заключают в себе аспекты объективного отражения реальных связей, в которые
включен человек; с другой стороны, они фиксируют объективное отношение
человека к миру.
Таким образом, гносеология прежде всего подчеркивает объективную
обусловленность эмоций, страстей человека, причем в данном случае особую
роль играют вполне конкретные обстоятельства: реальные, исторические,
социальные, классово-групповые факторы, а также многие обстоятельства,
относящиеся к конкретному контексту человеческого общения. Далее,
гносеология исследует особенность субъективного момента, заключенного в
эмоциях. Эмоции могут существовать в виде непосредственных, очень быстрых и
полубессознательных реакций индивида; они могут выступать и в виде очень
сложных чувственных образований, весьма развитых, воспитанных всем
богатством человеческой культуры, то есть в виде подлинно человеческих
чувств. Эмоции являются активным, четким выражением отношения человека к
тому или иному явлению. Такое отношение всегда в явной или скрытой форме
содержит в себе момент оценки и связано с применением понятий, подобных
понятиям «хорошее», «доброе», «злое», «справедливое» или «несправедливое»,
«красивое» и т. д. Такие понятия в современной литературе часто именуются
ценностями, ценностными понятиями. Вполне понятно, что представления о
добре и справедливости не являются чисто индивидуальными, но связаны с
исторической эпохой, с принадлежностью человека к группе и классу. Значит,
рассматривая особенности субъективного аспекта эмоций, мы обнаруживаем их
зависимость от человеческого общества, от истории и культуры. А это в свою
очередь снова свидетельствует о наличии в эмоциях объективного социально-
исторического содержания и объективной информации.
Итак, главные элементы чувственной деятельности и чувственного познания
— ощущения, восприятия, представления, эмоции.
Таким образом, чувственное познание рассматривалось метафизическим
материализмом как совершенно самостоятельный этап познания, механизм
которого, как считали эти философы, состоит во взаимодействии двух
различных физических природных объектов (вещь природы и органы чувств
человека). При этом все функциональные элементы чувственно-образной формы
познания — ощущения, восприятия, представления — также представали в
качестве совершенно самостоятельных, последовательно «примыкающих друг к
другу» реальных этапов познавательной деятельности. Мышление, согласно
представлению метафизических материалистов, лишь «надстраивается» над
результатами и формами чувственного познания. Они не видели, что в каждом
акте познавательной деятельности общественно-исторического человека
реально, на деле всегда имеет место сложное диалектическое взаимодействие,
взаимоотношение чувственно-образных форм освоения действительности
(совокупность этих форм в философии нередко называется опытом, эмпирией) и
форм мыслительной деятельности, то есть деятельности, направленной на
образование понятий, абстракций, умозаключений, идей и систем идей
(совокупность этих форм в философии получила наименование «рациональной»
деятельности, от латинского «ratio» — разум).
Процессы чувственного восприятия, которые могут показаться весьма
простыми (эта кажимость и ввела в заблуждение метафизических
материалистов), на самом деле очень сложны. Верно, что при рассматривании
определенного предмета, например этой комнаты, этого стола, этого дома и т.
п., в дело включаются органы зрения. Но только ли они? Мы смотрим на этот
предмет, и наше видение (как и слышание, осязание, обоняние) тесно,
неразрывно связано с нашим отношением к данному предмету. Мы воспринимаем
его как красивый или безобразный, симметричный или асимметричный, приятный
или неприятный, полезный или вредный.
Рациональное познание
При рассмотрении чувственного познания, то есть познания, включенного в
материально-предметную деятельность, была показана его зависимость от
языка, от понятийного мышления. Что же такое понятия, как они формируются?
В самом общем виде ответ таков.
В ходе физического воздействия на конкретные предметы и явления, в ходе
их использования и преобразования, в процессе создания и изменения
общественных отношений человечество приобретает многообразные знания об
отношениях. Выявляются отношения между различными типами и видами
материальных объектов и процессов, между различными свойствами объектов и
т. д.; осуществляется также познание общественных отношений. Отношения
вещей, явлений, процессов многообразны и соответственно многоразличны
знания об отношениях. Это могут быть, например, знания об отношениях между
свойствами железа, из которого делается топор, и дерева, которое топор
может разрубить. Но это могут быть и более сложные знания отношений между
массой и ускорением тела, отношений между элементарными частицами внутри
атома или, наконец, знания об отношениях феодала и крепостного, капиталиста
и наемного рабочего.
