Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)






всех живых существ, являющиеся частицами Брахмы. Но на пути к этой конечной

цели стоит бесконечный ряд переселений душ, которая может воплощаться в

самых разнообразных формах - начиная от растений и животных и кончая

брахманами, царями и даже небожителями. Форма каждого нового рождения души

зависит от самого человека, от его прижизненных деяний (закон кармы), от

степени его праведности. Важнейшими добродетелями считались:

беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти,

выполнение дхармы своей варны, соблюдение предписываемых данной варне

обрядов.

Буддизм - одна из трех мировых религий, возникшая в Индии в середине I

тысячелетия до н.э. В действительности появление новой религии связано с

разрушением родоплеменных связей и институтов, складыванием крупных

рабовладельческих государств и усилением классового гнета. Буддизм учит,

что жизнь во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания всему

живущему. Причина зла и страданий - привязанность человека к чувственному

миру перерождений (сансара), все человеческие чувства, страсти, желания.

Преодолев их, поняв суетность и зло мира, можно прекратить "круговорот

бытия", создав себе такую карму, которая приведет к небытию, нирване. Это

"спасение" достигается вступлением на "восьмеричный путь" праведной жизни,

под которой подразумевается отказ от всех человеческих интересов, семьи,

имущества, от всего светского, подавление в себе любого интереса к земному

путем самососредоточения.

Учение буддизма было выгодно господствующим классам, т.к. обвиняло во

всех земных страданиях самого человека, якобы создавшего себе в прежних

перерождениях такую судьбу, и представляло кротость и смирение главными

добродетелями, несущими избавление от страданий земного бытия.

Дзен, дзен-буддизм - одна из разновидностей буддизма (6 в). Исходя из

признания общих принципов буддизма, дзен-буддизм своеобразно толкует вопрос

о соотношении земного и божественного мира, не ставя между ними преграды,

а, напротив, утверждая, что они находятся в неразрывном единстве между

собой. В то время как в традиционных формах буддизма содержится требование

ухода от чувственного мира (сансары) во имя достижения небытия (нирваны),

где только и возможно соединение человека с божеством, дзен-буддиззм учит,

что с божеством можно соединится в земной жизни, обнаружив его "в

собственном духе, собственной природе". Так в дзен-буддизме вводится

понятие "сатори" - внезапного просветления в момент сильного переживания,

знаменующего "обнаружение Будды в своей природе". Для дзен-буддизма

характерны крайний индивидуализм, иррационализм, безразличие к окружающему,

ибо верующий призван всю жизнь стремиться лишь к слиянию с божеством, что

является высшей целью его существования.

Китай

В период «Чжань го» в Китае свободно и творчески существовало шесть

основных философских школ:

1. конфуцианство;

2. моизм;

3. школа закона ("фа-цзя"), по-европейски - легизм;

4. даосизм;

5. школа "инь-ян" (натурфилософы);

6. школа имен ("мин-цзя").

При этом в большинстве школ преобладала практическая философия,

связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это

почти целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие

основания политико-этических учений которых были или слабы, или

заимствованы из других школ, например из даосизма - наиболее философичной

из шести школ древнекитайской философии. Древнекитайская философия была

малосистемна. Это объясняется тем, что она была слабо связана даже с той

наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием

древнекитайской логики. В Китае не было своего Аристотеля, была слаба и

рацианализованность древнекитайской философии. Сам древнекитайский язык без

суффиксов и флексий затруднял выработку абстрактного философского языка, а

ведь философия - мировоззрение, пользующееся философским языком.

Философы Древнего Китая в VII-VI вв. до н.э. стремились объяснять мир,

исходя из него самого, путем рационального исследования действительности,

подвергая сомнению утверждения о власти неба, божества над ходом всех

процессов. Пытаясь раскрыть материальные первоначала всего сущего,

некоторые из древнекитайских философов считали таковым дерево, огонь,

металл, воду. Рассматривая все сущее как единство противоположных начал -

мужского - янь и женского - цинь, китайские мыслители объясняли бесконечный

процесс движения их диалектическим взаимодействием.

Древнекитайский философ Лао Цзы, живший в VI в. до н.э., известен

своим учением о естественном движении - дао, который обуславливает

существование вещей и жизнь людей. В противовес идеалистам, рассматривавшим

небо как сферу божественного разума, сторонники Лао Цзы утверждали, что

закону дао подчиняется не только земля, но и небо. В учении Лао Цзы нашли

свое отражение атомистические представления о строении мира. Он считал, что

все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц - ци.

