Рефераты. Набор ответов для экзаменов по философии






Набор ответов для экзаменов по философии

Оглавление

Оглавление 1

Вопрос № 1 Дофилософские формы мировоззрения (мифология, магия, религия) 3

Вопрос №2 Философия, ее предмет и социальная роль 4

Вопрос №3 Основные идеи древнекитайской и древнеиндийской философии 6

Вопрос №4 Античная натурфилософия 9

Вопрос №5 Классическая древнегреческая философия (Сократ, Платон,

Аристотель) 10

Вопрос №6 Средневековая философия: общая характеристика 14

Вопрос №7 Философия эпохи Возрождения: общая характеристика 16

Вопрос №8 Философия XVII века и научная революция. 17

Вопрос №9 Философия эпохи Просвещения и метафизический материализм

21

Вопрос №10 Немецкая классическая философия 22

Вопрос №11 Философия «Западников» и «Славянофилов» 24

Вопрос №12 Философские взгляды Ф. Достоевского и Л. Толстого 26

Вопрос №13 Неклассическая философия (2-я половина XIX – XX в.): основные

принципы 27

Вопрос №14 Антропологический поворот в философии XX в. 30

Вопрос №15 Бытие как философская проблема 31

Вопрос №16 Природа и общество 32

Вопрос №17 Диалектика как учение о развитии. Законы и категории диалектики

34

Вопрос №18 Человек как единство социального и биологического. Две стороны

антропосоциогенеза 35

Вопрос №19 Проблема человека и смысл его существования 38

Вопрос №20 Индивид, индивидуальность, личность, социальные типы личности

40

Вопрос №21 Феномен свободы 43

Вопрос №22 Проблема ценностей. Типы ценностей (гедонизм, эвдемонизм,

аскетизм, утилитаризм) 44

Вопрос №23 Культура и цивилизация 45

Вопрос №24 Общество как предмет философского исследования 47

Вопрос №25 Сознание и общественная природа. Сознание и язык 48

Вопрос №26 Общественное сознание и его структура 49

Вопрос №27 Познание как предмет философского анализа 51

Вопрос №28 Чувственная и рациональная ступени познания 52

Вопрос №29 Теория истины. Диалектика абсолютной и относительной истины

57

Вопрос №30 Наука как форма духовного производства. Эмпирический и

теоретический уровни знания 58

Вопрос №31 Сущность научной теории. Взаимодействие научной теории и

практики 60

Вопрос №32 Этика науки. Проблема социальной ответственности ученого

64

Вопрос №33 Метод и методология. Классификация методов научного познания

69

Вопрос №34 Философия техники 74

Вопрос № 1 Дофилософские формы мировоззрения (мифология, магия, религия)

Понятие мировоззрения. Миф, религия и философия как исторические типы

мировоззрения: генезис, различия, грани отношений. Философия (с греч. -

любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих

принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих

законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает

обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует

познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и

эстетическое отношение человека к миру. Каждый человек сталкивается с

проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир?

Кто или что определяет эти законы развития? Какое место занимает

закономерность, а какое - случай? Положение человека в мире: смертен или

бессмертен? Как может человек понять свое предназначение. Каковы

познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить ото

лжи? Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность,

справедливость, добро и зло. Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или

иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека. Философия

призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно

сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении

личности. Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в мифологии,

религии. Эти вопросы не просто философия, а мировоззрение. Мировоззрение

шире, чем философия. Мировоззрение - система обобщенных чувствовании,

интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и

место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, самому

себе и другим людям, система не всегда осознанных жизненных установок

человека, определенной социальной группы, их убеждений, идеалов, социально-

политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и

оценок. