Рефераты. Набор ответов для экзаменов по философии






теоретических идеализированных конструкций и пр.

Любая форма исследования научного знания (даже если она ориентирована

непосредственно на внутренние проблемы специальной науки) потенциально

содержит в себе зародыши философской проблематики. Она неявно опирается на

предпосылки, которые при их осознании и превращении в предмет анализа, в

конечном счете, предполагают определенные философские позиции.

Законы и категории материалистической диалектики как учения о наиболее

общих, принципиальных чертах развития всех форм бытия также выступают в

качестве итога, суммы, вывода истории познания мира. Эти законы и

категории, будучи отражением объективных свойств развития, мира во всем его

многообразии, вместе с тем ориентируют и направляют научное познание. Тем

самым материалистическая диалектика выступает как философская методология

науки. Современная наука изучает объекты, которые по преимуществу являются

сложными системами, причем среди них основное место начинают занимать

системы, способные к саморазвитию. Поэтому материалистическая диалектика

как наиболее полное и всестороннее учение о развитии представляет собой и

наиболее адекватную философско-методологическую базу для научных дисциплин,

изучающих объекты такого рода.

Одна из основных задач методологического анализа заключается в

выявлении и изучении методов познавательной деятельности, осуществляемой в

науке, в определении возможностей и пределов применимости каждого из них. В

своей познавательной деятельности, в том числе и в научной, люди осознанно

или неосознанно используют самые разнообразные методы. Ясно, что осознанное

применение методов, основанное на понимании их возможностей и границ,

делает, при прочих равных условиях, деятельность человека более

рациональной и более эффективной.

Методологический анализ процесса научного познания позволяет выделить

два типа приемов и методов исследования. Во-первых, приемы и методы,

присущие человеческому познанию в целом, на базе которых строится как

научное, так и обыденное знание. К ним можно отнести анализ и синтез,

индукцию и дедукцию, абстрагирование и обобщение и т. д. Назовем их условно

обще логическими методами. Во-вторых, существуют особые приемы, характерные

только для научного познания,— научные методы исследования. Последние, в

свою очередь, можно подразделить на две основные группы: методы построения

эмпирического знания и методы построения теоретического знания.

Обще логические методы познания

Для того «чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все

его стороны, все связи и «опосредствования». Поэтому последующее изучение

предмета связано с конкретизацией общего представления о нем. Познание

постепенно, шаг за шагом, раскрывает внутренние существенные признаки

предмета, связи его элементов и их взаимодействие друг с другом. Для того

чтобы осуществить эти шаги, необходимо целостный предмет расчленить

(мысленно или практически) на составляющие части, а затем изучить их,

выделяя свойства и признаки, прослеживая связи и отношения, а также выявляя

их роль в системе целого. После того как эта познавательная задача решена,

части вновь можно объединить в единый предмет и составить себе конкретно-

общее представление, то есть такое представление, которое опирается на

глубокое знание внутренней природы предмета. Эта цель достигается с помощью

таких операций, как анализ и синтез.

. Анализ — это расчленение целостного предмета на составляющие части

(стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего

изучения.

. Синтез — это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков,

свойств или отношений) предмета в единое целое.

Объективной предпосылкой этих познавательных операций является

структурность материальных объектов, способность их элементов к

перегруппировке, объединению и разъединению.

Анализ и синтез являются наиболее элементарными и простыми приемами

познания, которые лежат в самом фундаменте человеческого мышления. Вместе с

тем они являются и наиболее универсальными приемами, характерными для всех

его уровней и форм.

Еще один общелогический прием познания — абстрагирование.

Абстрагирование — это особый прием мышления, который заключается в

отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным

выделением интересующих нас свойств и отношений. Результатом абстрагирующей

деятельности мышления является образование различного рода абстракций,

которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их

системы.

. Индукцией называется такой метод исследования и способ рассуждения, в

котором общий вывод строится на основе частных посылок.

