Рефераты. Набор ответов для экзаменов по философии






под влиянием потребностей общественно-исторической практики, дав мощный

импульс развитию естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного

естествознания нового времени.

Вопрос №8 Философия XVII века и научная революция.

Развитие опытного знания требовало замены схоластического метода

мышления новым, непосредственно обращенным к реальному миру. В иной

атмосфере возрождались и развивались принципы материализма и элементы

диалектики. Растущие знания о природе подтверждали истинность материализма

и опровергали исходные положения идеализма. Однако материализм того времени

был механистическим и метафизическим. Поскольку другие науки, например

химия и биология, находились еще в зародышевом состоянии, то естественно,

что точка зрения наиболее разработанных в то время наук — механики и

математики — казалась всеобщей. В механике видели мыслители ключ к тайнам

всего мироздания. Применение механического метода вызвало поразительный

прогресс в познании физического мира. Представление о механической

обусловленности явлений особенно упрочилось под мощным влиянием открытий

Ньютона, в воззрениях которого механическая причинность получила глубокое

математическое обоснование. Однако, зная движение, механика не знает

развития. Поэтому метод мышления философов и был тогда по преимуществу

метафизическим.

Английский философ Ф. Бэкон (1561 - 1626) — родоначальник материализма

нового времени. Он считал, что философия должна носить, прежде всего,

практический характер — там, где она остается умозрительной (схоластичной),

она неистинна. Схоластик, говорил Бэкон, плетет какую-нибудь научную ткань,

бесспорно удивительную по тонкости нити и по тонкости работы, но совершенно

пустую и ни на что непригодную. Именно он возжег факел новой науки —

методологию экспериментального естествознания, которую он утверждал как

залог будущего могущества человека, его господства над природой. А

господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам. Выводы

науки должны основываться на фактах и от них идти к широким обобщениям.

Экспериментальному знанию соответствовал введенный Бэконом индуктивный

метод, состоящий из наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Но опыт

может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание будет свободно от

ложных «призраков». «Призраки рода» — это ошибки, вытекающие из того, что

человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; «призраки пещеры»

заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания,

вкусов, привычек отдельных людей; «призраки рынка» — это привычки

пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без

критического к ним отношения; «призраки театра» связаны со слепой верой в

авторитеты. Не ссылаться ни на какие авторитеты — таков был принцип науки

нового времени, взявшей в качестве девиза изречение Горация: «Я не обязан

клясться ничьими словами, кто бы он ни был». Истинную связь вещей Бэкон

видел в определении естественной причинности. Однако обращает на себя

внимание «теологическая непоследовательность» Бэкона, который, провозглашая

материалистические принципы, допускал существование бога и в общем

идеалистически толковал закономерности общественной жизни.

В лице английского философа Т. Гоббса (1588 - 1679) материализм Бэкона

нашел своего защитника и продолжателя. Материя, по Гоббсу, вечна, а

отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как перемещение

тел в пространстве, то есть как механическое движение, и уподоблял

механизму не только все тела природы, но и человека и общество. В отличие

от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал ее несовместимой с

наукой, хотя в своих взглядах на религию был непоследователен: он оставил

ей место в жизни общества как средству «обуздания масс». Кроме того,

метафизичность материализма Гоббса выразилась, в частности, и в том, что в

своей трактовке движения как результата столкновения двух тел он

практически склонился к теории первотолчка, совершенного богом (деизм).

Считая, что все знания добываются с помощью ощущений, Гоббс тем не менее в

своей гносеологии подчеркивал важное значение разума, особенно его

математических операций.

