Рефераты. Набор ответов для экзаменов по философии






остальное содержание. Идея Бога является не только принципом, сколько такой

идеей, которая связывает человека с нравственной идеей. Религия - ответ на

вопрос о смысле жизни. “Искать бога - разобраться в понятиях добра и зла”,

- писал Достоевский. Три великих религии: буддизм, христианство, ислам.

Религия считает, что наша эмпирическая действительность несамостоятельна и

несамодостаточна. Она вторична, она результат творения. Бог -

трансцендентная сущность (над миром). Современная религия не отвергает

достижения науки и подчеркивает, что дело науки - изучать. Главное, чтобы

человечество не забывало, что над ним существует неусыпный контроль.

Центральный пункт - образ Бога или богов. Бог представляет собой высшую

власть над другим миром. Христианский бог всесилен и бессмертен. Он

обладает тремя ипостасями: Отца, Сына и Святого Духа. Все они неслияемы и

неразделимы. Христианский Бог творит мир из ничего (креационизм). Он

самовластно управляет этим миром. Но Бог наделил людей свободой выбора.

Откуда в мире столько зла? Это дело рук человеческих, одно из противоречий

христианской философии: человек свободен и предопределен. Богу противостоит

Дьявол. Дьявол - не созидающее начало, но он может переманивать на свою

сторону заблудившиеся силы. Но Бог всегда сильнее. Пространство в религии

удвоено: пространство эмпирическое + запредельное: небо и адские слои.

Время для христианства линейное. Имеет начало и конец. История нециклична,

линейна. Сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа. Бытие человека

трагично. Человек - сын Божий, Но Адам и Ева согрешили, и этот грех

выбросил человека из райского сада на землю. Даже младенец грешен

первородным грехом. Христианство изложено двумя основными заповедями:

возлюби Бога всем сердцем своим, возлюби ближнего как самого себя.

Вопрос №2 Философия, ее предмет и социальная роль

ФИЛОСОФИЯ (греч. — любовь к мудрости), форма обществ, сознания; учение

об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о

всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия

вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека; она

исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное,

и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение

Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая

свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм

мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в

фантастической форме.

Предмет и структура философии.

Предмет Философии исторически изменялся в тесной связи с развитием

общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием науки и

самого философского знания. Философия зародилась на заре человечества

цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в

Др. Греции. По свидетельству античных авторов, слово «Философия»

встречалось у Пифагора, а в качестве названия особой науки термин

«Философия» впервые употреблялся Платоном. Зарождение Философии исторически

совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением обществ,

потребности в изучении общих принципов бытия и познания. На последующих

этапах формирования Философии появились более или менее стройные системы,

претендующие на рациональное знание об окружающем мире. Первые, философы

античного мира стремились главным образом открыть единый источник

многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической

формой философского мышления.

По мере накопления частных научных знаний, выработки спец. приёмов

исследования начался процесс дифференциации нерасчленённого знания,

выделения математики, астрономии, медицины и др. наук. Однако наряду с

ограничением круга проблем, которыми занималась Философия, происходило

развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений,

возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие

философские дисциплины, как онтология — учение о бытии (или о первоначалах

всего сущего), гносеология — теория познания, логика — наука о формах

правильного (то есть связного, последовательного, доказательного мышления),

философия истории, этика, эстетика. Начиная с эпохи Возрождения процесс

размежевания между Философией и частными науками протекает всё более

ускоренными темпами. Взаимоотношения между Философией и частными науками

носили противоречивый характер; поскольку последние ограничивались

преимущественно эмпирическими исследованиями, общетеоретическими вопросами

этих наук занималась Философия. Но т. к. философское исследование

теоретических проблем частных наук не опиралось на достаточный для этой

цели эмпирический материал (который, как правило, ещё не был накоплен), то

оно носило абстрактный, умозрительный характер, а его результаты часто

вступали в противоречие с фактами. На этой почве возникало

противопоставление Философии частным наукам, принимавшее особенно резкую

форму в тех идеалистических философских учениях, которые были связаны с

религией. В 17 – 19 вв. создавались энциклопедические системы, в которых

естествознанию противопоставлялась Философии природы, истории как науке —

Философия истории, правоведению — Философия права. Считалось, что Философия

способна выходить за пределы опыта, давать «всерхоткрытое» знание. Но

такого рода иллюзии были опровергнуты дальнейшим развитием частных наук.

Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвлённую систему

знания. Все известные явления мира оказались в «частном» владении той или

иной спец. науки. Однако в этой ситуации Философия отнюдь не утратила

своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей

более чётко самоопределиться в системе научного знания. Каждая наука

исследует качественно он редел, систему закономерностей, но ни одна частная

наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития

общества и человеческого познания. Эти закономерности и являются предметом

Философии.

В пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не

выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В

философском мышлении сами эти обобщения спец. наук становятся предметом

анализа. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях

знания, создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и

мышления. Выполняя эту функцию, философское мышление нередко направляется

на объекты, относительно которых эмпирическое знание ещё не достижимо. Эта

особенность философского мышления абсолютизировалась в системах

спекулятивной Философией.

Вопрос №3 Основные идеи древнекитайской и древнеиндийской философии

Основные принципы философской мысли Древней Индии, ее основные школы и

направления.

Религиозные системы Индии - если сравнить их с ближневосточно-

средиземноморскими монотеистическими - в ряде факторов, особенно в связи с

проблемами онтогенеза, изначального единства макро- и микромира, природы и

человека т.п., представляется более глубокими и философски насыщенными.

Важная особенность индийских религий - их интровертивность, т.е. явственная

обращенность вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и

возможность личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение

для себя. Пусть каждый человек - лишь песчинка, затерявшаяся среди многих

миров. Однако эта песчинка, ее внутреннее «я», ее духовная субстанция

(очищенная от вульгарной телесной оболочки) столь же вечна, как и весь мир.

И не только вечна, но и способна к трансформации: потенциально она имеет

шансы стать рядом с наиболее могущественными силами мировоздания, богами и

Буддами. Отсюда акцент на том, что каждый - кузнец своего счастья. Основы

религиозных систем Индии были результатом синтеза примитивных верований

протоиндийцев. Центр тяжести их религиозной активности приходится на

ритуалы жертвоприношений в честь богов и на связанные с этим культовые

отправления. Сложная и со временем все усложнявшаяся практика жертвенного

ритуала была тем импульсом, который вызвал к жизни священные тексты ариев,

оформленные в канонической форме в виде вед. Со временем религия вед

заменяется брахманизмом. Брахманизм как система религиозно-философских

взглядов и ритуально-культовой практики - прямой наследник ведической

религии. В брахманах-коментариях делался акцент на существование прямой

связи между долголетием и бесмертием, с одной стороны, и количеством и

качеством жертв - с другой: жертвенная еда - это и есть пища бесмертия. Был

разработан обряд дикши, цель которого - разделить индивида на материальную

оболочку и духовную, бесмертную субстанцию. Считалось, что тот, кто

совершил этот обряд, тем самым получал право на второе рождение. В

коментариях-брахманах наряду с описаниями обрядов и магических символов

немалое место занимали умозрительные абстракции, элементы философского

анализа. Еще больше такого рода абстракций содержалось в примыкавших к

брахманам араньяках (лесных книгах), текстах для отшельников-аскетов.

Араньяки были тем истоком, с которого началась литература упанишад -

философских текстов Древней Индии. О каких же проблемах шла речь в

упанишадах? В первую очередь, о проблеме жизни и смерти, о мировоздании и

космогонии, о тесных взаимосвязях человека и космоса, людей и богов. Что

есть носитель жизни? Вода, без вечного кругооборота которой нет и не может

быть живого? Пища, без которой живое не может существовать. Огонь, тепло,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.