Если в Украине не произойдет финансовая стабилизация, то мы, в конце
концов, будем обречены на структурную перестройку по схеме, свойственной
странам “третьего мира”, с полным подчинением нашей экономики экономике
развитых стран, со всеми вытекающими из этого последствиями.
1 Статистический ежегодник Украины за 1995 год. К. Техника, 1996, с.273-
274
Глава 2. Особенности формирования инвестиционных ресурсов в рыночной
экономике.
Экономический кризис, который продолжается в Украине с конца 80х гг.,
имеет в своей основе много и долгосрочных и краткосрочных факторов, которые
его обусловили и предопределяют его углубление. Но среди них есть такой,
который периодически присущ экономикам разных стран всех экономических
систем. Он связан с состоянием инвестиционного процесса в экономике страны,
который, в конечном итоге, определяет возможности экономического развития,
а также состояние структуры экономики. Поэтому при обеспечении структурной
трансформации экономики, в особенности глубинной, фундаментальной, всегда
стоит проблема поиска соответствующих механизмов, источников, которые дают
возможность достичь необходимых результатов.
Выход Украины из кризиса требует разработки и реализации эффективной
государственной инвестиционной политики. Ее необходимость обусловлена
прежде всего тем, что инвестиции и связанные с ними структурные сдвиги в
экономике, играют ключевую роль в формировании макроэкономических
пропорций. Инвестиционная деятельность – это стержень всего процесса
расширенного воспроизводства и быстрая ликвидация многих диспропорций в
развитии народного хозяйства зависит непосредственно от нее. Значимость
инвестиций, в воспроизводственном процессе,
Б. Селигмен характеризует следующим образом: “Воспроизводство – это процесс
инвестирования экономики”. 1
Сложность, в регулировании инвестиционной деятельности, заключается в
том, что она охватывает разносторонние области экономической жизни – сферу
научно-технического прогресса, государственное управление экономикой,
финансово-банковскую деятельность, коммерческий расчет предприятий,
ценообразование и т.д. Зачастую проблему инвестирования сводят к методам
распределения ресурсов капитальных вложений. В связи с этим в
инвестиционный процесс включают лишь фондосоздающие отрасли. В этом
понимании формирование материально-технической базы рассматривается как бы
в отрыве от всего процесса расширенного воспроизводства, в котором
участвуют добавочные средства производства и образуются накопления. Ведь
уровень издержек и рентабельность производства, фондоемкость продукции и
фондоотдача, окупаемость вложений характеризуют единый процесс накопления
не менее чем, скажем, затраты на проектирование и строительство и т.д.
Инвестиционный процесс, отражающий воспроизводство средств
производства, включает формирование накопляемой части национально дохода,
распределение и финансирование капитальных вложений, использование основных
фондов. Иное толкование было бы свидетельством искусственного обособления
капитального строительства из единого воспроизводственного комплекса.
Необходимо отметить, что рыночные отношения в инвестиционной
деятельности прежде всего затрагивают ее источники. Если рассматривать
национальную экономику в целом, то источниками инвестиционных вложений
выступают фонд возмещения, в виде амортизационных отчислений и фонд
накопления, выступающий как часть национального дохода. На уровне же
предприятий и объединений, иных хозяйствующих субъектов она осуществляется
за счет собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыль, амортизация,
денежные накопления, сбережения населения, финансовые средства юридических
лиц и т.д.), одолженных финансовых средств инвесторов (облигационные
займы,банковские и бюджетные кредиты), привлеченных финансовых средств
инвесторов
1 Селигмен Б., Основные течения современной экономической мысли, М.
Наука, 1968, с.348
(средств, которые получают от продажи акций и облигаций, паевых и других
взносов граждан и юридических лиц), а также бюджетных инвестиционных
ассигнований. В структуре этих бюджетных кредитов постоянно возрастает доля
кредитов частному сектору. Если в январе 1994 г. эта доля составляла 23,5%,
то в ноябре в частный сектор государство вложило больше, чем в
государственный - 51,4% всех кредитов, а с учетом рефинансирования , эта
доля превышает 4/5 всех кредитных средств. 1 Само по себе это явление, в
условиях стабильной экономики, носит нормальный характер. Но в условиях
огромного дефицита бюджета, чрезмерной инфляции – это крайне негативное
явление.
