Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)






Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не

бессмертна.

ЭПИКУР: (341-270 до н. э.; эпоха эллинизма) Главная задача философии

- создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика может

быть построена только при условии, если будет определено место, которое

человек занимает в мире. Поэтому этика должна опираться на физику, а физике

должна предшествовать разработка теории познания. Материалистический

сенсуализм. Все, что мы ощущаем - истинно. На основе ощущений возможны

заключения о предметах и их причинах. Восприятие - единственный критерий

истинности, оно есть критерий и для заключений о таких вещах, которые

непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в

логическом противоречии с данными восприятиями.

Эпикур принял основные положения атомизма Демокрита. Доказывал, что

учение о причинной необходимости всех явлений природы не должно вести к

выводам о невозможности для человеческой свободы. В рамках необходимого

должен быть указан путь к свободе. У Демокрита движение атомов в пустоте

вызывается механической необходимостью. Эпикур полагает, что движение

обусловлено внутренним свойством атомов - их тяжестью, которая наряду с их

формой, положением и порядком становится важным объектом определения атома.

Количество форм атомов ограничено, т. к. атом не может обладать большой

тяжестью. При движении атомы могут самопроизвольно отклонятся на небольшой

угол и т. о. переходить с прямолинейных путей движения на криволинейные.

Это является необходимым условием свободы человека.

46 Суть и основные черты философии Средневековья.

Ф средневековья представляет собой длительный отрезок истории и

развития ф, который связан с христианской религией.

В ходе развития средневековой ф можно выделить:

1. На рубеже античной и средневекой ф стоит патристика 1-8

века(патр - отец). Зарождающееся христианство должно было бороться за место

под солнцем с античной языческой философией. Философские элементы

христианского мышления развивались в борьбе с античной мудростью.

3 тенденции: с одной стороны полностью отвергаются античная

образованность и философия, например апологет Тертулиан; с другой стороны

античная философия принимается положительно как инструмент познания Бога,

например гностицизм; а посредине этих крайних воззрений – сторонники

гармонического сотрудничества между "божественной" и "философской"

мудростью при признании первенства божественного принципа. (Августин

Блаженный, апологеты).

Гностицизм- течение пытавшееся объединить христианство с

нехристианскими элементами. Присуща черта дуального объяснения мира –

борьба материи (носителя зла) с духом(носителем добра) и имеет

космическое значение. Гностики различают всеблагого бога искупителя и

подчинённого ему (враждебного) бога творца.

Манихейство - учение, в котором свет и тьма - двойное начало и

божественного и дьявольского происхождения. Между светом и тьмой идет

постоянная борьба, то же и в душе человеческой. Искупление и спасение

возможны без принятия веры в Христа, а лишь одним аскетизмом. Августин

разочаровался в манихействе и стал одним из западных отцов церкви.

Философская система Августина теоцентрична, Бог - высшая сущность,

которая не зависит ни от кого и ни от чего, причем, все остальное зависит

от него. Бог сотворил мир и продолжает его творить. Любое изменение

происходит по воле Бога. Это приводит Августина к концепции фатализма. Если

человек творит добро, он делает это по воле Божьей, если же склоняется ко

злу, то это его воля. Бог ответственен только за добро, а зло - это просто

отсутствие добра. Государство и церковь по Августину противопоставлены.

Государство - царство греха, церковь - царство божье на земле. Вывод -

теология.

В борьбе против языческой философии и религии выступают христианские

писатели, названные апологетами (от апология - защита). Они со своими

трактатами обращаются к правителям и простым людям, призывая из защищать

христианское учение. Они были первыми христианскими философами, которые

хотели приспособить греческую философию к потребностям собственных

концепций.

2. Ранний период схоластика (8-12 века)

Схоластика – беспредметные разговоры (из-за инквизиции), ф находилась

на службе у церковной догматики. Ф искала рациональные пути истинности

доказательства всего того, что провозглашала вера. Из того, что философия

была в подчинении у теологии вытекают 3 задачи схоластики:

с помощью разума проникнуть в истины веры и тем приблизить их

содержание к мыслящему духу человека;

придать религиозной истине систематическую форму при помощи

философских методов;

используя философские аргументы исключить критику святых истин.

Схоластическое философствование сосредотачивалось на 2 проблемах:

споре номинализма и реализма и доказательстве существования Бога.

