Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)






верования, а также выработка определенной психологической установки на

готовность действовать.

Но наряду с общими психологическими характеристиками убеждение и вера

различаются как по предмету применения, так и по основаниям принятия

решения. Убеждение — это выражение внутренней уверенности субъекта в

истинности идеи. Предметом убеждения являются логически обоснованное и

практически подтвержденное знание о действительности. Знание и убеждение —

однопорядковые явления. Знание в теоретической форме выражает объект

действительности. Убеждение же переводит этот объект в практическую сферу.

Оно служит необходимым средством реализации знаний, создает

целеустремленность, эмоциональное возбуждение, которое необходимо для

практической реализации идеи. Предметом же веры могут быть только те идеи,

которые еще не получили достаточного логического обоснования и не

подтверждены практикой, т. е. не имеют значения объективных истин. Вера, в

отличие от убеждения, имеет в качестве своего предмета гипотетические

положения.

4) Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания,

ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к

определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без

практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный,

отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не

на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно

все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения. Между

логическими и эмпирическими предпосылками веры и содержанием самой веры

имеется разрыв, преодоление этого разрыва осуществляется на основе

волевого выбора, интуиции и других нерациональных форм познания.

На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность

взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру

и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

38. Исторические изменения предмета философии.

Предмет философии -- ПФ. Исторически понятие ПФ изменялось, тому есть

объективные (состояние, уровень накопленных конкретных и философских знаний

про окружающий мир, про духовные, в первую очередь познавательные

способности, возможности как человека, так и общества в целом) и

субъективные (своеобразность впервую очередь формы познания ПФ конкретным

философом и школой) причины. Исторически первой теор. концепцией ПФ была

древнегреческая, которую сформулировал Аристотель. Философия по нему – это

учение о «первоосновах сущего» и наука о надчувственных принципах бытия.

Аристотель тем самым сделал попытку самоопределения Ф, но в целом в антич.

Ф есть тенденция включения в Ф не только специфич. философские

предметности, но и предметности объектов конкретного, в частности,

возникающего научного знания.

В отл. от Аристотеля, в средневек. Ф предметом метафизики, как

рационального, понятийного знания по Фоме Аквинскому, был Бог. Но Ф.

Аквинский таким образом сделал Ф служанкой теологии.

Радикальные изменения в определении ПФ начались при формировании научного

знания в буржуазном обществе. В конце 16 -- начале 17 вв. начинается

отделение от Ф отдельных наук. И возникает новая проблема – место Ф в

системе конкретных наук, соотношения предметов конкретных наук и предмета

Ф. При этом выявились 2 тенденции – позитивистская – нигилистичная

относительно Ф и ее права иметь свой предмет; другая – соответственно с

которой ПФ либо натур. Ф (особенное фил. учение об про природу), либо как

метафизика – умозрительная, спекулятивная Ф, не оприраясь на обобщения

конкретных наук, в рамках своего предмета задает, очерчивает предметы

конкретных наук (Декарт, Лейбниц). Лишь в 19 в. удается конкретно

определить специфику предметов конкр. наук и ПФ. На этот процесс большое

влияние оказал диал. метод Ф, который сначала разработал Гегель, а потом

материалистически обосновали Маркс и Энгельс. До этого в Ф практиковался

метафизический подход (процессы и явления в природе не взаимосвязаны, не

развиваются, ничего нового не происходит). Фил. метод диалектики, в отличие

от идеалистического (Гегель), развивался с позиций материализма. Это

необходимо учитывать, посколько в определении ПФ существенным явл. вопрос

про соотношение материи и сознания, или, что то же самое, про природу и

дух. Этот вопрос Энгельс назвал основным вопросом Ф.

Признание первичности материи и вторичности сознания – это признание

материализмом того, что основой мира есть объективная реальность, что

именно ее развитие – условие развития сознания. В определении Энгельса

объединяется материализм и диалектика.

39. Единство и разнообразие историко-философского процесса.

Один ответ на вопрос:

Истор.-фил. процесс (ИФП) -- процесс развития философии. Обыденный взгляд

на историю философии (ИФ) исторический, т.е. акцент на историю, а не

философию. Мы акцент делаем на философии, т.е. не на истории, а на

философии, т.е. наш подход уже философский.

