счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от выработки правильного
отношения к ним. Стоицизм характеризует внутреннюю свободу человека как
радостную покорность судьбе, ибо значение для него имеет только то, что
зависит от его отношения к внешним обстоятельствам, а не от превратностей
судьбы.
В новое время этот идеал внутренней свободы развивали многие философы,
в особенности Спиноза, который с исключит, остротой поставил антитезу
разумного познания и чувств, страстей и выдвинул чисто интеллектуальное
понимание блаженства («интеллектуальная любовь к богу»).
АСКЕТИЗМ (от греч. ((((((( — упражняющийся в чём-либо, а также
отшельник, монах), ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное
перенесение физической. боли, одиночества и т. п., присущие практике
некоторых философских школ (например, киников) и особенно различных религий
(монашество и т. п.). Целью Аскетизма может быть достижение свободы от
потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим
состояниям, обретение «сверхъестественных способностей» йога), в
христианстве — соучастие в «страданиях» Христа и т. д. Нередкий мотив
Аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условиях общественного,
неравенства (толстовство и др.). Аскетизм представляет собой одну из
характерных черт ранних крестьянских движений.
УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas — польза, выгода):
1) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности
служить средством для достижения какой либо цели.
2) Направление в этике, считающее пользу основой нравственности и
критерием человеческих поступков.
Получило широкое распространение в Великобритании в 19 в., отразив
умонастроения некоторых слоев английской либеральной буржуазии. Бентам,
основоположник Утилитаризма, считал основой морали полезность, которую он
отождествлял с наслаждением. Исходя из натуралистического и неисторического
понимания природы человека, Бентам видел конечное назначение морали в том,
чтобы способствовать естественному стремлению людей испытывать наслаждение
и избегать страданий. В содействии «наибольшему счастью» (удовольствию) для
«наибольшего числа людей» и состоит, согласно Бентаму, смысл этических норм
и принципов. Общее благоденствие он рассматривал как сумму благ всех отд.
лиц
Способ мышления буржуа отразился в этике Бентама и в том, что он сводил
проблему морального выбора к простому расчёту выгод и потерь, наслаждений и
страданий, которые могут повлечь за собой различные действия. Дж. С. Милль
попытался сгладить эгоистические моменты этики Утилитаризма. и пришёл в
итоге к эклектическому сочетанию различных принципов.
Вопрос №23 Культура и цивилизация
КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование,
развитие, почитание), специфический способ организации и развития
человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального я
духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных
ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим
себе. В понятии Культура фиксируется как общее отличие человеческой
жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качеств. своеобразие
исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах
обществ, развития, в рамках определенных эпох, общественно-экономических
формаций, этнических и национальных общностей (напр., античная Культура,
социалистическая Культура). Культура характеризует также особенности
поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах обществ,
жизни. В Культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отд.
индивида (личная Культура)
Первоначально понятие Культура подразумевало целенаправленное
воздействие человека на природу (обработка земли и пр.), а также воспитание
и обучение самого человека. Хотя само слово «Культура» вошло в обиход
европейской социальной мысли лишь со 2-й пол. 18 в., более или менее
сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской
истории и за её пределами Эллиы видели в «пайдейе», т. е. «воспитанности»,
главное своё отличие от «некультурных» варваров. В поздне-римскую эпоху,
наряду с представлениями, передаваемыми основным смыслом слова «Культура»,
зародился, а в средние века получил распространение иной комплекс значений,
позитивно оценивавший гор. уклад социальной жизни и более близкий к
возникшему позднее понятию цивилизации. Слово «Культура» стало
ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху Возрождения под
совершенством Культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалу
человека, а в дальнейшем — идеалу просветителей.
