами. Представители РИ допускают участие разума и связанных с ним
срадст теоретического анализа в религиозной жизни людей.Они стремяться
поставить разум на службу вере, примирить науку и религию.
С точки зрения РАИ действия Бога (Б) не подвластны законам разума.Б
абсолютно свободен, его действия непредсказуемы и разум является помехой на
пути к Б. Чтобы прийти к Б нужно забыть все что знал, забыть что существует
знание вообще.
Точку срения РАИ можно объяснить тем, что в ранних християнских (Х)
общинах абсолютное большинство составляли неграмотные малообразованные
люди. Положение о том, что возвещенная христианская истина – полная и
окончательная, достаточная для решения всех проблем человеч. существования
– обеспечивала существование христианства в обществе. Однако идеологи Х
постоянно стремились к расширению социальной базы новой религии. Они
хотели склонить на свою сторону образованные слои римского общества:
патрициев, интеллигенцию.
Августин (А) разрабатывает теорию о гармонии веры и разума (IV-V вв).
А выступает с требованием признания двух путей преобщения людей к религии:
понятийно-рационального (логического мышления, достижения наук и философии)
и нерационального (авторитета «Священного писания» церкви, эмоций и
чувств). Но пути неравноценны: «Не учением человеческим, а внутреним светом
а так же внутреним светом мог Христос обратить людей к спасительной вере».
Теория А никоим образом недопускает поставить веру в зависимость от разума.
Решающее значение отдается откровению.
В XI-XII вв как следствие выделения из крестьянского хозяйства
ремесла, развития на этой почве городов, появление в них светской культуры
появляется средневековое свободомыслие (СС). Церьковь перестает быть
единственным носителем образования (право, медицина, техника).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32