располагается именно в той невидимой точке, в том глубоком убежище, в
котором наш взгляд скрывался от нас самих в тот момент, когда мы
смотрим» [55, 42]. Следовательно пункт 3) невидимая реальность, мы
сами. Но включены мы в существование только благодаря взгляду
художника, его взгляд прочерчивает «пунктирную линию, неминуемо
настигающую нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» [50,
42]. Иначе, включаясь в действие, становясь (одновременно оставаясь)
зрителем, мы оказываемся просто невидимым персонажем картины. Тогда
пункт 2) требует поправки: происходящее действие становится для нас
реальностью, а не видимостью, мы «как бы» воспринимаем его «всерьез».
Но Фуко продолжает: «Мы зрители – лишние. Попав под этот взгляд, мы
изгнаны им, замещены тем, что все время находилось здесь до нас: самой
моделью. Но и наоборот: взгляд художника обращен в пространство вне
картины, в пустоту, что позволяет ему принять столько моделей, сколько
придет зрителей» [50, 42]. Наше участие в картине может быть
истолковано как соглашение участвовать в представлении, разыгрывая роль
«модели», причем это участие исчерпывается самим актом смотрения,
разглядывания картины. «Зритель видит, что его незримый облик стал
видимым для художника и воссозданным в окончательно невидимом для него
самого образе» [55, 43]. Слои реальности уплотняются пунктом 4) –
невидимая видимость, мы сами. Наш образ – присутствует в картине,
только не разгадано какой (хочется поверить современникам, считавшим
Веласкеса удивительно реалистичным). Однако Веласкес (и Фуко) дает нам
шанс понять, что мы должны из себя представлять, с помощью рефлексии: в
картине, в глубине комнаты есть зеркало. «Оно не отражает ничего из
того, что находится в том же пространстве, что и оно само. Его светлая
глубина отражает не то, что видимо» [50, 45]. Рефлексия должна иметь
дело с открытием реальности. Вопрос в том, что должно в пространстве
этой новоевропейской картины иметь статус реальности. «Вместо того,
чтобы иметь дело с видимыми объектами, это зеркало проникает сквозь все
пространство изображения и воспроизводит видимый облик того, что
недоступно любому взгляду. В центре полотна зеркало показывает то, что
по необходимости дважды невидимо на картине» [50, 45-46]. То есть то,
что никоим образом не может быть изображено, а именно, отражение самой
модели, того, чем должен являться зритель. Зеркало рефлексии позволяет
унять неуверенность и озабоченность от неизвестности того, что же
изобразит художник-персонаж, и даже отстранится от зависимости от него,
ибо зеркало объективно. Зритель может узнать, что за модель он играет
(играет, существуя под взглядами персонажей картины), разглядывая
картину. «Лицо, отражаемое зеркалом, является в равной мере лицом, его
созерцающим; те на кого смотрят все персонажи картины, являются в
равной мере персонажами, вниманию которых первые представлена в
качестве сцены для созерцания. Вся картина представляет собой сцену для
того, кто сам в свою очередь является сценой, чистую взаимность» [50,
51]. Эти персонажи, организующие движение внутри картины, и в роли
которых должен выступить зритель, входящий в пространство картины –
государи, чьи образы отражаются и в зеркале и в почтительности под
участником действия. В зеркальности нам открывается 5)-й пласт
произведения – видимый образ, навязанный нашему присутствию в картине
или наше псевдо-присутствие как господство, которое «господствует
потому, что выполняет тройную функцию по отношению к картине. Именно в
этом центре сходятся взгляд модели в тот момент, когда ее изображают,
взгляд зрителя созерцающего сцену, и взгляд художника в момент его
работы над картиной» [50, 52]. Государь, - инстанция власти и
зависимости, обуславливающий само созерцание картины Веласкеса, может
быть истолкован именно через хайдеггеровское понятие субъекта, роль
которого исполняет человек, оказавшийся внутри классической
новоевропейской картины мира, но существовать он там может лишь в
качестве образа, поэтому в «господствующей» точке зрения совмещаются (и
друг друга заменяют) взгляды художника (персонажа), наблюдателя
(персонажа), короля (персонажа), но и Веласкеса, и любого зрителя.
Классическая реальность в представлении предстает
сложноструктурированной игрой видимостей (1)-5)) из которых самой
«реальной» является та, даже видимость которой не всегда видима, но
всегда подразумевается – образ субъекта.
Живопись семнадцатого века очертила горизонт субъективного
видения, погруженного в повседневность. Субъектного, в отличие от
субъективного, ибо предоставила поле абсолютного зрения частных,
локальных ситуаций, сотворя определенную мистику реализма, в которой
предметность, поданная с определенной точки зрения, приобрела характер
от этой точки, независимый, как независимо единое пространство зрения,
воспроизведенное неподвижно-единым, безоценочным взглядом субъекта, не
человека (где-то здесь корень запредельного воздействия произведений
Караваджо, Веласкеса, Рембрандта, Вермеера, в которых шедевр отныне
рождается не на стыке фигуры художника-творца и идеальной красоты, но
пассивно-включенного в пространство картины созерцателя и подчеркнутой
обыденности, населяющей это пространство). Самоопределение человека
относительно своих субъектных прав в координатах неба, природы и судьбы
свершилось – божественный свет разума пытливо ловится в бликах
светотени, природа демонстрирует себя в естественности бытия и быта
(«низкий» жанр: плебеи, кабаки, бойни, больницы, то, где творится и
проходит естество), судьбой оказалось существование в стихии этой
природы с желанием, пребывая внутри, оказаться в позиции независимого
наблюдателя и оценка возможности им стать, стать субъектом по отношению
ко всем объектам: «До сих пор зрачок художника покорно вращался, как
птоломеевы светила, по орбите вокруг предметов. Веласкес деспотично
устанавливает неподвижную точку зрения. Отныне картина рождается из
единого акта видения, и предметам стоит немалых усилий достичь
зрительного луча. Зрачок художника водружается в центре пластического
космоса, и вокруг него блуждают формы вещей. Неподвижный зрительный
аппарат направляет свой луч-видоискатель прямо, без отклонений, не
отдавая предпочтения ни одной фигуре. Сталкиваясь с предметом, луч не
сосредотачивается на нем, и в результате вместо округлого тела
возникает лишь поверхность, остановившая взгляд» [39, 196-197].
Атмосферное, поверхностное видение предполагает необязательность,
а точнее, невозможность глубины. Дабы решить проблему (судьбу)
сочетания создания представления о мире в целом (говоря языком Канта),
сохраняя знание о локальности своего индивидуального положения,
человеку-субъекту оказалось необходимым ограничиться и сосредоточиться
в сфере видимости, представления, определенным образом памятуя о
глубине, о фатально непредставимом.
2.3 Рефлексия науки.
Для характеристики исторической и экзистенциальной ситуации Нового
времени обычно используют то, что сама новая рациональность положила
себе в качестве образца и оправдания – науку в современном смысле
слова. Исследования в этой области подробны и многочисленны, но нас в
этом аспекте интересует возможность интерпретировать научную активность
человека через эстетическое понимание категории «представление», в
особенности, по отношению к субъекту познания, так чтобы наука
предстала результатом творческих актов, однородных по своей сути с
актами искусства. Смысл подобной интерпретации заключается в
принципиальной «искусственности» позиции человека, выступающего
субъектом, в фатальной парадоксальности этой позиции, требующей от
человека служить всеобщей инстанцией смысла, сохраняя уникальность
индивида.
Главная характеристика Нового времени – сама новизна, обновление
всех форм теоретизирования и практики, основанное на раскрепощении
свободной активности индивида от структур «старого», традиционного,
замкнутого: «Он хочет – независимо от заданных образцов – увидеть все
своими глазами, испытать собственным рассудком и получить критически
обоснованное суждение» [13, 135].
Благодаря разрыву системы традиционных мировоззренческих связей и
детерминаций, человек осознает свою исключительность, и, как следствие,
одиночество: «Все эти перемены вызывают человека двойственное ощущение.
С одной стороны, - свобода движения и личной деятельности. Появляется
самовластный, отважный человек-творец, движимый своим «ingenium»
(врожденным разумом), ведомый фортуной», получающий в награду «fama» и
«glorie» – славу и известность. Но, с другой стороны, именно из-за
этого человек теряет объективную точку опоры, которая в прежнем мире у
него была, и возникает чувство оставленности, даже угрозы… Страх,
присущий Новому времени, возникает не в последнюю очередь из сознания,
что у человека нет больше ни своего символического места, ни
непосредственно надежного убежища, из ежедневно подтверждающегося
опыта, что потребность человека в смысле жизни не находит убедительного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28