всех живых существ, являющиеся частицами Брахмы. Но на пути к этой конечной
цели стоит бесконечный ряд переселений душ, которая может воплощаться в
самых разнообразных формах - начиная от растений и животных и кончая
брахманами, царями и даже небожителями. Форма каждого нового рождения души
зависит от самого человека, от его прижизненных деяний (закон кармы), от
степени его праведности. Важнейшими добродетелями считались:
беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти,
выполнение дхармы своей варны, соблюдение предписываемых данной варне
обрядов.
Буддизм - одна из трех мировых религий, возникшая в Индии в середине I
тысячелетия до н.э. В действительности появление новой религии связано с
разрушением родоплеменных связей и институтов, складыванием крупных
рабовладельческих государств и усилением классового гнета. Буддизм учит,
что жизнь во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания всему
живущему. Причина зла и страданий - привязанность человека к чувственному
миру перерождений (сансара), все человеческие чувства, страсти, желания.
Преодолев их, поняв суетность и зло мира, можно прекратить "круговорот
бытия", создав себе такую карму, которая приведет к небытию, нирване. Это
"спасение" достигается вступлением на "восьмеричный путь" праведной жизни,
под которой подразумевается отказ от всех человеческих интересов, семьи,
имущества, от всего светского, подавление в себе любого интереса к земному
путем самососредоточения.
Учение буддизма было выгодно господствующим классам, т.к. обвиняло во
всех земных страданиях самого человека, якобы создавшего себе в прежних
перерождениях такую судьбу, и представляло кротость и смирение главными
добродетелями, несущими избавление от страданий земного бытия.
Дзен, дзен-буддизм - одна из разновидностей буддизма (6 в). Исходя из
признания общих принципов буддизма, дзен-буддизм своеобразно толкует вопрос
о соотношении земного и божественного мира, не ставя между ними преграды,
а, напротив, утверждая, что они находятся в неразрывном единстве между
собой. В то время как в традиционных формах буддизма содержится требование
ухода от чувственного мира (сансары) во имя достижения небытия (нирваны),
где только и возможно соединение человека с божеством, дзен-буддиззм учит,
что с божеством можно соединится в земной жизни, обнаружив его "в
собственном духе, собственной природе". Так в дзен-буддизме вводится
понятие "сатори" - внезапного просветления в момент сильного переживания,
знаменующего "обнаружение Будды в своей природе". Для дзен-буддизма
характерны крайний индивидуализм, иррационализм, безразличие к окружающему,
ибо верующий призван всю жизнь стремиться лишь к слиянию с божеством, что
является высшей целью его существования.
Китай
В период «Чжань го» в Китае свободно и творчески существовало шесть
основных философских школ:
1. конфуцианство;
2. моизм;
3. школа закона ("фа-цзя"), по-европейски - легизм;
4. даосизм;
5. школа "инь-ян" (натурфилософы);
6. школа имен ("мин-цзя").
При этом в большинстве школ преобладала практическая философия,
связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это
почти целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие
основания политико-этических учений которых были или слабы, или
заимствованы из других школ, например из даосизма - наиболее философичной
из шести школ древнекитайской философии. Древнекитайская философия была
малосистемна. Это объясняется тем, что она была слабо связана даже с той
наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием
древнекитайской логики. В Китае не было своего Аристотеля, была слаба и
рацианализованность древнекитайской философии. Сам древнекитайский язык без
суффиксов и флексий затруднял выработку абстрактного философского языка, а
ведь философия - мировоззрение, пользующееся философским языком.
Философы Древнего Китая в VII-VI вв. до н.э. стремились объяснять мир,
исходя из него самого, путем рационального исследования действительности,
подвергая сомнению утверждения о власти неба, божества над ходом всех
процессов. Пытаясь раскрыть материальные первоначала всего сущего,
некоторые из древнекитайских философов считали таковым дерево, огонь,
металл, воду. Рассматривая все сущее как единство противоположных начал -
мужского - янь и женского - цинь, китайские мыслители объясняли бесконечный
процесс движения их диалектическим взаимодействием.
Древнекитайский философ Лао Цзы, живший в VI в. до н.э., известен
своим учением о естественном движении - дао, который обуславливает
существование вещей и жизнь людей. В противовес идеалистам, рассматривавшим
небо как сферу божественного разума, сторонники Лао Цзы утверждали, что
закону дао подчиняется не только земля, но и небо. В учении Лао Цзы нашли
свое отражение атомистические представления о строении мира. Он считал, что
все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц - ци.
