Рефераты. Набор ответов для экзаменов по философии






единообразны по форме и величине. Вайшешики усматривали причину

существующего мира не в движении атомов, как это утверждали гречиские

атомисты, а считали, что атомы создают моральный образ мира, реализуя

моральный закон - дхарму.Человек в философии и культуре Древнего Востока В

Китае единое - «великое начало, способное родить, наделить и погубить»

человека, обожествлено в Небе - «Тянь». В «Ши цзине» («Канон стихов») Небо

- всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий

род и дает ему правило жизни. Упоминание правил жизни не случайно.

Освещение общественных устоев, их сохранение и поддржание - важнейшая

социальная функция культа Тянь. «Этикет» помимо норм непреходящей ценности,

вроде правдивости, доброты, смелости, морального императива «то, чего я не

хочу, чтобы делали мне, я не хочу делать другим», включал в качестве

первостепенных принципов добродетельности уважение и строгое подчинение

сложившемуся разделению социальных ролей. Конфуцианство, заложившее с

древности идеологический фундамент китайского общества, выдвинуло в

качестве краеугольного камня социальной организации - ли, что означало

норму, правило, церемониал. Ли предполагало поддержание навечно рангово-

иерархических различий. Конфуций говорил, что без ли не может быть порядка,

а, следовательно, и процветания в государстве. Аналогичным образом в Индии

«образующий реальное и нереальное Брахма» не только «вечный творец

существ», но и определяющий для всех «имена, род деятельности (карму) и

особое положение». Ему приписывается установление кастового деления и

требование безусловного его исполнения.

Вопрос №4 Античная натурфилософия

На протяжении VI-V вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет

культуры и философии. За этот период были созданы новое немифическое

мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало

учение о космосе.

Первые учения – г. Милет – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (представители

Милетской школы, являющейся родоначальницей натуралистической фазы развития

античной философии). Задавшись вопросом, откуда всё возникает и во что

превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей.

Полагали, что существует первовещество – живое в целом и в частях,

наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практической

деятельностью.

ФАЛЕС. конец VII – начало VI в. до н. э. Купец, много путешествовал.

Гидроинженер. Проект политического объединения малоазиатских городов перед

угрозой Персии. Знаком с достижениями науки Вавилона и Египта. Предсказал

солнечное затмение в Греции – 585 г. до н. э. Изобрёл некоторые

астрономические приборы.

Первым сформулировал вопрос: «что есть всё», «что является

первоосновой». Всё произошло из некоего влажного первовещества или воды.

(Фалес – монист, т. к. принимал за основу всего сущего одно начало). Земля

- плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вода и все произошедшие из

неё вещи – не мертвые. Вселенная полна богов, всё одушевлено. Примеры -

магнит и янтарь могут приводить в движение другие вещи – они имеют душу.

Всё знание надо сводить к одной основе – чувственной видимости.

АНАКСИМАНДР. Первоисточник – это некое первовещесто апейрон из

которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало

всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Всё

обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры

возникают и разрушаются. Чувственный мир является лишь проявлением

реального мира, следовательно необходимо выйти за пределы непосредственного

наблюдения.

АНАКСИМЕН. Время завоевания Милета персами. Первовещество – воздух.

Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух –

это дыхание, обнимающее весь мир. Земля – диск, поддерживаемый воздухом.

Душа также состоит из воздуха. Воздух обладает свойством бесконечности.

Философия милетской школы является рационализацией мифа. Мир

объясняется на основе материальных начал, без участия внеприродных сил.

Гилозоизм - любое математическое тело обладает душой; пантеизм – бог =

природа. В человеке милетцы усматривают, прежде всего, не биологическую, а

физическую природу, выводя его из воды (или воздуха и т. п.). Милетская

философия возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического

знания. Их материализм носил стихийный характер, мир рассматривался в

непрерывном движении и изменении.

В V в. до н. э. Милет утратил самостоятельность (во власти Персов) и

развитие философии здесь прекратилось.

ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ. Пифагор из Самоса 580-500 г. до н. э. При

тиране Поликрате переселился в Южную Италию в г. Кротон, где основал

политический и религиозный союз представляющий интересы аристократии. Сам

ничего не писал. Выдвинул реакционное учение о порядке. В общественной

жизни порядок – власть аристократов.

Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материальное

первоначало, а числа, котоорые образуют космический порядок – прообраз

общественного порядка. Познать мир – значит познать управляющие им числа.

Движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям - гармония

сфер.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные

существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) –

это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений.

Двойка – это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа

образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его

противоречивых сторон. Четверка – образ четырех элементов природы. Мысль о

том, что всё в природе подчинено определённым численным соотношениям,

благодаря абсолютности чисел приводила Пифагорейцев к идеалистическому

утверждению, что именно число, а не материя является первоосновой всего.

Все вещи состоят из противоположностей: чётное – нечётное, предел –

беспредельное, единство – множество, правое – левое, мужское – женское.

Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличие от

Гераклита). Особое значение – предел и беспредельное. Предел - огонь,

беспредельное – воздух (пустота). Мир дышит пустотой, состоит из

взаимодействия огня и воздуха.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ: развитие материализма и диалектики. Первоначало

всего мира – огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является

живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду – семя

мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. Душа является

огненным дыханием – основанием жизни. Гераклит является основоположником

гносеологии (учение о познании). Первый различал чувственное и рациональное

познание. Истина постигается умом, который познаёт сущность (логос) мира,

находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны

обрабатываться разумом. Образование и понятие слиты воедино, т. к. едины

чувства и рациональное познание. В мире существует единство как результат

сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т. к.

является источником создания мира. Противоположности соединяются, и

устанавливается гармония. Гераклит развивает диалектические взгляды. “Всё

течет, всё изменяется”, “нельзя войти в одну реку дважды”, всё рождается

благодаря смерти чего-либо. Это стихийная диалектика, где космос

рассматривается как единое целое и пребывает в постоянном движении и

изменении.

Вопрос №5 Классическая древнегреческая философия (Сократ, Платон,

Аристотель)

Предпосылки возникновения древнегреческой философии

Древняя Греция представляла конгломерат городов - государств (полисов),

расположенных по побережью Средиземноморья, Балканского полуострова,

западном побережье Малой Азии. Общественно-экономическая жизнь полисов

характеризовалась развитыми формами отношений между социальными группами,

классами, партиями, городами, развитием демократических институтов,

обширными торговыми связями, взаимодействием различных культур

Средиземноморья. Все это во многом способствовало расцвету искусства и

культуры Древней Греции. Духовный мир представлен развитыми системами

мифологических представлений и религиозных верований, которые в

классической форме выступают в поэмах «Илиада», «Одиссея» Гомера,

«Теогония» Гесиода, некоторых более поздних литературных памятниках.

Создается величественная картина рождения мира. В качестве первоначала

выступает Хаос — изначальное, бесформенное состояние Вселенной. Затем из

Хаоса рождаются Земля — Гея, Небо — Уран, вечный мрак — Эреб, темная ночь —

Нюкта, вечный свет — Эфир, радостный светлый День — Гемера, мрачный Тартар

— ужасная бездна, полная вечной тьмы, прекрасный Эрос и т.д. Всего

существовало шесть поколений богов. Начиная с пятого пантеон богов

олицетворяется Зевсом-Громовержцем, который является их отцом /См. Мифы

древнего мира/ Сост. М.Б.Бурдыкина. СПб.: «Каравелла», 1995/.

Мифологическое мировоззрение древних греков при всем своем своеобразии и

уникальности, тем не менее, по мнению ученых-исследователей обнаруживает

определенные аналогии и сходства с мифами Египта, Индии, Вавилона и других.

Основной тенденцией в развитии мифологии в предфилософское время становится

утрата богами антропоморфных черт и превращения их в безличные начала мира,

например, Зевс — в огонь, Кронос — во всеобъемлющее время. Подобная

переработка мифа свидетельствовала о сложных, противоречивых, внутренних

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.