. Дедукция — это способ рассуждения, посредством которого из общих

посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

Основой индукции являются опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе

которых собираются отдельные факты. Затем, изучая эти факты, анализируя их,

мы устанавливаем общие и повторяющиеся черты ряда явлений, входящих в

определенный класс. На этой основе строится индуктивное умозаключение, в

качестве посылок которого выступают суждения о единичных объектах и

явлениях с указанием их повторяющегося признака, и суждение о классе,

включающем данные объекты и явления. В качестве вывода получают суждение, в

котором признак приписывается всему классу. Так, например, изучая свойства

воды, спиртов, жидких масел, устанавливают, что все они обладают свойством

упругости. Зная, что вода, спирты, жидкие масла принадлежат к классу

жидкостей, делают вывод, что жидкости упруги.

Дедукция отличается от индукции прямо противоположным ходом движения

мысли. В дедукции, как это видно из определения, опираясь на общее знание,

делают вывод частного характера. Одной из посылок дедукции обязательно

является общее суждение. Если оно получено в результате индуктивного

рассуждения, тогда дедукция дополняет индукцию, расширяя объем нашего

знания.

Но особенно большое познавательное значение дедукции проявляется в том

случае, когда в качестве общей посылки выступает не просто индуктивное

обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например новая научная

идея. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой

теоретической системы. Созданное таким путем теоретическое знание

предопределяет дальнейший ход эмпирических исследований и направляет

построение новых индуктивных обобщений.

Аналогия — это такой прием познания, при котором на основе сходства

объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

Так, при изучении природы света были установлены такие явления, как

дифракция и интерференция. Эти же свойства ранее были обнаружены у звука и

вытекали из его волновой природы. На основе этого сходства X. Гюйгенс

заключил, что и свет имеет волновую природу. Подобным же образом Луи де

Бройль, предположив определенное сходство между частицами вещества и полем,

пришел к заключению о волновой природе частиц вещества.

Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко, как перенос

информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу

моделирования.

Моделирование — это изучение объекта (оригинала) путем создания и

исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон,

интересующих познание.

Модель всегда соответствует объекту — оригиналу — в тех свойствах,

которые подлежат изучению, но в то же время отличается от него по ряду

других признаков, что делает модель удобной для исследования интересующего

нас объекта.

Использование моделирования диктуется необходимостью раскрыть такие

стороны объектов, которые либо невозможно постигнуть путем

непосредственного изучения, либо невыгодно изучать их таким образом из

чисто экономических соображений. Человек, например, не может

непосредственно наблюдать процесс естественного образования алмазов,

зарождения и развития жизни па Земле, целый ряд явлений микро- и мегамира.

Поэтому приходится прибегать к искусственному воспроизведению подобных

явлений в форме, удобной для наблюдения и изучения. В ряде же случаев

бывает гораздо выгоднее и экономичнее вместо непосредственного

экспериментирования с объектом построить и изучить его модель.

Модели, применяемые в обыденном и научном познании, можно разделить на

два больших класса: материальные и идеальные. Первые являются природными

объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законам.

Вторые представляют собой идеальные образования, зафиксированные в

соответствующей знаковой форме и функционирующие по законам логики,

отражающей мир.

На современном этапе научно-технического прогресса большое

распространение в науке и в различных областях практики получило

компьютерное моделирование. Компьютер, работающий но специальной программе,

способен моделировать самые различные реальные процессы (например,

колебания рыночных цен, рост народонаселения, взлет и выход на орбиту

искусственного спутника Земли, химическую реакцию и т. д.). Исследование

каждого такого процесса осуществляется посредством соответствующей

компьютерной модели.

Научные методы эмпирического исследования

Среди методов научного исследования, как уже отмечалось, различаются

методы, свойственные эмпирическому и теоретическому уровням исследования.

Общелогические методы применяются на обоих уровнях, но они преломляются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.