Рефераты. Инвестиции и структура экономики Украины






восточных и северо-восточных регионах Украины, делают их опасными с точки

зрения социально-политических последствий усиления структурной безработицы

при развитии рыночных отношений.

Второй фактор связан с государственными приоритетами во

внешнеэкономических связях. “Уход” Украины с рынков сбыта в республиках

бывшего СССР и попытка переориентироваться на рынки экономически развитых

государств, да еще при сохранении прежней ресурсно-сырьевой зависимости от

стран СНГ, не только не способствуют более быстрым прогрессивным сдвигам в

ее экономике, но и серьезно ухудшают торговый и платежный балансы Украины.

Эти два обстоятельства должны быть учтены при разработке стратегии

реформирования экономики Украины и ее реструктуризации в новых условиях.

В современных условиях стимулирование производственного накопления и

создание экономических предпосылок для структурных сдвигов в народном

хозяйстве может осуществляться по трем направлениям. Первый из них –

обеспечение необходимых предпосылок инвестиционной деятельности на

коммерческой основе прежде всего путем подавления инфляции (сокращение

бюджетного дефицита, кредитной эмиссии, существенное свертывание дотаций и

поддержки убыточных отраслей и предприятий). Здесь также необходимо

обеспечить открытость украинской экономики, что будет способствовать

преодолению ее монополизма, притоку инвестиций и получит поддержку

международных финансовых институтов. В то же время, наряду с позитивными

сдвигами в реформировании экономики, подобные меры повлекут за собой

серьезные социальные последствия – усиление безработицы, падение уровня

жизни.

Следующее направление стимулирования структурно-инвестиционной

деятельности осуществляется путем расширения денежного спроса за счет

государственного кредитования и капиталовложений в приоритетные сферы.

Такая стратегия предусматривает нацеленность на долгосрочные приоритеты

социально-экономического развития в условиях регулируемой инфляции. Однако,

в условиях разбалансированности народного хозяйства, финансовой

дестабилизации регулировать придется не “ползучую”, а гиперинфляцию,

обуздание которой отложится на более длительный срок, в течение которого

будет полностью подавлено производственное накопление на рыночной основе и,

кроме того, неизбежными будут социально-политические потрясения.

Исходя из вышеизложенного, наиболее оптимальным будет направление,

сочетающее в себе преимущества первого и второго и в то же время

сглаживающее их негативные результаты. Это означает сочетание подавления

инфляции и селективной государственной поддержки инвестиционной

деятельности в "точках роста", обеспечивающих необходимые структурные

изменения в экономике, а также в экспорте и импорте продукции.

Программа структурной перестройки экономики Украины должна представлять

собой комплекс целевых программ реструктуризации, проработанных до уровня

конкретных проектов, а также систему организационных и экономических

рычагов для их реализации.

Для финансирования приоритетных инвестиционных проектов за счет средств

государственного бюджета необходимо установить жесткий нормативный предел

его расходования на потребление. Следует разграничить государственный

бюджет на две части: бюджет потребления и бюджет развития. Бюджет

потребления должен быть построен по системе нормативов, определяющих

минимум бюджетной обеспеченности в части текущих и капитальных социальных

расходов на душу населения, а по некоторым статьям по типам объектов

расходования. Бюджетные доходы, получаемые сверх нормативных минимумов,

должны быть полностью или в подавляющей части направляться на

финансирование развития экономики.

Отраслевая реструктуризация означает рационализацию внутриотраслевой

структуры, избавление от неэффективных производств, повышение

конкурентоспособности и улучшение структуры продукции отрасли, замену

устаревших технологий на прогрессивные ресурсосберегающие технологии,

снижение техногенного воздействия на окружающую среду. Целями отраслевой

реструктуризации выступают:

- доведение отрасли до высокорентабельного функционирования или до

определенного уровня дотационности в случае сохранения

государственного регулирования цен на ее продукцию на начальной

стадии реформ;

- обеспечение конкурентоспособности продукции отрасли на внутреннем

рынке при снижении протекционистской защиты, а в дальнейшем - и на

внешнем рынке;

- активизация перелива капитала как в отрасли, так и между отраслями;

- экологизация производства.

