Рефераты. Набор ответов для экзаменов по философии






заключают в себе аспекты объективного отражения реальных связей, в которые

включен человек; с другой стороны, они фиксируют объективное отношение

человека к миру.

Таким образом, гносеология прежде всего подчеркивает объективную

обусловленность эмоций, страстей человека, причем в данном случае особую

роль играют вполне конкретные обстоятельства: реальные, исторические,

социальные, классово-групповые факторы, а также многие обстоятельства,

относящиеся к конкретному контексту человеческого общения. Далее,

гносеология исследует особенность субъективного момента, заключенного в

эмоциях. Эмоции могут существовать в виде непосредственных, очень быстрых и

полубессознательных реакций индивида; они могут выступать и в виде очень

сложных чувственных образований, весьма развитых, воспитанных всем

богатством человеческой культуры, то есть в виде подлинно человеческих

чувств. Эмоции являются активным, четким выражением отношения человека к

тому или иному явлению. Такое отношение всегда в явной или скрытой форме

содержит в себе момент оценки и связано с применением понятий, подобных

понятиям «хорошее», «доброе», «злое», «справедливое» или «несправедливое»,

«красивое» и т. д. Такие понятия в современной литературе часто именуются

ценностями, ценностными понятиями. Вполне понятно, что представления о

добре и справедливости не являются чисто индивидуальными, но связаны с

исторической эпохой, с принадлежностью человека к группе и классу. Значит,

рассматривая особенности субъективного аспекта эмоций, мы обнаруживаем их

зависимость от человеческого общества, от истории и культуры. А это в свою

очередь снова свидетельствует о наличии в эмоциях объективного социально-

исторического содержания и объективной информации.

Итак, главные элементы чувственной деятельности и чувственного познания

— ощущения, восприятия, представления, эмоции.

Таким образом, чувственное познание рассматривалось метафизическим

материализмом как совершенно самостоятельный этап познания, механизм

которого, как считали эти философы, состоит во взаимодействии двух

различных физических природных объектов (вещь природы и органы чувств

человека). При этом все функциональные элементы чувственно-образной формы

познания — ощущения, восприятия, представления — также представали в

качестве совершенно самостоятельных, последовательно «примыкающих друг к

другу» реальных этапов познавательной деятельности. Мышление, согласно

представлению метафизических материалистов, лишь «надстраивается» над

результатами и формами чувственного познания. Они не видели, что в каждом

акте познавательной деятельности общественно-исторического человека

реально, на деле всегда имеет место сложное диалектическое взаимодействие,

взаимоотношение чувственно-образных форм освоения действительности

(совокупность этих форм в философии нередко называется опытом, эмпирией) и

форм мыслительной деятельности, то есть деятельности, направленной на

образование понятий, абстракций, умозаключений, идей и систем идей

(совокупность этих форм в философии получила наименование «рациональной»

деятельности, от латинского «ratio» — разум).

Процессы чувственного восприятия, которые могут показаться весьма

простыми (эта кажимость и ввела в заблуждение метафизических

материалистов), на самом деле очень сложны. Верно, что при рассматривании

определенного предмета, например этой комнаты, этого стола, этого дома и т.

п., в дело включаются органы зрения. Но только ли они? Мы смотрим на этот

предмет, и наше видение (как и слышание, осязание, обоняние) тесно,

неразрывно связано с нашим отношением к данному предмету. Мы воспринимаем

его как красивый или безобразный, симметричный или асимметричный, приятный

или неприятный, полезный или вредный.

Рациональное познание

При рассмотрении чувственного познания, то есть познания, включенного в

материально-предметную деятельность, была показана его зависимость от

языка, от понятийного мышления. Что же такое понятия, как они формируются?

В самом общем виде ответ таков.

В ходе физического воздействия на конкретные предметы и явления, в ходе

их использования и преобразования, в процессе создания и изменения

общественных отношений человечество приобретает многообразные знания об

отношениях. Выявляются отношения между различными типами и видами

материальных объектов и процессов, между различными свойствами объектов и

т. д.; осуществляется также познание общественных отношений. Отношения

вещей, явлений, процессов многообразны и соответственно многоразличны

знания об отношениях. Это могут быть, например, знания об отношениях между

свойствами железа, из которого делается топор, и дерева, которое топор

может разрубить. Но это могут быть и более сложные знания отношений между

массой и ускорением тела, отношений между элементарными частицами внутри

атома или, наконец, знания об отношениях феодала и крепостного, капиталиста

и наемного рабочего.

