Рефераты. Набор ответов для экзаменов по философии






счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от выработки правильного

отношения к ним. Стоицизм характеризует внутреннюю свободу человека как

радостную покорность судьбе, ибо значение для него имеет только то, что

зависит от его отношения к внешним обстоятельствам, а не от превратностей

судьбы.

В новое время этот идеал внутренней свободы развивали многие философы,

в особенности Спиноза, который с исключит, остротой поставил антитезу

разумного познания и чувств, страстей и выдвинул чисто интеллектуальное

понимание блаженства («интеллектуальная любовь к богу»).

АСКЕТИЗМ (от греч. ((((((( — упражняющийся в чём-либо, а также

отшельник, монах), ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное

перенесение физической. боли, одиночества и т. п., присущие практике

некоторых философских школ (например, киников) и особенно различных религий

(монашество и т. п.). Целью Аскетизма может быть достижение свободы от

потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим

состояниям, обретение «сверхъестественных способностей» йога), в

христианстве — соучастие в «страданиях» Христа и т. д. Нередкий мотив

Аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условиях общественного,

неравенства (толстовство и др.). Аскетизм представляет собой одну из

характерных черт ранних крестьянских движений.

УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas — польза, выгода):

1) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности

служить средством для достижения какой либо цели.

2) Направление в этике, считающее пользу основой нравственности и

критерием человеческих поступков.

Получило широкое распространение в Великобритании в 19 в., отразив

умонастроения некоторых слоев английской либеральной буржуазии. Бентам,

основоположник Утилитаризма, считал основой морали полезность, которую он

отождествлял с наслаждением. Исходя из натуралистического и неисторического

понимания природы человека, Бентам видел конечное назначение морали в том,

чтобы способствовать естественному стремлению людей испытывать наслаждение

и избегать страданий. В содействии «наибольшему счастью» (удовольствию) для

«наибольшего числа людей» и состоит, согласно Бентаму, смысл этических норм

и принципов. Общее благоденствие он рассматривал как сумму благ всех отд.

лиц

Способ мышления буржуа отразился в этике Бентама и в том, что он сводил

проблему морального выбора к простому расчёту выгод и потерь, наслаждений и

страданий, которые могут повлечь за собой различные действия. Дж. С. Милль

попытался сгладить эгоистические моменты этики Утилитаризма. и пришёл в

итоге к эклектическому сочетанию различных принципов.

Вопрос №23 Культура и цивилизация

КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование,

развитие, почитание), специфический способ организации и развития

человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального я

духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных

ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим

себе. В понятии Культура фиксируется как общее отличие человеческой

жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качеств. своеобразие

исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах

обществ, развития, в рамках определенных эпох, общественно-экономических

формаций, этнических и национальных общностей (напр., античная Культура,

социалистическая Культура). Культура характеризует также особенности

поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах обществ,

жизни. В Культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отд.

индивида (личная Культура)

Первоначально понятие Культура подразумевало целенаправленное

воздействие человека на природу (обработка земли и пр.), а также воспитание

и обучение самого человека. Хотя само слово «Культура» вошло в обиход

европейской социальной мысли лишь со 2-й пол. 18 в., более или менее

сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской

истории и за её пределами Эллиы видели в «пайдейе», т. е. «воспитанности»,

главное своё отличие от «некультурных» варваров. В поздне-римскую эпоху,

наряду с представлениями, передаваемыми основным смыслом слова «Культура»,

зародился, а в средние века получил распространение иной комплекс значений,

позитивно оценивавший гор. уклад социальной жизни и более близкий к

возникшему позднее понятию цивилизации. Слово «Культура» стало

ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху Возрождения под

совершенством Культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалу

человека, а в дальнейшем — идеалу просветителей.