Чем же выглядит ИФ для обыденного взгляда? ИФ – случайная

последовательность учений различных философов, последовательность

протяженностью уже 2500 лет.

Чтобы перейти к философскому подходу, противостоящему обыденным, которые

едины в одном об ИФ – это множество учений, надо задать вопрос: “Почему

философия имеет историю?” Основание ИФ не во времени, не в истории. А в

чем?

В самой философии!

Наш вопрос: “Почему философия имеет историю?” – более точно таков: “Почему

философия имеет историю, которая есть история именно философии?” Сначала у

нас будет предварительный ответ, т.к. предпосылки отрицательны: мы не

знаем, что есть философия.

Этот вопрос делится на два:

что такое философия?

что есть история философии (почему философия имеет историю)?

ИФ – история нахождения предмета философии: каждый философ создает свое

определение предмета. В ходе ИФ философия возникает как наука.

Итак, философия – есть познание своего предмета, поэтому она не

совокупность мнений, а ИФ – история становления философии наукой об этом

предмете; история открытия многими философами предмета философии; это

философия в исторической форме – как возникающая философия.

Философия неотделима от своей истории: знать философию нельзя, не зная ИФ,

но и знать ИФ нельзя без знания философии. Изучение ИФ должно содействовать

разрешению этого действительного противоречия, состоящего в том, что ИФ и

философия – одно и тоже, и не одно и тоже.

Попытаемся наметить его решение, сформулировать предварительное понятие ИФ.

Почему в ИФ множество учений? Если бы предмет философии был “до”

философского познания, то он мог бы быть открыт одним философом, но, т.к.

предмета философии не существует до его познания, то каждый философ

выдвигает свой взгляд на предмет философии. Каждый из философов претендует

на абсолютную завершенность и законченность познания предмета философии. Он

является “догматиком” в отношении к себе самому и “скептиком” в отношении к

другим.

Каждое философское учение не было бы философским, если бы в нем не было бы

того философского содержания, которое требовалось бы сохранить. В ИФ

осуществляется не только опровержение, но и сохранение того истинного, что

было в каждом философском учении. Правы оба, говорящие об одном, но по-

разному, если второе есть действительно иное определение одного.

Сохранение предшествующих определений происходит через усвоение истинного

содержания в предшествующих учениях. Философия каждого последующего

включает в себя истинное в учениях предыдущих философов.

Итак, имеются два противоположных процесса: философия становится ИФ, а ИФ –

философией. Единая философия становится многими философскими учениями, но в

каждом содержатся все предыдущие учения. Поэтому ни одно философское учение

никогда не может быть опровергнуто полностью. В каждом философском учении

есть не только нечто преходящее, но и вечное.

Философские учения по этому второму процессу не только различны, но и

едины. И это единство не внешнее, а глубоко внутреннее. Все учения,

заслуживающие названия философских, являются необходимыми моментами ИФ, но

ни одно из них не выражает предмет философии целиком.

Необходимо знать все множество и единство философских учений. Но, на самом

деле, здесь не два, а три момента. Самый трудный для понимания – третий

момент.

1-ый процесс: философия становится ИФ;

2-ой процесс: ИФ становится философией.

Эти процессы просты, т.к. противоположны, но, и в этом заключается третий

момент, в действительности эти противоположные процессы образуют один

процесс. Если изображать наглядно - это круг. Это не путь все выше и выше –

пусть низшие плачут, т.к. последнее было бы лучшим. ИФ есть круг, а не

спираль без начала и конца.

ИФ не безусловный прогресс, а, идя вверх, – идем вниз, а, идя вперед, –

назад. Пройдя круг, мы придем не просто к современной философии, а к

философии как таковой.

Моменты в ИФ:

множество (Ф->ИФ);

единство (ИФ->Ф);

единство единства и множества (ФИФ).

Нужно иметь в виду, что единство и различия в ИФ не остаются одними и теми

же – они развиваются. В начале ИФ различие настолько не развито, что

кажется принципиального различия - нет. Философы как бы говорят почти одно.

Но также не развито в начале и единство – кажется, что говорят разное.

Мы должны уловить, что все выступившее многообразие философских учений

сводятся в их развитое единство. Поэтому: 1) философия одна для всех времен

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.