другими видами налоговых льгот, так как предоставляемые предприятиям
дополнительные ресурсы, за счет ее применения, впоследствии возвращаются в
государственный бюджет.
Учитывая катастрофическое состояние воспроизводства средств труда во
всех без исключения отраслях народного хозяйства и темпы инфляции,
ускоренную амортизацию для вновь вводимых основных производственных фондов
целесообразно разрешить повсеместно как для старых, так и для новых
предприятий. Причем ее следует практиковать для всех групп основных
производственных фондов, а не только для их активной части. Более того, для
предприятий приоритетных отраслей (легкая и пищевая промышленность,
сельское хозяйство, энергетика) можно разрешить списывать стоимость вновь
вводимых средств труда на себестоимость изготовленной с их помощью
продукции в течении 12 месяцев. При этом должна ограничиваться только
максимальная сумма амортизационных отчислений, чтобы предприятия могли в
случае необходимости начислять и меньшие суммы.
Не способствует активизации инвестиционной деятельности предприятий
также и существующий порядок возмещения затрат на модернизацию
оборудования. Затраты на эти цели могут достигать значительных величин и в
большинстве случаев отличаются высокой эффективностью. В настоящее время
затраты на модернизацию могут не полностью переноситься на себестоимость
продукции до истечения нормативного срока службы модернизированного
оборудования.
Чтобы затраты на модернизацию полностью и своевременно отражались в
себестоимости продукции, необходимо не только на их величину увеличивать
балансовую стоимость средств труда, но и корректировать в сторону повышения
действующую годовую норму амортизации.
О динамике фонда возмещения в экономике Украины можно судить по данным
таблицы 8.
Из рассмотрения данных таблицы 8, следует, что очевидным является
вывод об обвальном сокращении реновационной амортизации в росте основных
фондов. Если в период 1980-1985 гг. рост амортизационных отчислений на
реновацию составил 135%, а в период 1985-1990 гг. – 147%, то только за 1991
г. составил 67%, то есть сократился на треть, а в 1992 г. – 79%. Из данного
анализа следует, что в Украине идет, по сути, “проедание” накопленного
национального богатства. Не лучше обстоит дело и с использованием на цели
роста основных фондов, накопляемой части национального дохода. Если в
период 1980-1985 гг. рост фонда накопления составил 157%, то уже начиная с
1990 г., вплоть до настоящего времени, данные говорят о непрекращающемся
падении этой величины. Это падение достигло максимума в 1992 г., составив
лишь 49% от уровня предыдущего года. И подобное положение, в полной мере,
отразилось на динамике роста основных фондов, которое имеет тенденцию к
неуклонному сокращению
Таблица 8.
Динамика изменения источников роста основных фондов в народном
хозяйстве Украины в 1980-1993гг. *
| |Рост стоимости |Рост накопляемой|Рост |
|Сравниваемые годы |основных фондов |части |реновационной |
| | |национального |амортизации |
| | |дохода | |
| | | | |
|1985 / 1980 |1,27 |1,57 |1,35 |
|1990 / 1985 |1,24 |0,78 |1,47 |
|1991 / 1990 |1,04 |0,96 |0,67 |
|1992 / 1991 |1,03 |0,49 |0,79 |
|1993 / 1992 |1,00 |0,83 | |
* Рассчитано по данным: Народное хозяйство Украинской ССР в 1985 году.
Статистический ежегодник. К. Техника. 1986, с.37.
Народное хозяйство Украинской ССР в 1990 году. Статистический
ежегодник. К. Техника. 1991, с.13; 244.
Народное хозяйство Украины в 1991 году. Статистический
ежегодник.К. Техника. 1992,с.257;42;15
Народное хозяйство Украины в 1992 году. Статистический
ежегодник.К. Техника. 1993,с.243;26;14
Народное хозяйство Украины в 1993 году. Статистический
ежегодник.К. Техника. 1994,с.74;30;16
и со 127% роста, в период 1980-1985 гг., практически прекратилось в 1993г.,
что позволяет сделать вывод об абсолютном сокращении стоимости основных
фондов народного хозяйства Украины в последующий период, то есть выбытие
фондов будет превышать ввод.