Для буржуазной философии характерно отождествление Культуры с формами

духовного и политического саморазвития общества и человека, как оно

проявляется в движении науки, искусства, морали, религии и государственным

форм правления. Так, французские просветители 18 в. (Вольтер, Тюрго,

Кондорсе) сводили содержание культу процесса к развитию человеческого

«разума». «Культурность», «цивилизованность» нации или страны (в

противоположность «дикости» и «варварству» первобытных народов) состоит в

«разумности» их общественных порядков и политических учреждений и

измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. Цель

Культуры, соответствующая высшему назначению «разума»,— сделать всех людей

счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей

«естественной» природы.

Вместе с тем уже в рамках Просвещения возникала «критика» Культуры и

цивилизации (Руссо), противопоставляющая испорченности и моральной

развращённости «культурных» наций простоту и чистоту нравов народов,

находившихся на патриархальной ступени развития. Эта критика была

воспринята немецкой классической философией, придавшей ей характер

общетеоретического осмысления противоречий и коллизий буржуазной

цивилизации. Выход из этой ситуации немецкие философы искали в сфере

«духа», в сфере морального (Кант), эстетического (Шиллер, романтизм) или

философского (Гегель) сознания, которые и выдаются ими за область подлинно

культурного существования и развития человека. Культура с этой точки зрения

предстаёт как область духовной свободы человека, лежащая за пределами его

природного и социального существования. Немецкому философско-историческому

сознанию свойственно признание множества своеобразных типов и форм развития

Культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и

образующих в совокупности единую линию духовной эволюции человечества.

Так, Гердер рассматривает Культуру, как прогрессивное раскрытие

способностей человеческого ума, но пользуется этим понятием и для

определения этапов относит, исторического развития человечества, а также

для характеристики ценностей просвещённости. Немецкие романтики (Шиллер, А.

и Ф. Шлегели, поздний Шеллинг) продолжили гердеровскую линию двоякого

толкования Культуры. С одной стороны, они создали традицию сравнительно-

исторического изучения Культуры (Гумбольдт и школа компаративной

лингвистики), с другой — положили начало взгляду на Культуру как на частную

антропологическую проблему. В несколько ином аспекте подобный же взгляд

оформился в «теорию культурных кругов» (Л. Фробениус, Ф. Гребнер),

распространённую до нач. 20-х гг. 20 в.

Теория единой линейной эволюции Культуры была также подвергнута критике

с иррационалистических позиций философии жизни, и ей была противопоставлена

концепция «локальных цивилизаций» — замкнутых и самодостаточных,

неповторимых культурных организмов, проходящих сходные этапы роста,

созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно

противопоставление Культуре и цивилизации, которая рассматривается как

последний этап развития данного общества. Сходные представления развивались

в России Данилевским, позднее Сорокиным, а в Великобритании — Тойнби. В

некоторых концепциях критика Культуры, начатая Руссо, доводилась до полного

её отрицания; выдвигалась идея «природной антикультурности» человека, а

любая Культура трактовалась как средство его подавления и порабощения

(Ницше).

С последней трети 19 в. изучение Культуры развивалось и в рамках

антропологии и этнографии. При этом складывались различные подходы к

Культуре. Положив начало т. н. культурной антропологии, английский этнолог

Тайлор определял Культуру путём перечисления её конкретных элементов, но

без уяснения их связи с организацией общества и функциями отд. культурных

институтов. Американский учёный Боас в нач. 20 в. предложил метод

детального изучения обычаев, языка и др. характеристик жизни примитивных

обществ и их сравнения, позволявший выявить исторические условия их

возникновения. Американский антрополог А. Крёбер перешёл от изучения

культурных обычаев к понятию «культурного образца»; совокупность таких

«образцов» и составляет систему Культуре. В функциональных теориях

Культуры, ведущих своё начало от английских этнологов и социологов

Малиновского и Радклифф-Брауна (т. н. социальная антропология), основным

становится понятие социальной структуры, а Культура рассматривается как

органическое целое, анализируемое по составляющим его институтам. Структуру

социальные антропологи рассматривают как формальный аспект устойчивых во

времени социальных взаимодействий, а Культура определяется как система

правил образования структуры при таких взаимоотношениях. Функции Культуры

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.