Для буржуазной философии характерно отождествление Культуры с формами
духовного и политического саморазвития общества и человека, как оно
проявляется в движении науки, искусства, морали, религии и государственным
форм правления. Так, французские просветители 18 в. (Вольтер, Тюрго,
Кондорсе) сводили содержание культу процесса к развитию человеческого
«разума». «Культурность», «цивилизованность» нации или страны (в
противоположность «дикости» и «варварству» первобытных народов) состоит в
«разумности» их общественных порядков и политических учреждений и
измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. Цель
Культуры, соответствующая высшему назначению «разума»,— сделать всех людей
счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей
«естественной» природы.
Вместе с тем уже в рамках Просвещения возникала «критика» Культуры и
цивилизации (Руссо), противопоставляющая испорченности и моральной
развращённости «культурных» наций простоту и чистоту нравов народов,
находившихся на патриархальной ступени развития. Эта критика была
воспринята немецкой классической философией, придавшей ей характер
общетеоретического осмысления противоречий и коллизий буржуазной
цивилизации. Выход из этой ситуации немецкие философы искали в сфере
«духа», в сфере морального (Кант), эстетического (Шиллер, романтизм) или
философского (Гегель) сознания, которые и выдаются ими за область подлинно
культурного существования и развития человека. Культура с этой точки зрения
предстаёт как область духовной свободы человека, лежащая за пределами его
природного и социального существования. Немецкому философско-историческому
сознанию свойственно признание множества своеобразных типов и форм развития
Культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и
образующих в совокупности единую линию духовной эволюции человечества.
Так, Гердер рассматривает Культуру, как прогрессивное раскрытие
способностей человеческого ума, но пользуется этим понятием и для
определения этапов относит, исторического развития человечества, а также
для характеристики ценностей просвещённости. Немецкие романтики (Шиллер, А.
и Ф. Шлегели, поздний Шеллинг) продолжили гердеровскую линию двоякого
толкования Культуры. С одной стороны, они создали традицию сравнительно-
исторического изучения Культуры (Гумбольдт и школа компаративной
лингвистики), с другой — положили начало взгляду на Культуру как на частную
антропологическую проблему. В несколько ином аспекте подобный же взгляд
оформился в «теорию культурных кругов» (Л. Фробениус, Ф. Гребнер),
распространённую до нач. 20-х гг. 20 в.
Теория единой линейной эволюции Культуры была также подвергнута критике
с иррационалистических позиций философии жизни, и ей была противопоставлена
концепция «локальных цивилизаций» — замкнутых и самодостаточных,
неповторимых культурных организмов, проходящих сходные этапы роста,
созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно
противопоставление Культуре и цивилизации, которая рассматривается как
последний этап развития данного общества. Сходные представления развивались
в России Данилевским, позднее Сорокиным, а в Великобритании — Тойнби. В
некоторых концепциях критика Культуры, начатая Руссо, доводилась до полного
её отрицания; выдвигалась идея «природной антикультурности» человека, а
любая Культура трактовалась как средство его подавления и порабощения
(Ницше).
С последней трети 19 в. изучение Культуры развивалось и в рамках
антропологии и этнографии. При этом складывались различные подходы к
Культуре. Положив начало т. н. культурной антропологии, английский этнолог
Тайлор определял Культуру путём перечисления её конкретных элементов, но
без уяснения их связи с организацией общества и функциями отд. культурных
институтов. Американский учёный Боас в нач. 20 в. предложил метод
детального изучения обычаев, языка и др. характеристик жизни примитивных
обществ и их сравнения, позволявший выявить исторические условия их
возникновения. Американский антрополог А. Крёбер перешёл от изучения
культурных обычаев к понятию «культурного образца»; совокупность таких
«образцов» и составляет систему Культуре. В функциональных теориях
Культуры, ведущих своё начало от английских этнологов и социологов
Малиновского и Радклифф-Брауна (т. н. социальная антропология), основным
становится понятие социальной структуры, а Культура рассматривается как
органическое целое, анализируемое по составляющим его институтам. Структуру
социальные антропологи рассматривают как формальный аспект устойчивых во
времени социальных взаимодействий, а Культура определяется как система
правил образования структуры при таких взаимоотношениях. Функции Культуры
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34