Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)






процесс очеловечивания мира, преобразующего природу «по мерке каждого

вида», то есть в соответствии с самими законами природы и, в то же время,

налагающего на природу свои характеристики, без чего природа не смогла бы

возвыситься до человека, стать фактором человеческого бытия.

Свою теорию Маркс назвал «Теория действительного гуманизма»

29. Идея целостности человека как выражение гуманизма

Какие бы науки ни занимались изучением человека, их методы всегда

направлены на «препарирование» его. Философия же всегда стремилась к

постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний

частных наук о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась

выработать собственные средства познания сущности человека и с их помощью

выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность

«сделать» самого себя, то есть стать творцом собственной судьбы.

Человек представляет собой целостное единство биологического

(организменного), психического и социального уровней, которые формируются

из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно

приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая

арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их

интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной

ступени — человеческой личности.

Ориентация на человека являлась важнейшей отличительной чертой

мировоззрения эпохи Возрождения. Если в центре внимания философии

античности была природно-космическая жизнь, а в средние века — религиозная

жизнь — проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план вышла

светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для

достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понималась

как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.

Мировоззрение людей эпохи Возрождение носит ярко выраженный гуманистический

характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное

существо, творец самого себя и окружающего мира. При этом проповедуется

уважение достоинства и прав человека, забота о благе людей, их всестороннем

развитии.

Продолжил эту традицию Фейербах. Натурализм в системе Л. Фейербаха носит

антропологический характер. В центре философии, по его мнению, должен

находиться человек как высшее существо природы. «Новая философия превращает

человека, включая в природу как базис человека, в единственный

универсальный и высший предмет философии». Философское учение Л. Фейербаха

является попыткой утверждения самоценности и значимости конкретного

человеческого индивида во всей полноте его телесного и духовного бытия.

Фейербах отвергает подход к человеку со стороны классиков немецкого

идеализма, рассматривающих человека, по преимуществу, как духовное

существо.

30. Движущие силы социального развития

Общество не стоит на месте, оно непрерывно изменяется, развивается под

воздействием определенных объективных законов. История общества

представляет собой закономерный процесс. Но как же вписывается в этот

процесс деятельность людей, что движет людьми и побуждает их к социальной

деятельности ? В самом общем виде ответ на этот вопрос можно выразить

следующим образом: люди живут в определенных условиях, в определенную

эпоху. У каждого из них существуют свои взгляды, представления и интересы.

Как отдельные индивиды так и большие группы людей руководствуются в своих

действиях прежде всего своими интересами. Но от чего зависят эти интересы и

почему они бывают различными? Проблема интересов, их сущности и роли

занимала большое место в размышлениях философов разных времен и поколений.

Идеалистически мыслящие философы пытались связать их либо со ступенями

самопознания абсолютной истины (Гегель), либо с божественными

предначертаниями. Философы материалистического направления исходили из

того, что интересы людей зависят от того, в каких условиях они живут, какое

положение занимают в системе материального производства, в социальной

системе общества в целом. Каждый преследует в жизни как будто бы только

свои собственные цели. Но, с другой стороны, любой индивид принадлежит к

той или иной, а чаще к целому ряду социальных общностей: классам, нациям и

народностям, семьям и т.д. И как частица той или иной общественной группы,

он связан с другими людьми, входящими в эти социальные объединения общими

условиями существования, сходным образом жизни, а значит и общностью

интересов. Положение общественных групп в системе материального

производства, образ жизни, материальные условия существования - это те

факторы, которые в конечном счете определяют интересы людей, их поведение в

обществе. Ф.Энгельс писал, что "экономические отношения каждого данного

общества проявляются прежде всего как интересы". Интересы являются мощной

побудительной силой, заставляющей действовать исторических субъектов, т.е.

отдельных индивидов, классы, нации или другие общественные группы.

Поскольку положение классов, социальных групп в системе экономических

отношений неодинаково, различны и их интересы. Борьба за реализацию

потребностей класса, группы и выступает как борьба за удовлетворение их

интересов. При этом различают интересы основные и неосновные, материальные

и духовные.

Исследование диалектики интересов дает ключ к выявлению движущих сил

развития общества на разных этапах истории. Движущей силой исторического

процесса, является деятельность всех его "участников" - и социальных

общностей, и индивидов, и выдающихся личностей. На основе их совокупной

деятельности и развивается история общества. Понятие "субъект исторического

процесса" достаточно емкое и вместе с тем широкое. История есть результат

деятельности всех индивидов и общностей, поэтому все они, хотя и по-

разному, выступают в качестве субъектов истории и ее движущих сил. Но до

уровня субъекта поднимаются те и тогда, кто и когда осознает свое место в

обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе

за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат истории.

При этом общая тенденция исторического процесса состоит в том, что в

сознательное историческое творчество вовлекаются все более широкие массы. В

прямом, непосредственном смысле слова субъектом является личность (или

социальная группа, если у нее есть общие интересы и цели), действующая

сознательно и ответственная за свои поступки. Люди сами творят свою

собственную драму - историю, причем побуждают их к историческому действию

их потребности и интересы. Общество, таким образом, выступает как

саморазвивающаяся система. Источником же общественного саморазвития

является социальные противоречия, а движущими силами - субъекты истории и

те средства, факторы, которые обеспечивают разрешение этих противоречий и

поступательное движение общества.

31. Политическая система общества. (ПСО)

Важнейшей частью надстройки являются политические идеи, теории,

политические отношения, находящие свое выражение в различных политических

организациях и институтах, к которым относятся: государство, партии,

профсоюзы и другие общественные организации, средства массовой информации.

Не все общественные организации являются политическими, но в то же время в

обществе нет ни одной организации, стоящей вне политики. Это значит, что

они реализуют свои цели, либо обращаясь непосредственно к государственной

власти, либо через общественное мнение регулируют государственную политику.

Иными словами в определенной степени несут на себе политическую нагрузку,

не выполняя непосредственно политических задач. Поскольку в обществе нет

организаций, стоящих вне политики, следовательно, не может быть и граждан,

исключенных полностью из политической жизни, все члены общества так или

иначе, активно или пассивно принимают в ней участие. Таким образом,

политическая система представляет собой сложное, многоуровневое

динамическое образование. В ней выделяют три составных части:

1) подсистема политических принципов, идей, теорий, взглядов, эмоций,

чувств, составляющих политическое сознание;

2) подсистема политических отношений между обществом и государством,

различными классами и социальными группами, государствами и т.д., по

поводу власти;

3) подсистема политических институтов, образующих политическую организацию

общества: государство (оно составляет ядро ПСО), партии, профсоюзы и

другие общественные организации.

/* Иногда считают 1), 2) и собственно политическую систему (т. е. 3))

отдельными элементами структуры политики */

Все элементы политической системы взаимосвязаны и обусловливают друг

друга. Так, политические взгляды, теории и отношения реализуются в

деятельности политических институтов и наоборот государство, партии

формируют определенное политическое сознание. Носит политическая система

исторический характер, меняясь с переходом от одной формации к другой, от

одной исторической эпохи к другой.

Основными факторами, определяющими политическую систему конкретного

общества, являются:

а) его социальная структура (отношения между основными и не основными

классами, нациями etc.)

б) форма правления (парламентское, президентское etc.)

в) тип государства (монархия, республика)

г) политический режим (демократический, тоталитарный, деспотический)

д) социально–политические отношения (стабильные или нестабильные,

умеренные, консенсусные, остроконфликтные)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.