Рефераты. Инвестиции и структура экономики Украины






предприятий, известных своей солидностью, движение нормы процента по

долгосрочным обязательствам (облигациям государства и штатов, а также по

облигациям и акциям производственных корпораций).

По всем этим данным, уровень процента по долгосрочному кредиту в США,

несмотря на некоторое повышение в 50е и 60е гг., оставался сравнительно

низким. Конечно, надо учитывать, что уровень процента лишь косвенно

свидетельствует о фактической эффективности производственных

капиталовложений и отражает большую или меньшую возможность найти капитал

для новых инвестиций. В быстро развивающихся отраслях фактическая

прибыльность капиталовложений гораздо выше уровня процента по долгосрочному

кредиту.

Положение стало меняться по мере роста инфляции, повышения уровня цен,

обесценения валют и девальвации доллара. При повышении уровня цен,

доходящем до 15% и более в год, в развитых странах представление кредита по

прежним ставкам стало невыгодным; оно не компенсировало даже обесценения

доллара и других валют. Ставки стали расти, и в 1974-1975 гг. они

составляли более 12%. Прибыли (до уплаты налогов) стали признаваться

приемлемыми, если они составляли не менее 20-25%. Только с конца 70х гг.

началось снижение уровня процента на капитал. В конце 70х он составил около

7% 3.

При определении наивыгоднейших инвестиций в пределах предприятия или

компании их руководство прибегает к различным методам расчета. На практике

большинство отдельных субъектов хозяйственной деятельности часто применяют

весьма грубые прикидки, основанные на опыте, догадках, предположениях,

сведениях о действиях конкурентов и т.п. Фирм, применяющих систематические

методы расчета, мало. Это обычно крупные фирмы, которые обладают лучшей

информацией и штатом специалистов. В задачу последних входит изучение

коньюнктуры рынка, развития техники и т.д. В США, например, имеются и

специальные консультативные фирмы, прогнозирующие изменения экономики,

спроса, цен. Все же и крупные предприятия явно предпочитают более

простые,понятные и доходчивые методы,не требующие дополнитель-

1 Юнайтед Стейтс Ньюс энд уорлд рипорт, 1986, 9 февраля 1986, с.57

2 там же

3 там же

ного времени,тем боллее что и при сложных расчетах часто приходится

исходить из весьма приближенных предпосылок и получаемое решение может

оказаться далеко не точным. В то же время условия меняющейся коньюнктуры и

конкурентной борьбы часто требуют принятия быстрых решений.

Накопленный опыт в деле регулирования инвестиционной деятельности может

быть использован в ходе начатых в Украине реформ, которые, в основном,

свелись к либерализации цен и которые привели к новым извращениям в

структуре экономики. Структура промышленного производства еще более

деформировалась: при его общем спаде в наибольшей степени сокращается

производство потребительских товаров. Структура экономики Украины, прежде

всего вследствие существующей ценовой, бюджетной и денежно-кредитной

политики изменяется только в худшую сторону. Повышения цен и пересмотры

заработной платы только усугубляют ситуацию. Меры экономической реформы,

проводимые под лозунгом приближения к лучшим мировым образцам, в

практической плоскости ведут к дальнейшему отдалению от этих образцов.

Поскольку перелив капитала, инвестиций в высокорентабельные, социально

ориентированные рыночные сферы не происходит, то и во всей структуре

экономики никаких положительных сдвигов нет.

Известно, что Украина унаследовала крайне устаревший производственный

аппарат, который находился в состоянии стагнации не меньше 20 лет. В 1996-

1990 гг. только 25% инвестиций направлялись на обновление производственных

фондов. Остальные же поддерживали базовый уровень производства

возрастающими объемами капитального ремонта.

Потребности экономики в воспроизводстве основных фондов удовлетворялись

лишь на 50%. В начале 90х гг., в срочной замене нуждалось более четверти

общего объема основных фондов и в том числе, около 40% машин и оборудования

1. Характерной чертой национальной экономики стало повышение показателя

износа действующих основных производственных фондов над показателем вводы

новых. Подобного положения нет ни в одной развитой стране мира.

