Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)






и народов; 2) ни одно учение нельзя понять, вырвав его из целого ИФ.

Следовательно, задачи: прежде всего, познакомиться со многими учениями, а

понять их можно только в конце.

В результате все философские учения в ИФ сводятся к одному вопросу: “Что

есть Истина?” Истина – вот предварительное наименование предмета философии.

Философы занимаются познанием Истины.

Второй ответ на вопрос:

История философии (ИФ) – наука, чей предмет – становление и развитие Ф,

закономерности и фазы ее развития.

Сначала, в антич. эпоху, существует просто перечень мнений предществующих

мыслителей. Позже формируются научные подходы к ИФ, кот. пытаются связать

ИФ с общим развитием истории. Особый интерес представляет гегелевский

подход к ИФ. Основным принципом ее было положение о том, что

последовательность фил. идей во времени воспроизводит последовательность

логических категорий в развитой философ. системе, а именно, в гегелевской.

ИФ по Гегелю это процесс развития мысли в осознании истины; истина может

быть раскрыта лишь во всей истории человеческой мысли. В концепции Гегеля

есть очень важные моменты: идея о зависимости развития Ф от истории

общества (многообразие), идея о ИФ как о развивающемся постижении истины

(единство). Но -- гегелевская концепция в целом неприемлима в силу ее

идеалистического характера: ИФ представляется Гегелем как саморазвитие

абсолютного духа, что приводит к искажению действительной истории. Научный

подход к ИФ возможен только с позиций диалект. и историч. материализма.

Научный анализ ИФ исходит из необходимости рассматривать развитие Ф как

процесс, обусловленный соц.-эконом. и политическим развитием общества. Но

недостаточно определить закономерность Ф от исторических условий общества,

но и необходимо определить почему именно данный строй породил такую систему

фил. взглядов. Тогда диалектико- материалистический подход позволяет

представить ИФ как единый процесс формирования истины (единство), а попытки

решения каких-либо вопросов -- как вехи на пути истории общества и познания

(многообразие).

40. Древняя (ориенталистическая и античная) философия как колыбельвсех

следующих типов философии.

Ориенталистическая философия — восточная.

Китай – древнекитайстая диалектика в источнике «И цзин» формулируется как

взаимодействие сил «инь» и «ян», выступающих символами полярных начал –

тьмы и света, покоя и движения, мужского и женского. Индийская философия

также имеет огромную историю, на начальном этапе которого рассматривались

духовное и материальное начала всего.

Античная Ф складывалась на основе перенесенных с Востока (Китай, Египет,

Индия) зачатков астрономических, математических и тд знаний, а также в

результате освобождения фил. мысли из плена мифологических представлений. В

5 и 6 вв. до н. э. Ф и знание о природе еще не отделены друг от друга. При

отсутствии проверки число возникавшихгипотез фил-скогообъяснения мира было

велико. Это многообразие и уровень разработки сделали АФ школой фил.

мышления для следующих времен. Энгельс: «В многообразных формах греческой

философии уже имеются в зародыше почти все позднейшие типы мировоззрения».

Исходной точкой АФ был фил. материализм.

Фалес, Анаксимен, Гераклит полагали, что все вещи произошли от одного,

причем вещественного, начала. Их материализм носил еще наивный характер,

начало они видели в каком-то определенном веществе. Это представление

сочеталось с убежденностью, что в мире «ничего не остается неизменным, а

все движется, изменяется». В наиболее яркой форме этот наивный диалект.

подход был выражен Гераклитом – «Все течет и ничто не остается на месте»,

«все есть обмен противоположностей». Метафизическое мышление также

присутствовало, только у кого? Дальнейшее развитие материализма связано с

именем Демокрита, попытавшегося проникнуть в строение материи и развившего

гипотезу, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, в которой они

движутся (атомистика).

Однако внутри этой наивно-материалистической основы наметились воззрения,

приведшие к возникновению идеализма. Воззрения раскола на материалист. и

идеалистич. направления появилисьуже у самых ранних греч. философов. Эти

воззрения превратились во вт. половине 5 и первой пол. 4 вв. до н. э. в

противоположность материализма и идеализма. За тысячу лет развития АФ

материализм и идеализм, метафизика и диалектика претерпели сложные

изменения, отражавшие диалектику развития античного общества.

Идеализм в АФ – это Сократ и особенно Платон (объективный материализм). С

этих пор в Ф прослеживаются 2 борющиеся между собой основные линии

развития: материализм и идеализм (линия Демокрита и линия Платона).

