предприятий, известных своей солидностью, движение нормы процента по
долгосрочным обязательствам (облигациям государства и штатов, а также по
облигациям и акциям производственных корпораций).
По всем этим данным, уровень процента по долгосрочному кредиту в США,
несмотря на некоторое повышение в 50е и 60е гг., оставался сравнительно
низким. Конечно, надо учитывать, что уровень процента лишь косвенно
свидетельствует о фактической эффективности производственных
капиталовложений и отражает большую или меньшую возможность найти капитал
для новых инвестиций. В быстро развивающихся отраслях фактическая
прибыльность капиталовложений гораздо выше уровня процента по долгосрочному
кредиту.
Положение стало меняться по мере роста инфляции, повышения уровня цен,
обесценения валют и девальвации доллара. При повышении уровня цен,
доходящем до 15% и более в год, в развитых странах представление кредита по
прежним ставкам стало невыгодным; оно не компенсировало даже обесценения
доллара и других валют. Ставки стали расти, и в 1974-1975 гг. они
составляли более 12%. Прибыли (до уплаты налогов) стали признаваться
приемлемыми, если они составляли не менее 20-25%. Только с конца 70х гг.
началось снижение уровня процента на капитал. В конце 70х он составил около
7% 3.
При определении наивыгоднейших инвестиций в пределах предприятия или
компании их руководство прибегает к различным методам расчета. На практике
большинство отдельных субъектов хозяйственной деятельности часто применяют
весьма грубые прикидки, основанные на опыте, догадках, предположениях,
сведениях о действиях конкурентов и т.п. Фирм, применяющих систематические
методы расчета, мало. Это обычно крупные фирмы, которые обладают лучшей
информацией и штатом специалистов. В задачу последних входит изучение
коньюнктуры рынка, развития техники и т.д. В США, например, имеются и
специальные консультативные фирмы, прогнозирующие изменения экономики,
спроса, цен. Все же и крупные предприятия явно предпочитают более
простые,понятные и доходчивые методы,не требующие дополнитель-
1 Юнайтед Стейтс Ньюс энд уорлд рипорт, 1986, 9 февраля 1986, с.57
2 там же
3 там же
ного времени,тем боллее что и при сложных расчетах часто приходится
исходить из весьма приближенных предпосылок и получаемое решение может
оказаться далеко не точным. В то же время условия меняющейся коньюнктуры и
конкурентной борьбы часто требуют принятия быстрых решений.
Накопленный опыт в деле регулирования инвестиционной деятельности может
быть использован в ходе начатых в Украине реформ, которые, в основном,
свелись к либерализации цен и которые привели к новым извращениям в
структуре экономики. Структура промышленного производства еще более
деформировалась: при его общем спаде в наибольшей степени сокращается
производство потребительских товаров. Структура экономики Украины, прежде
всего вследствие существующей ценовой, бюджетной и денежно-кредитной
политики изменяется только в худшую сторону. Повышения цен и пересмотры
заработной платы только усугубляют ситуацию. Меры экономической реформы,
проводимые под лозунгом приближения к лучшим мировым образцам, в
практической плоскости ведут к дальнейшему отдалению от этих образцов.
Поскольку перелив капитала, инвестиций в высокорентабельные, социально
ориентированные рыночные сферы не происходит, то и во всей структуре
экономики никаких положительных сдвигов нет.
Известно, что Украина унаследовала крайне устаревший производственный
аппарат, который находился в состоянии стагнации не меньше 20 лет. В 1996-
1990 гг. только 25% инвестиций направлялись на обновление производственных
фондов. Остальные же поддерживали базовый уровень производства
возрастающими объемами капитального ремонта.
Потребности экономики в воспроизводстве основных фондов удовлетворялись
лишь на 50%. В начале 90х гг., в срочной замене нуждалось более четверти
общего объема основных фондов и в том числе, около 40% машин и оборудования
1. Характерной чертой национальной экономики стало повышение показателя
износа действующих основных производственных фондов над показателем вводы
новых. Подобного положения нет ни в одной развитой стране мира.
