вопросами ни был занят человеческий ум, все эти размышления помимо своей
внешней цели всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи с самим
человеком – с его внутренней сущностью и его потребностями. В достижении
свободы и блага человека заключен смысл социально-политического и научно-
технического програсса.
Частные проявления человека изучают биология, медицина, психология,
социология и др. Философия же всегда стремиться к постижению его
целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о
человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась
выработатьсобственные средства познания человека и с их помощью выявить их
место в мире.
Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности,
конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие
различных исторически существовавших форм его бытия.
Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру,
анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои
возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что
такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-
психологических типов личности.
Известно, что в различные эпохи истории эта проблемма освещалась
неодинаково: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления. Философская мысль
то растворяла человека (Ч) в природе (Космосе) или в обществе, то
относилась к нему как к существу самодовлеющему (какому???),
противопоставляя его природному и социальному миру. И тем не менее,
полностью учитывая тот факт, что удельный вес «человеческой проблематики» в
различных философских системах был неодинаков, именно с ней всегда
связывались основные направления философской мысли на протяжении всей ее
истории.
Философия познания человека требовала прежде всего становления
особого метода познания, когда человек оказывается одновременно и объектом
и субъектом познания.
В античной философии он рассматривался преимущественно как микрокосм,
в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе.
В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как
существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два
начала: душа и тело, а также человек и Бог. Например, Августина
рассматривал душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с
человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души,
как существо прмежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая –
арена низменных страстей и желаний. Отсюда постоянное стремление человека к
постижению божественного света и истины, что освобождает его от дьявольских
пут. Этим обстоятельством обусловлена специфика человеческого отношения к
миру: здесь явно не только стремление постич собственную сущность но и
стремление приобщиться к высшей сущности – Богу. Этому воззрению чужда
мысль о кончности человеческого бытия.
Философия Нового времени видела в человеке (вслед за християнством)
прежде всего его духовную сущность. тончайшие наблюдения над внутренней
жизнью человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого
разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческих
помыслов и деяний. Признание автономии человеческого разума в деле познания
собственной сущности.
Филисофия XIX- начала XX в гипертрофировала духовное начало в
человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в
других к иррациональному.
Вывели отличительный признак человека: Труд – не просто
отличительный, а сущьностный признак человека. (теперь я понял, почему мне
так хреново)
В труде человек постоянно изменяет условия своего существования,
преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися
потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая
твориться человеком в той же мере, в какой сам человек формируется
культурой.
Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает
как коллективный, социальный. В социальном отношении труд повлек за собой
формирование языка, мышления, общения, убеждения, ценностные ориентации,
мировоззрение.В психологическом отношении он имел своим следствием
преобразование инстинктов: в плане их подавления иподчинения разуму и в
плане преобразования их в новое качество – интуицию.
Фихте считал, что понятие человека относиться не к единичному
человеку ибо такового нельзя помыслить, а только к роду: невозможно
анализировать свойства отдельно взятого человека, взятого самого по себе,
вне отношения с другими людьми, т.е. вне общества.
Маркс (ей бо скатал у Фихте): «... сущность человека не есть абстракт
присущий, отдельному индивидую В своей действительности она есть
совокупность всех общественных отношений».
43 Основные школы, направления и авторы Древнегреческой философии.
Милетская школа.
Др. гр. ф возникла на зап побережья мал Азии. Здесь раньше развилась
раб., торговля. и выросшая на их основе культура. (связана с культурами
Вавилона, Финикии и Египта - более древние цив.)
Первые учения - г. Милет 7-6 в. д.н.э. - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
Задавшись вопросом, откуда всё возникает и во что превращается, они
искали начало происхождения и изменения всех вещей. Полагали, что
существует первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и
движением.
ФАЛЕС конец VII - начало VI в. до н. э. Предсказал солнечное затмение
в Греции - 585 г. до н. э. Первым сформулировал вопрос: "что есть всё",
"что является первоосновой". Всё произошло из воды. (Фалес - монист, т. к.
принимал за основу всего сущего одно начало). Земля - плоский диск,
плавающий на поверхности воды. Вселенная полна богов, всё одушевлено. Всё
знание надо сводить к одной основе - чувственной видимости.
АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещесто апейрон из
которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало
всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Чувственный мир
является лишь проявлением реального мира, следовательно необходимо выйти за
пределы непосредственного наблюдения.
АНАКСИМЕН. Первовещество - воздух. Все вещества получаются
посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух - это дыхание, обнимающее
весь мир. Земля - диск, поддерживаемый воздухом. Душа также состоит из
воздуха. Воздух обладает свойством бесконечности.
Философия милетской школы является рационализацией мифа. Мир
объясняется на основе материальных начал, без участия внеприродных сил. В
человеке милетцы усматривают, прежде всего, не биологическую, а физическую
природу, выводя его из воды (или воздуха и т. п.). Милетская философия
возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического знания. Их
материализм носил стихийный характер, мир рассматривался в непрерывном
движении и изменении.
ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ.
Пифагор из Самоса 580-500 г. до н. э.
Выдвинул реакционное учение о порядке. В общественной жизни порядок -
власть аристократов. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не
материальное первоначао, а числа, кот образуют космический порядок -
прообраз общественного порядка. Познать мир - значит познать управляющие им
числа. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в
самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их.
Мысль о том, что всё в природе подчинено определённым численным
соотношениям приводила Пифагорейцев к идеалистическому утверждению, что
именно число, а не материя является первоосновой всего. Все вещи состоят из
противоположностей: чётное - нечётное, предел - беспредельное, единство -
множество, правое - левое, мужское - женское. Однако их противоположности
не переходят друг в друга. Особое значение - предел и беспредельное. Предел
- огонь, беспредельное - воздух (пустота).
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ: развитие материализма и диалектики. Первоначало
всего мира - огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является
живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду - семя
мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. Гераклит является
основоположником гносеологии (учение о познании). Первый различал
чувственное и рациональное познание. Истина постигается умом, который
познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание
начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. В мире
существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба
противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира.
Противоположности соединяются, и устанавливается гармония. Гераклит
развивает диалектические взгляды. "Всё течет, всё изменяется", "нельзя
войти в одну реку дважды".
Учение элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон).
Одним из этапов перехода от знания, обременённого чувственными
образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями для было
учение элеатов, вычленивших понятие бытия, как такового. Основные
представители:
КСЕНОФАН: (VI-V вв. до н. э). Считал первоначалом мира землю.
Отвергал человекоподобие богов, бог - абсолютное, вечное, бесконечный
космос, сливающийся с природой, не конкретный чувственный образ, а
понятийная конструкция. Отрицал представления о множестве богов. Мир
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32