Продолжателем данной традиции был Мо Цзы (V-IV в. до н.э.). Он
известен также как критик учения Конфуция (VI-V в. до н.э.). Идеи первых
философов Китая Лаоцзы и Конфуция положили начало двум основным
направлениям всей последующей китайской философии - даосизму и
конфуцианству. Конфуцианство сыграло важную роль благодаря разработке этико-
политических проблем.
Конфуций провозгласил принципом отношений между людьми гуманность -
жень. Однако, обращаясь в поисках обоснования норм морали к прошлому, он
освящает покорность человека существующему порядку вещей. Конфуцианство
превратилось в официальную идеологию древнекитайского общества и
существенным образом оказало влияние на всю историю Китая.
Даосизм - одна из религий Древнего Китая, идейным истоком которой
явилось философское учение, приписываемое полулегендарному мудрецу Лао Цзы
("старый учитель"), автору "Книги о дао и дэ". Дао (путь) - основной закон
бытия, вечное изменение мира, независимое ни от воли богов, ни от усилий
людей. Поэтому люди должны подчиняться естественному ходу событий, их удел
- "недеяние" (увэй), пассивность. Свой идеал Лао Цзы выражал в призыве к
слиянию с природой и возврату к прошлому, рисуемому им в идиллических
тонах. К концу I тысячелетия до н.э. понятие "дао" и "увэй" получают
мистический характер, т.е. начинают рассматривать как путь религиозного
спасения, путь достижения абсолютного высшего счастья.
Пять заповедей даосизма полностью повторяют заповеди для мирян в
буддизме. В список 10 добродетелей наряду с такими, как выполнение обрядов,
соблюдение сыновнего долга, разведение животных и растений, входили также
близкие к буддизму требования терпения, любви, борьбы против злых деяний,
просвещение глупцов. В новое время даосизм в Китае был почти полностью
вытеснен буддизмом, конфуцианством и отчасти христианством.
Конфуцианство - философско-этическое учение мыслителя древнего Китая
Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н.э. в
религию. Источник конфуцианства - "Лунь-юй" ("Беседы и суждения"),
написанные последователями Конфуция (6 в. до н.э.). Конфуцианство отразило
взгляды и интересы феодального чиновничества, стремившегося предохранить
общество от социальных потрясений. Целью конфуцианства являлось воспитание
народа в духе уважения существующих порядков. Согласно конфуцианству, в
обществе действует закон "жень", ниспосланный небом. Для усвоения этого
закона человек должен соблюдать "ли" - нормы общественного поведения,
традиционные обряды, поступать согласно своему общественному положению:
"Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын -
сыном". Конфуцианство оправдало власть "благородных" на простым народом.
Бытие и не-бытие:
Древних философов востока (ФВ) волновали вопросы: что есть этот мир и
каков смысл существования человека в нем.
Древние мифы не выделяли человека из космоса, а напротив одушевляли
его. В Индии (И): происхождение космоса подобно человеческому рождению –
бракосочетание неба и земли. В Китае (К) из бесформенного мрака родилось
два духа упорядочившие этот мир: мужской дух ян стал управлять небом, а
женский инь – землей.
Постепенно появляется идея о причинности сотворения мира.
Локаятики – И материалисты – утверждали, что первоначалу присущи
четыре «великие сути»: земля, вода, воздух и огонь.
Представители ньяя и особенно древние вайшешики относились к древним
атомистам. Атомы вайшешики отличались чувственной конкретностью – имели
вкус, цвет и в отличие от греческих атомистов вайшешики усматривали причину
существования мира не в движении атомов, а в том, что атомы создают
моральный образ мира, реализуя моральный закон – драхму.
42. Проблема человека как неотъемлемая тема мировой философии.
Один древний мудрей сказал, что для человека нет более интересного
объекта, чем сам человек (он имел в виду женщину???).
Проблема человека – одна из основных, если не центральная, во всей
мировой философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех
вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических
принципов науки, философии и политики всех государств.
Д.Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем
всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом,
от которого все должно исходить и к которомы все должно возвращаться.
Какими бы абстрактными, естественно-научными или практическими
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32