Даже в предкризисный период структура валового и чистого накопления в
Украине почти полностью совпадала со структурой накопления, свойственной
для кризисных лет в США, а “обвальное” сокращение накопления, имеющее место
у нас в последние годы, можно сравнить только с великой депрессией в США в
1929-1934 гг. Опыт этой страны показывает, что без повышения нормы
производственного накопления, выйти из кризиса невозможно. Структурно-
технологическое обновление производственного потенциала происходит только
на основе роста нормы прибавочного продукта, накопления и инвестиций,
изменения модели воспроизводства производственных фондов.
Нужно иметь в виду: если мы даже остановим спад производства, но не
сделаем решительных шагов в ресурсосбережении, то эволюционные тенденции
почти не повлияют на увеличение национального дохода. При относительно
медленных изменениях в макроструктуре, должны происходить более интенсивные
изменения в микроструктуре, то есть замена одних изделий – на другие – под
рыночный спрос, что, в свою очередь, обратно воздействует и на изменения в
макроструктуре. Увеличение накопления позволит интенсифицировать выпуск
инвестиционных товаров.
Пока не достигнуто наращивание соответствующей массы финансового
капитала для инвестиций, структурная перестройка в экономике возможна за
счет маневра существующими инвестиционными ресурсами и совершенствования
механизма расширенного воспроизводства. Как следует из таблицы 4, в 1993 г.
капитальные вложения в народное хозяйство составили 14134 млн. (в ценах
1991 г.), в том числе 9611 млн. крб. (в ценах 1991 г.) – по объектам
производственного назначения. При этом
1 Дзись Г., Структурная перестройка экономики Украины, - Экономика
Украины, 1994, №6, с.17
Таблица 4.
Капитальные вложения в народнохозяйственный комплекс Украины в
1991 – 1995 гг. *
| |Годы |
|Показатели | |
| |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |
|Млн. крб. | | | | | |
|Капитальные вложения предприятий и | | | | | |
|организаций всех форм собственности|49713|31363|28103|21768|14134|
| | | | | | |
|В том числе: | | | | | |
|негосударственных |13562|8685 |9881 |7996 |5435 |
|за счет централизованных источников| | | | | |
|финансирования | |8740 |6183 |5007 |3533 |
| |13144| | | | |
|в объекты производственного | |20092|16593|14403|9611 |
|назначения | | | | | |
| |32872| | | | |
* Таблица составлена на основе данных: Статистический ежегодник Украины
за 1995 год.
К. Техника, 1996, с.273-274 (цифры приведены в ценах 1991 года).
финансирование за счет централизованных источников достигло 3533 млн. крб.
(в ценах 1991 г.) 1.
Как видим, преобладающая часть инвестиций формировалась на уровне
хозяйственных структур, тогда как в 1991 г. определяющую роль в
формировании инвестиционных ресурсов играло государство.
Перемещение инвестиционной деятельности из централизованных источников
в децентрализованные привело к некоторой потере управления инвестиционным
процессом, к стихийному формированию единичных и локальных программ
накопления и воспроизводства, к использованию на эти цели довольно
незначительных средств даже по сравнению с теми возможностями, которые есть
в распоряжении предприятий. Значительная часть децентрализованного
накопления не используется вследствие, во первых, опережающего подорожания
машин и оборудования, во-вторых, нехватки материальных ресурсов, в-третьих,
отсутствия надлежащих интересов и мотивации к быстрому технологическому
обновлению, ведь рыночные механизмы еще не действуют в полную силу,
кооперация с поставщиками энергоресурсов, сырья, материалов и комплектующих
изделий нарушена, надежных заказчиков нет. Поэтому значительная часть денег
остается нереализованной, а накопленные финансовые ресурсы в несколько раз
превышают реальный объем инвестиций. При надлежащей рыночной мотивации это
дает надежду на возможность не только поддерживать и развивать жизненно
необходимые инвестиционные структуры, но и активизировать сам
инвестиционный процесс.
Для этого необходимо по-настоящему включить регуляторы усиления
инвестиционной деятельности, стимулировать ее не только снятием налогов на
инвестиции, но и формированием достаточно крупных бюджетных и внебюджетных
инвестиционных и инновационных фондов, межотраслевой и межрегиональной
кооперацией и интеграцией, созданием наиболее благоприятных условий для
иностранных инвесторов. При этом на структурную перестройку в экономике
необходимо направлять не менее 50% долгосрочных кредитов банков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33