Необходимо сказать, что финансовая инфраструктура рынка, обеспечивает
аккумуляцию накоплений и обращает их эффективные инвестиции. Это, в
особенности, актуально для Украины в настоящий период развития и
становления ее рыночных структур, поиска адекватных рыночным формам
хозяйствования форм осуществления инвестиционного процесса. В роли
институциональных инвесторов выступают, как правило, инвестиционные и
коммерческие банки, инвестиционные и пенсионные фонды, холдинг-компании,
страховые компании, компании по торговле ценными бумагами и др. Именно с
помощью этой системы сбережения населения трансформируются в инвестиции.
Кредитно-финансовая сфера (финансово-кредитный рынок) предоставляет
средства (в виде определенных финансовых средств) для инвестиций в
распоряжение предприятий и других хозяйствующих субъектов и именно на нем
происходит перемещение денежных средств из тех секторов экономики, где
имеется их избыток, в те секторы, которые испытывают в них недостаток, а
также из отраслей с меньшей прибыльностью на вложения, в отрасли с большей
прибыльностью.
В целом, говоря об источниках инвестиций, следует отметить, что они
определяются уровнем развития экономики, ее эффективности и отдачей
используемых ресурсов. В этом смысле сложившаяся, в настоящее время, в
Украине кризисная ситуация фактически подорвала инвестиционный процесс как
на макро- так и на микроуровнях. Односторонняя инфляционная политика в
Украине быстро привела к разрушительной гиперинфляции, небывалому росту цен
и обесцениванию денег. Падение наполовину валового внутреннего продукта при
сокращении и ухудшении структуры внешнеторгового оборота с обострением
дефицита платежного баланса говорит само за себя. Внутренние фонды
накопления и потребления съедаются неплатежами и инфляцией, что парализует
воспроизводственный процесс и хозяйственное развитие. Приток внешнего
капитала в Украину на структурное и качественное обновление производства
остается мизерным, а отток из внутреннего оборота (в связи с отсутствием
разумной валютно-финансовой и курсовой политики), а также перемещение в
сферу теневого оборота (в связи с непомерными налогами и платежами)
товарных ресурсов и финансовых средств приобрел неоправданные масштабы.
Почти прекращены инвестиционные и инновационные процессы в производственной
сфере. Капитальные вложения предприятий всех форм собственности в 1992 г.
уменьшилось на 40%, а в 1993 г. – еще на 22%.2 Для производителей стали
недоступными кредитные источники коммерческих банков. И это в условиях
физического и морального износа производственных фондов, достигающих почти
критической границы 60% 3, за которыми начинаются разрушительные процессы в
экономике, возрастает опасность увеличения аварий и катастроф.
Предпринимательская деятельность в собственном товарном производстве
заморожена.
Усиливается деформация макро- и микроэкономической структуры. При
существующем общем спаде в промышленности, производство товаров для
обеспечения массового рыночного спроса потребителей сокращается
опережающими темпами.
1 Голос Украины, 1995, 21.
2 Лукинов И., Экономическая наука и государственная экономическая
политика. –
Экономика Украины, 1994, №5, с.3
3 Народное хозяйство Украины в 1993 году. Статистический ежегодник. К.
Техника, 1994, с.74
На государственных предприятиях, эксплуатирующих основные фонды, в
последнее
время показатели фондоотдачи снижались (см. табл. 9). В экономике Украины,
в 80-е годы, наметилась устойчивая тенденция к снижению основных
показателей общественного производства, а также и к снижению
капиталоотдачи. Так, за 1981-1985 гг. среднегодовые темпы роста валового
общественного продукта составляли 3,5%, а за 1986-1990 года всего лишь
1,9%. Основные производственные фонды, за эти периоды, соответственно
возрастали за год на 5,3% и 3,9%. Рост производительности общественного
труда также приостановился за указанный период с 3,5% до 3,0%. Все это
отражалось на капиталоотдаче и фондоотдаче. В среднем, за 1981-1985гг.
фондоотдача в народном хозяйстве Украины в целом, снижалась на 2%, а в 1986-
1990 годах на 1,6%.1 В настоящий период, эта тенденция еще более
усиливается. Так, если в 1990 году, в расчете на 1 крб. основных
производственных фондов, приходилось примерно 0,37 крб. национального
дохода, то в 1992 г. 0,26 крб. (расчеты произведены в сопоставимых
ценах).2 Фондоотдача в 1991 году снизилась на 17%, а в 1992 году на 20,8%.3
Производительность общественного труда снизилась в 1991 году на 11% по
сравнению с 1990 годом, в 1992 году еще на 13,8% против 1991 года, а в 1993
году еще на 13,2% против уровня 1992 года.4
Показатель рентабельности (по отношению к совокупным фондам)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33