Поскольку знание направлено на выявление отношений между свойствами

предметов, между самими предметами и процессами, данные отношения

становятся объектами познания. Но что это означает для понимания процесса

познания, и в частности для понимания механизмов возникновения понятий и их

роли в познании?

Человек при помощи своей мысли выделяет, как бы обособляет от целостных

конкретных предметов такие отношения, которые объективно, сами по себе,

помимо материальных предметов, и в качестве каких-то особых предметов не

существуют. Но они оказываются важными для жизни и деятельности человека и

человечества, а поэтому становятся специальными объектами его

познавательной деятельности. Эти объекты, выделенные и познанные человеком,

выражаются и фиксируются в словах-понятиях, подобных словам: «дом»,

«человек», «красное», «красота» и т. д.

Процессы, в ходе которых постепенно и последовательно образуются

понятия, отражающие общие свойства предметов и явлений окружающего мира,

измеряются многими столетиями и уходят в глубь веков. Прежде чем знание о

тех или иных отношениях приобретает обобщенную форму и благодаря этому

приобретает понятийное выражение, должны миллиарды раз осуществляться

процессы сопоставления, сравнения, различения, мысленного «рассечения» и

физического видоизменения объектов. Должны остаться в стороне все моменты,

несущественные, второстепенные для данного отношения, для данной связи. В

процессе человеческой деятельности знания должны быть освобождены и от

чисто личных, индивидуальных моментов (чувства, переживания конкретных

субъектов, их сугубо индивидуальные цели). Знание должно приобрести

обобщенную форму и в том смысле, что в нем должны найти выражение общие

объективные отношения, и в том смысле, что оно так или иначе должно

приобрести объективное значение для множества людей. В этом случае

результатами практической деятельности становятся не только конкретные

предметы и явления, вновь созданные или преобразованные, но также и

понятия, возникшие в ходе процесса и от него на данной стадии неотделимые.

Затем созданные в ходе практической деятельности понятия становятся важным

компонентом и формой этой деятельности. В последующих процессах

использования они проверяются, уточняются и видоизменяются благодаря

постоянному сопоставлению с конкретными объектами и отношениями,

принадлежащими к данному типу.

В процессе исторического развития практики деятельность по образованию

и использованию понятий, первоначально включенная в непосредственную

практическую деятельность и существовавшая только в этом виде, приобретает

более сложные формы, а затем выделяется — очень медленно и постепенно — в

самостоятельную деятельность.

Материалистическая теория познания подчеркивает и показывает, что

особые идеальные объекты познания, подобные числам, первоначально возникли

в процессе сопоставления, измерения, перерасчета и т. д. материальных

объектов, то есть что процесс практической деятельности человека в

объективном мире был здесь исходным и первичным. Марксистско-ленинская

гносеология одновременно показывает, что подобные объекты являются

совокупным результатом длительной, уходящей в глубь веков совместной

практики людей, результатом общественно-исторического процесса. В ходе

этого процесса люди сначала научились сопоставлять, измерять определенные

материальные объекты, потом уловили общность между своими действиями,

направленными на измерение и пересчет различных объектов, и, подвергнув

анализу эти действия, установили количественные отношения между самими

материальными объектами. В их сознании сформировались знания о

количественных отношениях, которые приобрели обобщенную форму, знаковое

выражение и стали важнейшим фактором дальнейшей совместной практической

деятельности. Лишь впоследствии выделились особые группы людей, которые

стали носителями знания о количественных отношениях и накопили специальные

навыки работы с числами. Эти люди сначала занимались измерением земельных

участков, подсчетом предметов и вещей, предназначенных для распределения

между членами общины или для торговли и обмена; от этой деятельности лишь

на сравнительно позднем этапе развития обособился тип деятельности,

непосредственным и основным объектом которой стали сами числовые и

геометрические отношения, рассматриваемые и изучаемые уже отдельно от

исчисляемых и измеряемых предметов. Так возникла математика, древнейшая из

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.