Если Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного

исследования природы, а Гоббс несколько расширил эмпиризм Бэкона за счет

математики, то французский ученый и философ Р. Декарт (1596 - 1650),

напротив, поставил на первое место разум, доведя роль опыта до простой

практической проверки данных интеллекта. Он стремился разработать

универсальный метод для всех наук, исходя из теории рационализма,

предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во

многом определяют результаты познания. К числу врожденных идей он относил

большинство оснований математики и логики (например, «две величины, равные

третьей, равны между собой»). Воззрения Декарта на природу носили

механистический характер: Вселенная — это огромный механизм. Она изменчива

и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс к существованию и

развитию мира дает бог, но впоследствии его развитие определяется

самостоятельной творческой силой материи. Декарт одним из первых

разработал, хотя и на механистической основе, идеи эволюции и провел их

через все области учения о природе — от образования светил и планет до

возникновения растений, животных и человека. Образование звезд и планетных

систем осуществлялось, по Декарту, благодаря вихревому движению материи:

мировая материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до

бесконечности. Здесь Декарт одним из первых вплотную подошел к идее о

материальном единстве универсума. Материя находится в непрерывном

количественном и качественном движении, определяемом универсальными

законами механики. Тем же законам подчиняется и органический мир: животные

— это сложные машины. Человек же, в отличие от животных, обладает разумом и

речью, что выходит за пределы действия законов механики. Для объяснения

этих явлений Декарт вынужден был допустить наряду с материальной

субстанцией, понимаемой им как протяженность, существование бога и

производной от него духовной, мыслящей субстанции — души. Характерной

чертой философии Декарта является, таким образом, дуализм.

Первым вопросом философии для Декарта был вопрос о возможности

достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого

может быть получено такое знание. В решении этого вопроса ему пришлось

преодолеть философский скептицизм. Природа познания состоит в том, что

именно требование сомнения, распространяющегося на всякое знание, приводит

к утверждению возможности достоверного знания. Поняв, что, быть может, меня

обманывает злой и хитрый демон или другой какой обманщик, рассуждает

Декарт, я начинаю во всем сомневаться. Но при этом я не могу сомневаться в

том, что я сомневаюсь, что существует мое сомнение, мысль. Отсюда

знаменитое изречение Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую!» Через

достоверность мысли и бытия мыслящего существа он идет к достоверности

бытия вещей.

Метод научного познания Декарта называется аналитическим, или

рационалистическим. Этот метод требует ясности и непротиворечивости

операций самого мышления (что обеспечивается математикой), расчленения

объекта мышления на простейшие элементарные части и сначала изучения их в

отдельности, а затем — движения мысли от простого к сложному. И не нужно

полагать человеческому уму, говорил Декарт, какие бы то ни было границы:

нет ничего ни столь далекого, чего нельзя было бы достичь, ни столь

сокровенного, чего нельзя было бы открыть.

Материалистическую сторону учения Декарта развил нидерландский философ

Б. Спиноза (1632 - 1677), противопоставивший дуализму материалистический

монизм. Он решительно отвергал представление о мышлении как об особой

субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама

через себя. Бог, идеальное и материальное слились у Спинозы в единую

бесконечную субстанцию (натуралистический пантеизм). Спиноза утверждал, что

существует единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является

причиной самой себя (Спиноза) и не нуждается ни в каких других причинах.

Бог Спинозы неотделим от природы и полностью лишен качеств личности.

Необходимость причин и следствий, проистекающая из внутренних законов

единой субстанции,— вот единственный принцип мирового порядка. Единая

субстанция обладает двумя познаваемыми атрибутами, то есть неотъемлемыми

свойствами — протяжением и мышлением. Наряду с протяжением материя, начиная

от камня и кончая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной

степени: человеческое мышление лишь частный случай мышления вообще. А это

есть гилозоизм. Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы.

В этом состоит монизм Спинозы. Отсюда принцип познаваемости мира и глубокий

вывод: порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. Мышление тем

совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, то

есть чем активнее субъект. Мера совершенства мышления определяется мерой

его согласия с общими законами природы, а подлинными правилами мышления

являются верно, познанные общие формы и законы мира. Понимать вещь —

значит, видеть за ее индивидуальностью универсальный элемент, идти от

модуса к субстанции. Разум стремится постичь в природе внутреннюю гармонию

причин и следствий. Эта гармония постижима, когда разум, не довольствуясь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.