Рефераты. Набор ответов для экзаменов по философии






материя есть все то, что воздействует каким-либо образом на органы чувств.

Религию они рассматривали как духовное оружие порабощения народа и опору

тирании. Путь освобождения людей от религии и суеверий лежит через

просвещение. Здесь они были близки к принципам атеизма и пониманию

необходимости революционного преобразования общественной жизни: если

человек, его личные качества зависят от окружающей среды, то и его пороки

также являются результатом влияния этой среды. Чтобы переделать человека,

освободить его от недостатков, развить в нем положительные стороны,

необходимо преобразовать окружающую и прежде всего общественную среду. Эта

доктрина сыграла огромную роль в философском обосновании идей социалистов-

утопистов.

Вопрос №9 Философия эпохи Просвещения и метафизический материализм

ПРОСВЕЩЕНИЕ, политическая идеология, философия и культура эпохи

крушения феодализма и утверждения капиталистического общества. Термин

«Просвещение» впервые употреблён Вольтером и Гердером; в 1784 в ст. «Ответ

на вопрос, что такое Просвещение?» Кант предлагал рассматривать Просвещение

как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой

состоит в широком использовании человеческого разума для реализации

социального прогресса. Считая Просвещение выражением родовой сущности

человечества, Кант был убеждён, что успешное развитие и применение разума

возможно при условии преодоления всех форм несвободы путём длительного

морального совершенствования человеческого рода. Отстаивая неотъемлемое

право человечества на свободное пользование достижениями культуры, Кант,

однако, отрицал необходимость революции уничтожения социальных учреждений,

препятствующих развитию Просвещению. Гегель характеризовал Просвещение как

рационалистическое движение 18 в. в области культурной и духовной жизни,

основанное на отрицании существующего способа правления, государственного

устройства, политической идеологии, права и судопроизводства, религии,

искусства, морали.

К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали Просвещение как буржуазно-

демократическую идеологию, а деятелей Просвещения как мыслителей,

осуществлявших идеологическую подготовку буржуазной революции.

Составной частью Просвещения была передовая философия 18 — нач. 19 вв.,

теоретически обосновывавшая необходимость социальных преобразований.

Конкретной разновидностью философии Просвещения явилась «деистская форма

материализма» представители которой (Вольтер, Робине, Вольф, Я. Снядецкий,

Д. С. Аничков) исходили из метафизической онтологии конечного мира,

абсолютного дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и

целесообразности. В гносеологии деисты, как правило, разделяли

идеалистическую теорию врождённых идей, рационалистическую концепцию

совпадения логического и реального следования, идею субстанциональности

души и некоторые положения агностицизма. Отвергая средневековую схоластику,

разоблачая исторические религии, фанатизм и нетерпимость католической

церкви, христианскую нравственность и догматы откровения, деисты

рассматривали бога в качестве разумной первопричины мира, а «естественную

религию» в качестве социального регулятора исторического процесса (М.

Тиндаль, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. П. Пнин, А. С. Лубкин). Критика

феодализма привела деистов эпохи II. к отрицанию теологического объяснения

исторического процесса и утверждению рационалистической теории

общественного договора, методология которой строилась на антиисторическом

представлении о неизменной сущности абстрактного человека (Руссо,

Джефферсон, В. В. Попугаев).

Рассматривая человеческую историю как последовательность движение от

первобытного варварства к позднейшей цивилизации, большинство просветителей

не понимало исторически прогрессивной сущности различных ступеней

человеческой истории, разрывало единую цепь исторического развития,

оценивало современность по идеалам зарождающегося буржуазного общественного

устройства.

Другая историческая форма философии Просвещения — материализм 18 в.—

формировалась путём философской критики теоретических основ деизма на базе

материалистического естествознания Коперника, Галилея, Декарта, Ньютона и

способствовала формированию материализма 18 в. В решении основного вопроса

философии материалисты эпохи Просвещения (Мелье, Дидро, Гольбах, Форстер,

Радищев) отвергли субъективный идеализм Беркли и предприняли

естественнонаучное обоснование концепции материи как объективной

реальности, атрибутами которой являются движение, вечность во времени и

бесконечность в пространстве. Рассматривая природу как организованное

системное целое, естественные причинно-следственные связи и законы которой

являются выражением онтологической целостности мира, они считали жизнь и

сознание функцией определения организации материи, сформировавшейся в

результате длительного исторического развития. Критика преформистской

концепции целостности, идея уровней организации материи, разрушение

креационизма и телеологии, возникновение теории эпигенеза, естественного

отбора означали, что в решении фундаментальных философских проблем

материалисты 18 — нач. 19 вв. приближались к диалектическому пониманию

природы. В теории познания материалисты-просветители отвергли агностицизм,

картезианскую концепцию врождённых идей (включая идею бога) и

последовательно развивали основные положения материалистического

сенсуализма. Применение принципов материализма, привело некоторых

просветителей к признанию закономерного характера исторического процесса,

исторической эволюции, исторического прогресса и пониманию внутренней связи

и взаимозависимости между эпохами человеческой истории, осознанию единства

природы и общества, роли экономической деятельности людей и народа как

субъекта исторического движения. По мере обострения классовых противоречий

зарождающегося буржуазного общества в общественно-политической мысли

Просвещения появились антибуржуазные эгалитаристские утопии, а затем и

программа утопического коммунизма (Мелье, Морелли, Дешан, К. Фрелих, X.

Каменьский), содержавшая критику классового общества и выражавшая интересы

«...того класса, который был более или менее развитым предшественником

современного пролетариата».

Вопрос №10 Немецкая классическая философия

В конце XVIII и начало XIX в. Германия, преодолевая экономическую и

политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции.

Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения

естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия,

продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области

математики, позволившие понять процессы в их точном количественном

выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей

средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также

теории развития человеческого общества — все это со всей остротой и

неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод

познания действительности.

Одним из величайших умов человечества, основоположником классического

немецкого идеализма, возродившим идеи диалектики, был И. Кант (1724 -

1804). Именно с Канта началась философия нового времени. Разработанная им

концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой, туманности

до сих пор является одной из фундаментальных научных идей в астрономии.

Своими естественнонаучными работами Кант, но словам Энгельса, пробил первую

брешь в метафизическом объяснении природы: он сделал попытку приложить

принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но

и к истории ее возникновения и развития. Он, кроме того, выдвинул идею

распределения животных, но порядку их возможного происхождения, а также

идею о естественном происхождении человеческих рас.

Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия,

морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей

человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия

познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу

знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но

они же суть и не переходимые границы достоверного знания. Кант различал

воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по

себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как

он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены),

составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия «вещей

самих, но себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот

хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами

природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, то есть

наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует

независимая от человеческого сознания сущность вещей — «вещи сами по себе».

Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть

умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял

безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру

догматизмом. В принципиальной ограниченности человеческого познания он

видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен

абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при

выполнении нравственного долга.

Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.