Внутрипроизводственная реструктуризация означает проведение на уровне

хозяйствующих субъектов следующих мер:

- совершенствование производственной структуры в соответствии с

рыночным спросом;

- технико-технологическая реконструкция производства;

- оптимизация структуры выпускаемой продукции и повышение ее

конкурентоспособности;

- ресурсосбережение, минимизация и утилизация отходов производства.

Для проведения отраслевой и внутрипроизводственной реструктуризации в

базовых отраслях необходимо провести секторный анализ состояния и

перспектив развития отраслей, структурная модернизация которых потребует

существенной правительственной поддержки. К таким отраслям следует отнести:

электроэнергетику, топливный комплекс, черную и цветную металлургию,

основную крупнотоннажную химию, тяжелое машиностроение, военно-промышленный

комплекс, промышленность стройматериалов.

На основании секторного анализа под контролем Министерства экономики в

базовых отраслях должны быть разработаны программы структурной перестройки,

исходя из которых предприятия смогли бы подготовить собственные программы

внутрипроизводственной реструктуризации. Кроме того, проведение секторного

анализа и разработка программ с учетом перспектив изменения отраслевой

структуры экономики должны быть выполнены для отраслей производственной

инфраструктуры - железнодорожного и морского транспорта, грузовых

авиаперевозок, связи. В отраслевых программах для производств, не

выдерживающих конкуренции, необходимо указать ориентиры принудительного

свертывания-производства, а также экспортные квоты, устанавливаемые с

учетом перспективы реструктуризации конкретных предприятий (производств).

Разработку отраслевых и внутрипроизводственных программ реструктуризации

следует доводить до набора конкретных проектов, которые могут

финансироваться как независимо от государственного бюджета, так и за его

счет. Программы внутрипроизводственной реструктуризации должны

предусматривать также проработку тактики приватизации предприятий или

только изменение формы управления (корпоратизация), кроме тех

государственных предприятий, для которых на переходной период целесообразно

возродить централизованное управление (казенные предприятия).

Для реструктуризации и диверсификации производственных комплексов,

имеющих тесную взаимосвязь со смежными производствами, повышения степени

переработки продукции и конкурентоспособности базовых отраслей экономики,

целесообразно создавать объединения (консорциумы, финансово-промышленные

группы), в которые вошли бы как основные и обслуживающие их предприятия

отрасли, так и связанные с ними тесными хозяйственными связями предприятия

других отраслей, а также финансово-кредитные учреждения.

Основными функциями этих объединений станет инвестирование в совместные

проекты по структурной перестройке и диверсификации производства, взаимное

кредитование, осуществление внешнеэкономической деятельности. Общее

руководство указанными консорциумами или финансово-промышленными группами

будет осуществляться посредством входящих в него или специально созданных

банков (инвестиционных компаний) либо холдингов. Для этих целей

предварительно, без объединения все предприятия корпоратизируются.

Принадлежащие государству контрольные пакеты акций этих предприятий (25-

30%) передаются под трастовое управление финансово-кредитному учреждению,

входящему в состав финансово- промышленной группы.

Разработка программ структурной перестройки не должна замыкаться на

отраслевом уровне экономики, но должна носить и региональный характер.

Регионализация структурных программ должна осуществляться путем

разработки программ структурных изменений в экономике регионов,

потенциально опасных относительно роста структурной безработицы, создания

более благоприятного инвестиционного климата в этих регионах, развития

институтов, способствующих структурно-инвестиционной деятельности и

концентрации на приоритетных направлениях региональных инвестиционных

ресурсов.

В условиях дефицита государственного бюджета экономика испытывает

нехватку государственных капитальных вложений. Такие обстоятельства

вынуждают кардинально изменить инвестиционную стратегию государства и

развить соответствующую сеть государственных и смешанных институтов для

реализации этих программ.

Прежде всего необходимо четко разграничивать сферы приложения

государственных инвестиций. Они должны служить своеобразным катализатором

роста частных инвестиций и инвестиций частного сектора. “Государственные

капитальные вложения облегчают и стимулируют частные инвестиции. Такая

связь обнаруживается во всех странах.“ [20]

Прямые государственные инвестиции не должны направляться в нормально- и

высокоприбыльные предприятия и отрасли, за исключением тех случаев, когда

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.