Продолжателем данной традиции был Мо Цзы (V-IV в. до н.э.). Он

известен также как критик учения Конфуция (VI-V в. до н.э.). Идеи первых

философов Китая Лаоцзы и Конфуция положили начало двум основным

направлениям всей последующей китайской философии - даосизму и

конфуцианству. Конфуцианство сыграло важную роль благодаря разработке этико-

политических проблем.

Конфуций провозгласил принципом отношений между людьми гуманность -

жень. Однако, обращаясь в поисках обоснования норм морали к прошлому, он

освящает покорность человека существующему порядку вещей. Конфуцианство

превратилось в официальную идеологию древнекитайского общества и

существенным образом оказало влияние на всю историю Китая.

Даосизм - одна из религий Древнего Китая, идейным истоком которой

явилось философское учение, приписываемое полулегендарному мудрецу Лао Цзы

("старый учитель"), автору "Книги о дао и дэ". Дао (путь) - основной закон

бытия, вечное изменение мира, независимое ни от воли богов, ни от усилий

людей. Поэтому люди должны подчиняться естественному ходу событий, их удел

- "недеяние" (увэй), пассивность. Свой идеал Лао Цзы выражал в призыве к

слиянию с природой и возврату к прошлому, рисуемому им в идиллических

тонах. К концу I тысячелетия до н.э. понятие "дао" и "увэй" получают

мистический характер, т.е. начинают рассматривать как путь религиозного

спасения, путь достижения абсолютного высшего счастья.

Пять заповедей даосизма полностью повторяют заповеди для мирян в

буддизме. В список 10 добродетелей наряду с такими, как выполнение обрядов,

соблюдение сыновнего долга, разведение животных и растений, входили также

близкие к буддизму требования терпения, любви, борьбы против злых деяний,

просвещение глупцов. В новое время даосизм в Китае был почти полностью

вытеснен буддизмом, конфуцианством и отчасти христианством.

Конфуцианство - философско-этическое учение мыслителя древнего Китая

Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н.э. в

религию. Источник конфуцианства - "Лунь-юй" ("Беседы и суждения"),

написанные последователями Конфуция (6 в. до н.э.). Конфуцианство отразило

взгляды и интересы феодального чиновничества, стремившегося предохранить

общество от социальных потрясений. Целью конфуцианства являлось воспитание

народа в духе уважения существующих порядков. Согласно конфуцианству, в

обществе действует закон "жень", ниспосланный небом. Для усвоения этого

закона человек должен соблюдать "ли" - нормы общественного поведения,

традиционные обряды, поступать согласно своему общественному положению:

"Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын -

сыном". Конфуцианство оправдало власть "благородных" на простым народом.

Бытие и не-бытие:

Древних философов востока (ФВ) волновали вопросы: что есть этот мир и

каков смысл существования человека в нем.

Древние мифы не выделяли человека из космоса, а напротив одушевляли

его. В Индии (И): происхождение космоса подобно человеческому рождению –

бракосочетание неба и земли. В Китае (К) из бесформенного мрака родилось

два духа упорядочившие этот мир: мужской дух ян стал управлять небом, а

женский инь – землей.

Постепенно появляется идея о причинности сотворения мира.

Локаятики – И материалисты – утверждали, что первоначалу присущи

четыре «великие сути»: земля, вода, воздух и огонь.

Представители ньяя и особенно древние вайшешики относились к древним

атомистам. Атомы вайшешики отличались чувственной конкретностью – имели

вкус, цвет и в отличие от греческих атомистов вайшешики усматривали причину

существования мира не в движении атомов, а в том, что атомы создают

моральный образ мира, реализуя моральный закон – драхму.

42. Проблема человека как неотъемлемая тема мировой философии.

Один древний мудрей сказал, что для человека нет более интересного

объекта, чем сам человек (он имел в виду женщину???).

Проблема человека – одна из основных, если не центральная, во всей

мировой философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех

вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических

принципов науки, философии и политики всех государств.

Д.Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем

всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом,

от которого все должно исходить и к которомы все должно возвращаться.

Какими бы абстрактными, естественно-научными или практическими

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.