Поскольку знание направлено на выявление отношений между свойствами
предметов, между самими предметами и процессами, данные отношения
становятся объектами познания. Но что это означает для понимания процесса
познания, и в частности для понимания механизмов возникновения понятий и их
роли в познании?
Человек при помощи своей мысли выделяет, как бы обособляет от целостных
конкретных предметов такие отношения, которые объективно, сами по себе,
помимо материальных предметов, и в качестве каких-то особых предметов не
существуют. Но они оказываются важными для жизни и деятельности человека и
человечества, а поэтому становятся специальными объектами его
познавательной деятельности. Эти объекты, выделенные и познанные человеком,
выражаются и фиксируются в словах-понятиях, подобных словам: «дом»,
«человек», «красное», «красота» и т. д.
Процессы, в ходе которых постепенно и последовательно образуются
понятия, отражающие общие свойства предметов и явлений окружающего мира,
измеряются многими столетиями и уходят в глубь веков. Прежде чем знание о
тех или иных отношениях приобретает обобщенную форму и благодаря этому
приобретает понятийное выражение, должны миллиарды раз осуществляться
процессы сопоставления, сравнения, различения, мысленного «рассечения» и
физического видоизменения объектов. Должны остаться в стороне все моменты,
несущественные, второстепенные для данного отношения, для данной связи. В
процессе человеческой деятельности знания должны быть освобождены и от
чисто личных, индивидуальных моментов (чувства, переживания конкретных
субъектов, их сугубо индивидуальные цели). Знание должно приобрести
обобщенную форму и в том смысле, что в нем должны найти выражение общие
объективные отношения, и в том смысле, что оно так или иначе должно
приобрести объективное значение для множества людей. В этом случае
результатами практической деятельности становятся не только конкретные
предметы и явления, вновь созданные или преобразованные, но также и
понятия, возникшие в ходе процесса и от него на данной стадии неотделимые.
Затем созданные в ходе практической деятельности понятия становятся важным
компонентом и формой этой деятельности. В последующих процессах
использования они проверяются, уточняются и видоизменяются благодаря
постоянному сопоставлению с конкретными объектами и отношениями,
принадлежащими к данному типу.
В процессе исторического развития практики деятельность по образованию
и использованию понятий, первоначально включенная в непосредственную
практическую деятельность и существовавшая только в этом виде, приобретает
более сложные формы, а затем выделяется — очень медленно и постепенно — в
самостоятельную деятельность.
Материалистическая теория познания подчеркивает и показывает, что
особые идеальные объекты познания, подобные числам, первоначально возникли
в процессе сопоставления, измерения, перерасчета и т. д. материальных
объектов, то есть что процесс практической деятельности человека в
объективном мире был здесь исходным и первичным. Марксистско-ленинская
гносеология одновременно показывает, что подобные объекты являются
совокупным результатом длительной, уходящей в глубь веков совместной
практики людей, результатом общественно-исторического процесса. В ходе
этого процесса люди сначала научились сопоставлять, измерять определенные
материальные объекты, потом уловили общность между своими действиями,
направленными на измерение и пересчет различных объектов, и, подвергнув
анализу эти действия, установили количественные отношения между самими
материальными объектами. В их сознании сформировались знания о
количественных отношениях, которые приобрели обобщенную форму, знаковое
выражение и стали важнейшим фактором дальнейшей совместной практической
деятельности. Лишь впоследствии выделились особые группы людей, которые
стали носителями знания о количественных отношениях и накопили специальные
навыки работы с числами. Эти люди сначала занимались измерением земельных
участков, подсчетом предметов и вещей, предназначенных для распределения
между членами общины или для торговли и обмена; от этой деятельности лишь
на сравнительно позднем этапе развития обособился тип деятельности,
непосредственным и основным объектом которой стали сами числовые и
геометрические отношения, рассматриваемые и изучаемые уже отдельно от
исчисляемых и измеряемых предметов. Так возникла математика, древнейшая из
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34