Даже в предкризисный период структура валового и чистого накопления в

Украине почти полностью совпадала со структурой накопления, свойственной

для кризисных лет в США, а “обвальное” сокращение накопления, имеющее место

у нас в последние годы, можно сравнить только с великой депрессией в США в

1929-1934 гг. Опыт этой страны показывает, что без повышения нормы

производственного накопления, выйти из кризиса невозможно. Структурно-

технологическое обновление производственного потенциала происходит только

на основе роста нормы прибавочного продукта, накопления и инвестиций,

изменения модели воспроизводства производственных фондов.

Нужно иметь в виду: если мы даже остановим спад производства, но не

сделаем решительных шагов в ресурсосбережении, то эволюционные тенденции

почти не повлияют на увеличение национального дохода. При относительно

медленных изменениях в макроструктуре, должны происходить более интенсивные

изменения в микроструктуре, то есть замена одних изделий – на другие – под

рыночный спрос, что, в свою очередь, обратно воздействует и на изменения в

макроструктуре. Увеличение накопления позволит интенсифицировать выпуск

инвестиционных товаров.

Пока не достигнуто наращивание соответствующей массы финансового

капитала для инвестиций, структурная перестройка в экономике возможна за

счет маневра существующими инвестиционными ресурсами и совершенствования

механизма расширенного воспроизводства. Как следует из таблицы 4, в 1993 г.

капитальные вложения в народное хозяйство составили 14134 млн. (в ценах

1991 г.), в том числе 9611 млн. крб. (в ценах 1991 г.) – по объектам

производственного назначения. При этом

1 Дзись Г., Структурная перестройка экономики Украины, - Экономика

Украины, 1994, №6, с.17

Таблица 4.

Капитальные вложения в народнохозяйственный комплекс Украины в

1991 – 1995 гг. *

| |Годы |

|Показатели | |

| |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |

|Млн. крб. | | | | | |

|Капитальные вложения предприятий и | | | | | |

|организаций всех форм собственности|49713|31363|28103|21768|14134|

| | | | | | |

| | | | | | |

|В том числе: | | | | | |

|негосударственных |13562|8685 |9881 |7996 |5435 |

| | | | | | |

|за счет централизованных источников| | | | | |

|финансирования | |8740 |6183 |5007 |3533 |

| |13144| | | | |

|в объекты производственного | |20092|16593|14403|9611 |

|назначения | | | | | |

| |32872| | | | |

* Таблица составлена на основе данных: Статистический ежегодник Украины

за 1995 год.

К. Техника, 1996, с.273-274 (цифры приведены в ценах 1991 года).

финансирование за счет централизованных источников достигло 3533 млн. крб.

(в ценах 1991 г.) 1.

Как видим, преобладающая часть инвестиций формировалась на уровне

хозяйственных структур, тогда как в 1991 г. определяющую роль в

формировании инвестиционных ресурсов играло государство.

Перемещение инвестиционной деятельности из централизованных источников

в децентрализованные привело к некоторой потере управления инвестиционным

процессом, к стихийному формированию единичных и локальных программ

накопления и воспроизводства, к использованию на эти цели довольно

незначительных средств даже по сравнению с теми возможностями, которые есть

в распоряжении предприятий. Значительная часть децентрализованного

накопления не используется вследствие, во первых, опережающего подорожания

машин и оборудования, во-вторых, нехватки материальных ресурсов, в-третьих,

отсутствия надлежащих интересов и мотивации к быстрому технологическому

обновлению, ведь рыночные механизмы еще не действуют в полную силу,

кооперация с поставщиками энергоресурсов, сырья, материалов и комплектующих

изделий нарушена, надежных заказчиков нет. Поэтому значительная часть денег

остается нереализованной, а накопленные финансовые ресурсы в несколько раз

превышают реальный объем инвестиций. При надлежащей рыночной мотивации это

дает надежду на возможность не только поддерживать и развивать жизненно

необходимые инвестиционные структуры, но и активизировать сам

инвестиционный процесс.

Для этого необходимо по-настоящему включить регуляторы усиления

инвестиционной деятельности, стимулировать ее не только снятием налогов на

инвестиции, но и формированием достаточно крупных бюджетных и внебюджетных

инвестиционных и инновационных фондов, межотраслевой и межрегиональной

кооперацией и интеграцией, созданием наиболее благоприятных условий для

иностранных инвесторов. При этом на структурную перестройку в экономике

необходимо направлять не менее 50% долгосрочных кредитов банков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.