Аристотель колебался между этими двумя направлениями, особенно интересна

его критика центральной в платоновском идеализме теории «идей» (отделявших

сущность вещей от самих вещей). Аристотель внес большой вклад в развитие

диалектики, создал первую в истории Ф систему категорий, заложил основы

логики.

41. Философия Древней Индии и Древнего Китая

(Реально надо отсканировать Фролова. Дойду до человека со сканером –

исправлю ситуацию. Там поумнее написано. Начало из него.)

Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития

человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации – в Китае, Индии

и Греции – практически одновременно возникает философия. Рождение ее было

длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к

мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном

поиске.

В Индии путь формирования систематизированного философского знания

пролегал через оппозицию к брахманизму (Б) ассимилировавшему племенные

верования и обычаи, зафиксированные в четырех самхитах, или Ведах (В)

(«Веда» - знание), - сборниках гимнов в честь богов. Позднее веды обрастают

брахманами (описанием, комментарием), а еще позже – араньяками («лестными

книгами»), и наконец упанишадами (от словосочетания «сидеть около ног

учителя»). Весь корпус ведических текстов считался откровением.

Толкователями ведической мудрости выступали представители высшей касты –

брахманы. Однако ломка племенных отношений, кризис родовой морали

поколебали авторитет жрецов. Первыми еретиками стали монахи проповедники –

шраманы («совершающие усилия»), усилия были направлены на осмысление

ведийской религии.

VI-V века до н.э. были отмечены распространением множества критических

по отношению к брахманизму религий. Главные: адживика (натуралистическо-

философское учение), джайнизм и буддизм. Первыми свидетельствами

самостоятельного изложения философской мысли явились сутры (изречения,

афоризмы). Отныне и вплоть до нового времени Индийская философия

развивалась в русле 6 классических систем – даршан (санкхья, йога ...),

ориентированных на авторитет Вед и неортодоксальных учений:

материалистической чарвака, или локаята, джайнизма и буддизма.

Во многом аналогичным было становление древнекитайской философии. Так

же ломка традиционных общинных отношений, вызванная экономическим

програссом, появлением денег и частной собственности, рост научных знаний,

создали благоприятную почту для духовных перемен. Первыми «оппозиционерами»

(чему??? Ну этого нет) стали бродячие мудрецы подготовившые в эпоху «Чжань

го» («борющихся царств») наступление «золотого века» китайской философии.

Ранние памятки «Ши цзин» («канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен»). Как

и в Индии философские школы складываются в V в до н.э. Приблизительно в

этот же период философия становится авторской. Если в Индии философские

школы так или иначе соотносились с ведизмом – в Китае с конфуцианской

ортодоксией (во II в до н.э. Конфуцианство добилось официального статуса

государственной идеологии).

Индия

Философия локаята (чарвака), крупнейшими представителями считаются:

Брихаспати и Дхишан, и философии санкхья (основатель Капила). Признавая

естественность и вечность бесконечно многообразного мира, древнеиндийские

мыслители отвергали сверхъестественность природных явлений и процессов,

отрицали бессмертие души, выступали против языческих обрядов, религиозных

учений джайнизма и буддизма.

Джайнизм - религия, возникшая в Индии в 6 в. до н.э. одновременно с

буддизмом как оппозиция брахманизму, освящавшему кастовый строй. Джайнизм

выражал интересы прогрессивных слоев индийского рабовладельческого

общества. Последователи джайнизма (в настоящее время около 2 млн. человек,

в основном из буржуазной среды) покланяются 24 пророкам, последним из

которых якобы был легендарный основатель джайнизма Махавира Вардхамана, по

прозванию Джина (санскр. - победитель), отсюда название джайнизм. Рассказы

о Джине и его учениках составили каноническую религиозную литературу

джайнизм (синддханта). Джина проповедовал, согласно джайнизму, 5 истин: не

убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным вещам, будь целомудрен

(для монахов). Джайнизм сохранил ряд элементов брахманизма: веру в

перевоплощение душ, учение о карме, о периодическом появлении пророков.

Джайнизм и буддизм отрицают кастовый строй, учение об индивидуальном

избавлении от страданий, святость Вед, брахманистские обряды.

Брахманизм давал религиозное обоснование социальному неравенству,

строгому кастовому делению, освящал привилегированное положение

профессиональных жрецов, составлявших варну (сословие) брахманов.

Брахманизм учил, что наряду с ведическими богами существует высший абсолют

- бог-творец Брахма, к слиянию с которым должны стремиться бессмертные души

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.