Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)






вопросами ни был занят человеческий ум, все эти размышления помимо своей

внешней цели всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи с самим

человеком – с его внутренней сущностью и его потребностями. В достижении

свободы и блага человека заключен смысл социально-политического и научно-

технического програсса.

Частные проявления человека изучают биология, медицина, психология,

социология и др. Философия же всегда стремиться к постижению его

целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о

человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась

выработатьсобственные средства познания человека и с их помощью выявить их

место в мире.

Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности,

конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие

различных исторически существовавших форм его бытия.

Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру,

анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои

возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что

такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-

психологических типов личности.

Известно, что в различные эпохи истории эта проблемма освещалась

неодинаково: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления. Философская мысль

то растворяла человека (Ч) в природе (Космосе) или в обществе, то

относилась к нему как к существу самодовлеющему (какому???),

противопоставляя его природному и социальному миру. И тем не менее,

полностью учитывая тот факт, что удельный вес «человеческой проблематики» в

различных философских системах был неодинаков, именно с ней всегда

связывались основные направления философской мысли на протяжении всей ее

истории.

Философия познания человека требовала прежде всего становления

особого метода познания, когда человек оказывается одновременно и объектом

и субъектом познания.

В античной философии он рассматривался преимущественно как микрокосм,

в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе.

В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как

существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два

начала: душа и тело, а также человек и Бог. Например, Августина

рассматривал душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с

человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души,

как существо прмежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая –

арена низменных страстей и желаний. Отсюда постоянное стремление человека к

постижению божественного света и истины, что освобождает его от дьявольских

пут. Этим обстоятельством обусловлена специфика человеческого отношения к

миру: здесь явно не только стремление постич собственную сущность но и

стремление приобщиться к высшей сущности – Богу. Этому воззрению чужда

мысль о кончности человеческого бытия.

Философия Нового времени видела в человеке (вслед за християнством)

прежде всего его духовную сущность. тончайшие наблюдения над внутренней

жизнью человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого

разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческих

помыслов и деяний. Признание автономии человеческого разума в деле познания

собственной сущности.

Филисофия XIX- начала XX в гипертрофировала духовное начало в

человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в

других к иррациональному.

Вывели отличительный признак человека: Труд – не просто

отличительный, а сущьностный признак человека. (теперь я понял, почему мне

так хреново)

В труде человек постоянно изменяет условия своего существования,

преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися

потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая

твориться человеком в той же мере, в какой сам человек формируется

культурой.

Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает

как коллективный, социальный. В социальном отношении труд повлек за собой

формирование языка, мышления, общения, убеждения, ценностные ориентации,

мировоззрение.В психологическом отношении он имел своим следствием

преобразование инстинктов: в плане их подавления иподчинения разуму и в

плане преобразования их в новое качество – интуицию.

Фихте считал, что понятие человека относиться не к единичному

человеку ибо такового нельзя помыслить, а только к роду: невозможно

анализировать свойства отдельно взятого человека, взятого самого по себе,

вне отношения с другими людьми, т.е. вне общества.

Маркс (ей бо скатал у Фихте): «... сущность человека не есть абстракт

присущий, отдельному индивидую В своей действительности она есть

совокупность всех общественных отношений».

43 Основные школы, направления и авторы Древнегреческой философии.

Милетская школа.

Др. гр. ф возникла на зап побережья мал Азии. Здесь раньше развилась

раб., торговля. и выросшая на их основе культура. (связана с культурами

Вавилона, Финикии и Египта - более древние цив.)

Первые учения - г. Милет 7-6 в. д.н.э. - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

Задавшись вопросом, откуда всё возникает и во что превращается, они

искали начало происхождения и изменения всех вещей. Полагали, что

существует первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и

движением.

ФАЛЕС конец VII - начало VI в. до н. э. Предсказал солнечное затмение

в Греции - 585 г. до н. э. Первым сформулировал вопрос: "что есть всё",

"что является первоосновой". Всё произошло из воды. (Фалес - монист, т. к.

принимал за основу всего сущего одно начало). Земля - плоский диск,

плавающий на поверхности воды. Вселенная полна богов, всё одушевлено. Всё

знание надо сводить к одной основе - чувственной видимости.

АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещесто апейрон из

которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало

всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Чувственный мир

является лишь проявлением реального мира, следовательно необходимо выйти за

пределы непосредственного наблюдения.

АНАКСИМЕН. Первовещество - воздух. Все вещества получаются

посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух - это дыхание, обнимающее

весь мир. Земля - диск, поддерживаемый воздухом. Душа также состоит из

воздуха. Воздух обладает свойством бесконечности.

Философия милетской школы является рационализацией мифа. Мир

объясняется на основе материальных начал, без участия внеприродных сил. В

человеке милетцы усматривают, прежде всего, не биологическую, а физическую

природу, выводя его из воды (или воздуха и т. п.). Милетская философия

возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического знания. Их

материализм носил стихийный характер, мир рассматривался в непрерывном

движении и изменении.

ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ.

Пифагор из Самоса 580-500 г. до н. э.

Выдвинул реакционное учение о порядке. В общественной жизни порядок -

власть аристократов. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не

материальное первоначао, а числа, кот образуют космический порядок -

прообраз общественного порядка. Познать мир - значит познать управляющие им

числа. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в

самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их.

Мысль о том, что всё в природе подчинено определённым численным

соотношениям приводила Пифагорейцев к идеалистическому утверждению, что

именно число, а не материя является первоосновой всего. Все вещи состоят из

противоположностей: чётное - нечётное, предел - беспредельное, единство -

множество, правое - левое, мужское - женское. Однако их противоположности

не переходят друг в друга. Особое значение - предел и беспредельное. Предел

- огонь, беспредельное - воздух (пустота).

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ: развитие материализма и диалектики. Первоначало

всего мира - огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является

живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду - семя

мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. Гераклит является

основоположником гносеологии (учение о познании). Первый различал

чувственное и рациональное познание. Истина постигается умом, который

познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание

начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. В мире

существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба

противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира.

Противоположности соединяются, и устанавливается гармония. Гераклит

развивает диалектические взгляды. "Всё течет, всё изменяется", "нельзя

войти в одну реку дважды".

Учение элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон).

Одним из этапов перехода от знания, обременённого чувственными

образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями для было

учение элеатов, вычленивших понятие бытия, как такового. Основные

представители:

КСЕНОФАН: (VI-V вв. до н. э). Считал первоначалом мира землю.

Отвергал человекоподобие богов, бог - абсолютное, вечное, бесконечный

космос, сливающийся с природой, не конкретный чувственный образ, а

понятийная конструкция. Отрицал представления о множестве богов. Мир

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.