Рефераты. Набор ответов для экзаменов по философии






наук. И сегодня деятельность но образованию и использованию понятий о

количественных отношениях продолжает существовать в двух формах.

Вопрос №29 Теория истины. Диалектика абсолютной и относительной истины

Истинное знание, как и сам объективный мир, развивается по законам

диалектики. В средние века люди считали, что Солнце и планеты вращаются

вокруг Земли. Выло ли это ложью или истиной? То, что человек наблюдал

движение светил с единственного «наблюдательного пункта» — Земли, приводило

к ложному выводу о том, что Солнце и планеты вращаются вокруг нее. Здесь

видна зависимость наших знаний от субъекта познания, но было в данном

утверждении и содержание, не зависящее ни от человека, ни от человечества,

а именно, знание о том, что светила Солнечной системы движутся. В этом

заключалась крупица объективной истины. В учении Коперника утверждалось,

что центром пашей планетарной системы является Солнце, а планеты и Земля

вращаются вокруг него по концентрическим окружностям. Здесь уже доля

объективного содержания была гораздо выше, чем в прежних представлениях, но

далеко не все полностью соответствовало объективной реальности, так как для

этого не хватало астрономических наблюдений. Кеплер, опираясь па наблюдения

своего учителя Тихо Браге, показал, что планеты вращаются вокруг Солнца не

но окружностям, а но эллипсам. Это было еще более истинным, еще более

верным знанием. Современная астрономия вычислила траектории и законы

вращения планет еще точнее. Из данных примеров явствует, что объективная

истина исторически развивается. С каждым новым открытием се полнота

возрастает.

Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных

исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и

полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют

относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания,

в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин

другими, более полно и точно выражающими объективную истину. Процесс

познания представляет собой все более полное и точное познание объективной

истины.

Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-

либо явлении называют абсолютной истиной. Часто спрашивают, можно ли

достичь и сформулировать абсолютную истину? Агностики на этот вопрос

отвечают отрицательно. В доказательство они ссылаются на то, что в процессе

познания мы имеем дело лишь с относительными истинами. Каждая из них,

рассуждают они, оказывается со временем не вполне точной и полной, как в

примере с Солнечной системой. Следовательно, полное, исчерпывающее знание

недостижимо. И чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь

абсолютной истины, то ость полного, исчерпывающего знания о нем. И, тем не

менее, абсолютная истина существует; и ее надо понимать как тот продел, ту

цель, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная

истина — это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели.

Таким образом, относительная и абсолютная истины — это лишь разные

уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так

как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т. д.

Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной

истине. Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе

исторического развития мы открываем новые стороны и свойства в окружающем

нас мире и создаем о нем все более полные и точные знания. Этот постоянный

процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим —

важнейшее проявление диалектики в процессе познания. Таким образом, каждая

относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот:

абсолютная истина — это предел бесконечной последовательности истин

относительных.

Вопрос №30 Наука как форма духовного производства. Эмпирический и

теоретический уровни знания

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс

овладения тайнами бытия есть выражение устремлений творческой активности

разума, составляющего великую гордость человечества.

Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности, а

ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально

гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знания человечества образуют

сложную систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее

передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью

механизма социальной наследственности, культуры. Теория познания или

гносеология (от греческого gnosis знание, познание), оформилась вместе с

возникновением философии в качестве одного из фундаментальных разделов. Она

исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода

от поверхностного представления о вещах (мнение) к постижению их сущности

(истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях

движения истины, о ее критериях.

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о

том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о

самом человеке и человеческом обществе.

Научное познание:

Наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к

объектам обыденного опыта. Особенности научных знаний как продукта

научной деятельности. В науке различают эмпирический и теоретический

уровни исследования. Это различие имеет своим основанием неодинаковость,

во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых,

характера достигаемых научных результатов. Эмпирической исследование

предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений,

эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их

классификацию, первичное обобщение. Словом, для эмпирического познания

характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это

сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких

порядков. Здесь орудием выступает понятия, категории, законы, гипотезы и

т.д. Оба эти уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически

эмпирическое (опытное) познание предшествует теоретическому. Научное

исследование предполагает не только движение «вверх», но все более

совершенному, разработанному теоретическому аппарату, но и движение

«вниз», связанное с ассимиляцией эмпирической информации. Процесс мышления

не всегда осуществляется в развернутом и логическом виде. Бывают случаи,

когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно схватывает сложную

ситуацию и находит правильное решение. Способность постижения истины путем

прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью дискуссии именуется

интуицией.

Формы научного познания

Идея (греч. - буквально: «то, что видно», образ) - философский термин,

обозначающий «смысл», «значение», «сущность» и тесно связанный с

категориями мышления и бытия. В истории философии категория идеи

употребляется в различных смыслах. Когда идея рассматривается только как

существующая в сознании, она обозначает:

1. чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных

предметов (наивный реализм);

2. «смысл» или «сущность» вещей, сводимые к ощущениям и впечатлениям

субъекта или к творческому началу, порождающему мир (субъективный

идеализм).

В некоторых философских системах идея обозначала и материалистический

принцип (так, Демокрит называет свои атомы «идеями»). В системах

объективного идеализма идея считается объективно существующей сущностью

всех вещей (объективная идея). У Гегеля, например, идея - смысл и творец

всех вещей - развиваясь чисто логически, проходит стадии объективную,

субъективную и абсолютную. Решение вопроса об идее зависит от правильной

постановки вопроса об отношении мышления к бытию. Последовательно научно он

разработан только в диалектическом материализме, где идея рассматривается

как отражение объективной реальности. Вместе с тем подчеркивается и

обратное влияние идеи на развитие материальной действительности в целях ее

преобразования. Под идеей понимается также одна из форм, способ познания,

смысл которых заключается в формулировании обобщенного теоретического

принципа, объясняющего сущность, закон явлений. Таковы, например, идеи о

материальности мира, о двойственном корпускулярно-волновом характере

вещества и поля.

Гипотеза — (греч. Hypothesis основа, предположение) — предположение,

при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта,

связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать вполне

доказанным. Гипотетическим называется и соответствующее умозаключение.

Потребность в гипотезе возникает в науке, когда неясна связь между

явлениями, причина их, хотя известны множественные обстоятельства,

предшествовавшие или сопутствовавшие им, когда по некоторым характеристикам

настоящего нужно восстановить картину прошлого или на основе прошлого и

настоящего сделать вывод о будущем развитии явления. Однако выдвижение

гипотезы на основе определенных факторов — это только первый шаг. Сама

гипотеза в силу своего вероятностного характера требует проверки,

доказательства. После такой проверки гипотеза или становится научной

теорией, или видоизменяется, или отбрасывается, если проверка дает

отрицательный результат. Основные правила выдвижения и проверки гипотезы

следующие:

1. Гипотеза должна находится в согласии или, по меньшей мере, быть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.