Очевидно, что амортизация выполняет значительную роль в расширенном
воспроизводстве основных фондов. Об этом также свидетельствует
систематическое возрастание доли амортизационных отчислений в структуре
источников финансирования капитальных вложений в Украине в период до 1991
года . И явно ненормальным является положение, когда доля амортизации, в
общем объеме капитальных вложений, составляет 6-7%, как это сложилось в
Украине в последние годы. Необходимо отметить, что стабилизации ситуации
будет способствовать начавшееся с 1995г. прекращение изъятия с предприятий
25% амортизационных отчислений.
В хозяйстве Украины средняя фактическая норма реновационной амортизации
составляет 2,9%; срок полного восстановления стоимости основных фондов – 33
года. 1 Учитывая, что эти сроки значительно длиннее сроков обновления
продукции (норматива технического прогресса), то можно сделать вывод, что в
каждый отдельный момент амортизационный фонд на реновацию может превышать
реальную потребность в восстановлении фондов (а в отдельных случаях бывает
недостаточным). По расчетам, около ј реновационной амортизации, начисленной
на стоимость основных фондов, остается неиспользованной (при предположении,
что реновационная амортизация депонируется на счетах предприятий).
В этих условиях, кредит элиминирует влияние фактора времени в
формировании и использовании амортизации на реновацию. Учитывая
длительность срока износа основных фондов, амортизационный кредит также
является долгосрочным.
1 Народное хозяйство Украины в 1992 году. Статистический ежегодник. К.
Техника. 1993,с.6;26.
Формирование и использование прибыли, важнейшего ресурса капитальных
вложений, также связано с закономерностями кругооборота основных фондов. По
существу, темпы накопления сумм чистого дохода, предназначенных для
расширенного воспроизводства основных фондов, зависят от эффективности
всего инвестиционного процесса – выбора лучшего варианта капитальных
вложений, затрат на строительство и, наконец, фондоотдачи как результата
приложения средств труда в процессе производства. Чистый доход служит
показателем эффективности капитальных вложений, ибо новые капиталовложения
эффективнее предыдущих по показателям производительности труда,
себестоимости и т.п. По мере окупаемости вложений накапливается и
определенный резерв, предназначенный на расширение основных фондов путем
новых вложений.
Здесь, однако, следует иметь в виду особую роль финансовых сокращений
при формировании накопляемой части чистого дохода. С помощью финансовых
рычагов происходит распределение чистого дохода между государством и
предприятием, а внутри предприятия – между отдельными фондами накопления и
потребления. Во взаимоотношениях между государством и государственными
предприятиями отмечаются встречные потоки денежных средств; предприятия
отчисляют часть чистого дохода в форме налогов и платежей и, в свою
очередь, получают часть средств от государства в виде бюджетных
ассигнований и субвенций на капитальные вложения. Кроме того, на уровень
распределительных отношений влияет система так называемого
внутриотраслевого вторичного перераспределения прибыли на инвестиционные
цели.
В пределах остающейся на предприятиях части чистого дохода
распределение производится между фондами накопления, личного и
коллективного потребления. Размер конкретных отчислений прибыли на
капитальные вложения в фонды предприятия зависит от размеров прибыли и
нормативов распределения. Эти поступления представляют часть экономического
эффекта, который реализуется предприятием. Однако четкой экономической
связи между использованием имеющихся основных фондов и получаемой прибылью
нет. Ведь прибыль не отражает непосредственно уровня и динамики
эффективности производственных фондов и зачастую может возрастать лишь за
счет роста цен. Темпы роста прибыли также отражают рост фондоотдачи, ибо
масса прибыли возрастает в зависимости от структуры цен и от издержек на
производство.
Что касается реализации прибыли, то здесь следует иметь в виду многие
внешние условия, которые, в свою очередь, определяются реальным
соотношением между натурально-вещественной и денежной сторонами
воспроизводства. В случае, если единовременные капитальные вложения
превышают собственные накопления, то есть, образуется разрыв во времени
между окупаемостью вложений в действующие фонды и новыми вложения,
предназначенные для роста производства, создаются объективные условия
применения долгосрочного кредита (см. табл. 9).
В условиях рыночной экономики естественным является самостоятельное
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33