Первая проблема вытекает из вопроса существуют ли реально универсалии

или нет. По Аристотелю идеи не предшествуют чувственно воспринимаемым

предметам, не являются причинами вещей, а от вещей зависят. В средние века

схоласты, стоявшие на позициях реализма, вернулись к идеям Платона - идеи -

это общее, вещи - частное. Существует лишь общее. Номиналисты же не

допускали существования идей до вещей. Вещи главнее. В этом споре

намечаются черты борьбы идеализма и материализма.

Крупнейшим представителем схоластики в период ее расцвета (13 век)

был Фома Аквинский. Он систематизировал всю философско-теологическую

схоластику и обосновал ее. В вопросе об отношении веры и знания, религии и

философии, Аквинский говорил, что религия и наука обладают разными

способами достижения истины. Если религия свои истины обрела в откровении -

Священном писании, то философия пришла к истине посредством опыта и разума.

Но и в религии могут быть истины, обосновать которые можно с позиций

философии.

Приоритет всегда принадлежит вере, более того, все науки должны

согласовывать свои положения. При этом Аквинский сделал теологию

философичной.

Док-ва существования Бога: 1 - самодвижение предметов невозможно,

значит каждый предмет должен двигаться другим, значит должен существовать

перводвигатель - Бог; 2 - исходит из понятия случайности и необходимости. В

мире существует много случайностей, но если это не хаотическое

существование => необходимость - Бог. 3 - в мире несколько степеней

совершенства, должно быть идеальное - критерий - Бог.

3. 13-15 века Расцвет схоластики и её разложение (см Фома Аквинский)

Через всю историю ср ф проходит спор реалистов (утверждают примат общего

духовного начала, т.е. существуют общие понятия которые выражают все вещи,

Фома Аквинмкий, Ансель Кентерберийский) и номеналистов (существуют вещи, а

общие названия этих вещей абстракция, не предшествуют самим вещам, Абеляр,

Скот, Оккам)

47. Проблема соотношения веры и знания, ценности земной жизни и

христианского милосердия в философии Средневековья.

К вопросу о соотношения веры и знания:

Спор между представителями схоластики и мистики (см. 46) о наиболее

эффективных средствах приобщения людей к религиина уровне философии и

теологии вылилися в спор о наилучших формах и методах защиты и обоснования

христианского мировоззрения. Различные подходы к решению этих вопросов

сформировали две основные тенденции религиозный интеллектуализм (РИ) и

религиозный антиинтеллектуализм (РАИ).

Цель РИ – выработать у человека сознательное восприятие религииозного

вероучения, опирающегося не только на авторитет, но подкрепленное разумными

доводами. Представители РИ допускают участие разума и связанных с ним

срадст теоретического анализа в религиозной жизни людей.Они стремяться

поставить разум на службу вере, примирить науку и религию.

С точки зрения РАИ действия Бога (Б) не подвластны законам разума.Б

абсолютно свободен, его действия непредсказуемы и разум является помехой на

пути к Б. Чтобы прийти к Б нужно забыть все что знал, забыть что существует

знание вообще.

Точку срения РАИ можно объяснить тем, что в ранних християнских (Х)

общинах абсолютное большинство составляли неграмотные малообразованные

люди. Положение о том, что возвещенная христианская истина – полная и

окончательная, достаточная для решения всех проблем человеч. существования

– обеспечивала существование христианства в обществе. Однако идеологи Х

постоянно стремились к расширению социальной базы новой религии. Они

хотели склонить на свою сторону образованные слои римского общества:

патрициев, интеллигенцию.

Августин (А) разрабатывает теорию о гармонии веры и разума (IV-V вв).

А выступает с требованием признания двух путей преобщения людей к религии:

понятийно-рационального (логического мышления, достижения наук и философии)

и нерационального (авторитета «Священного писания» церкви, эмоций и

чувств). Но пути неравноценны: «Не учением человеческим, а внутреним светом

а так же внутреним светом мог Христос обратить людей к спасительной вере».

Теория А никоим образом недопускает поставить веру в зависимость от разума.

Решающее значение отдается откровению.

В XI-XII вв как следствие выделения из крестьянского хозяйства

ремесла, развития на этой почве городов, появление в них светской культуры

появляется средневековое свободомыслие (СС). Церьковь перестает быть

единственным носителем образования (право, медицина, техника).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.