1%. 1
1 По данным Министерства статистики Украины.
Развитие научно-технического потенциала – только одно из слагаемых
научно-технического прогресса. Не менее важную роль в нем играет
совершенствование технического уровня функционирующих в стране
производительных сил.
Возможность технического перевооружения производства и ускорение темпов
технического прогресса в Украине связано с использованием технических,
организационных и производственных достижений экономически развитых стран.
Влияние научно-технической революции в данной случае довольно
противоречиво. С одной стороны, имеется возможность получить в готовом виде
с мирового рынка такую технику, технологию, знания, которые значительно
превосходят все реальные возможности местного производства и могут стать
важным фактором ускорения развития. С другой стороны, возникает
технологическая зависимость.
Без приобщения к современному научно-техническому прогрессу Украина
останется в состоянии экономической отсталости, которая будет неизбежно
усугубляться. Но, одновременно с этим, распространение современной техники
и технологии невозможно вследствие нынешней финансовой стесненности,
отсталой структуры экономики.
В Украине невозможно добиться более или менее равномерного подъема
экономики, опираясь только на последние достижения научно-технического
прогресса, на это просто не хватит финансовых ресурсов. Обеспечить динамизм
всего хозяйства, при ограниченных ресурсах, можно, только используя все
технические средства, прогрессивные по отношению к уровню развития
Важным шагом в осуществлении реструктуризации украинской экономики
является предоставление адресной финансовой помощи научным учреждениям и
проектно-конструкторским организациям, работающим над новейшими научно-
техническими разработками, а также кредитной помощи государственным и
другим предприятиям, работа которых касается приоритетных направлений
производства и свидетельствует о высокой конкурентной способности продукции
на внутреннем и внешнем рынках.
В деле поддержки структурных преобразований необходимо исходить из
принципа финансовой поддержки прежде всего жизнеспособных производственных
структур, предприятий и организаций, которые уже адаптировались к новым
реалиям экономической жизни, способны эффективно использовать средства и на
этой основе в течение кратчайшего времени увеличить объемы производства.
Особое значение приобретает вопрос перепрофилирования, консервации, а в
отдельных случаях и закрытия неэффективных производственных структур.
Должна быть упрощена процедура банкротства, цель которой – дать возможность
кредиторам конфисковать отдельные активы предприятий-банкротов.
В обеспечении широкого комплекса структурных преобразований в
национальной экономике, интеграции финансового и промышленного капитала и
активизации на этой основе инвестиционного процесса особое значение
приобретают финансово-промышленные группы, которые будут играть ведущую
роль решении наиболее сложных задач переустройства украинской экономики.
Рассматривая основные начала инвестиционной деятельности на ближайшую
перспективу, следует иметь в виду, что Украина сама может выступать
солидным инвестором за границей. Ее инвестиционный сектор уже сегодня, а
тем более в будущем, может занять важные позиции на рынках капиталов других
стран. Прежде всего в таких традиционных для нас отраслях как металлургия,
электроэнергетика, гидротехническое и гидромелиоративное строительство,
строительство магистральных трубопроводов, автомобильных и железнодорожных
путей, морских портов и терминалов и т.п.
Основной целью структурной перестройки народнохозяйственного комплекса
Украины должна выступать адаптация его производственных структур к условиям
экономической самостоятельности и рыночных механизмов, а также постепенная
интеграция в мировой рынок.
Главным критериям формирования новой отраслевой структуры экономики
должно стать обеспечение оптимального использования наличных ресурсов при
максимально возможных темпах экономического роста. Учитывая накопленный
Украиной производственный, кадровый и научно-технический потенциалы,
необходимо, чтобы структурная перестройка ее экономики была ориентирована
на создание достаточно полных многоотраслевых хозяйственных комплексов. Но
при этом целевые установки по созданию таких комплексов, в конечном итоге,
должны быть направлены не на достижение самообеспеченности по большинству
видов потребляемой продукции, а на освоение новых перспективных и
конкурентоспособных производств для использования преимуществ
международного разделения труда и углубления интеграции в мировую
экономическую структуру. Это означает, что появление новых производств,
обновление и диверсификация существующих, должны, в конце концов, привести
к расширению объема, ассортимента и качественному улучшению экспортно-
импортных операций.
Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, сводятся к
следующему:
- уменьшение зависимости от импорта стратегических ресурсов и товаров,
улучшение платежного баланса за счет приоритетного развития отраслей
и производств по выпуску конкурентоспособной продукции,
стимулирование снижения ресурсоемкости производства;
- сдерживание структурной безработицы и падения реальной заработной
платы путем создания новых рабочих мест, конкурентоспособных
производств и отраслей;
- блокирование структурных факторов инфляции посредством увеличения
товарного покрытия платежеспособного спроса, содействия конкуренции
и демонополизации производства;
- создание организационно-экономических условий для экологизации
производства, рационального использования природных ресурсов;
- увеличение доли производственного накопления в национальном доходе,
реструктуризация экономики с учетом требований научно-технического
прогресса;
- преодоление кризиса неплатежей и обеспечение финансовой
стабилизации.
В настоящее время, формируемые в Украине структурно-инвестиционные
программы государства должны быть сориентированы на следующих основных
направлениях:
- развитие сферы услуг, в том числе, кроме совершенствования
традиционных, новых отраслей: информационной, научно-технической,
коммуникационной, финансовой;
- предотвращение развала социальной инфраструктуры и строительной
базы;
- агропромышленный комплекс (развитие инфраструктуры для аграрного
производства, перерабатывающих производств, сельскохозяйственного
машиностроения, химических препаратов для сельского хозяйства,
внедрение новых технологий и подготовка кадров для сельского
хозяйства, развитие социальной инфраструктуры на селе;
- развитие собственной энергетической и сырьевой базы, снижение
ресурсоемкости производства;
- расширение объемов выпуска и ассортимента товаров массового спроса,
медикаментов и медицинской аппаратуры;
- укрепление экспортного потенциала, освоение конкурентоспособных
импортозаменяющих производств, создание и развитие производств,
основанных на передовых достижениях отечественной науки;
- поддержание мощностей и обновление ассортимента выпуска продукции
отраслей, формирующих базу технического обновления народного
хозяйства, на уровне, достаточном для проведения реконструкции и
перевооружения народного хозяйства;
- свертывание деятельности производств экономически неперспективных и
экологически вредных.
На последующих этапах предстоящей перспективы, инвестиционными
приоритетами государства должны выступать:
- формирование законченных многоотраслевых комплексов на базе более
углубленной обработки сырья и выпуска продукции на уровне мировых
стандартов;
- привлечение капиталов, в том числе и иностранных, для развертывания
высокотехнологичных производств и современной инфраструктуры;
- перевооружение базовых отраслей и производственной инфраструктуры на
основе достигнутого мирового технико-технологического уровня и
превосходящего его;
- ускоренное развитие социальной инфраструктуры и сферы услуг.
В настоящее время, рынок характеризуется высокой степенью монополизма,
ярко выраженной отраслевой сегментированностью, с преобладанием отраслей
тяжелой и военной промышленности, технологической отсталостью и
изношенностью производственного аппарата, экологической и экономической
неэффективностью производства, а также неудовлетворительным реагированием
хозяйствующих субъектов на рыночные сигналы в силу неразвитой рыночной
инфраструктуры и преобладающих стереотипов нерыночного экономического
поведения людей. Все эти явления нынешнего состояния украинской экономики
являются ограничивающими факторами при разработке моделей реформирования
структуры ее народнохозяйственного комплекса.
Значительное влияние на возможность и стратегию структурной перестройки
экономики Украины оказывают социально-политические факторы, среди которых
следует выделить два. Первый связан с неудовлетворительным материальным
положением населения и спецификой территориального размещения
производственного потенциала. То, что существенная доля индустрии, причем
преимущественно тяжелой и военно-промышленного комплекса, расположена в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33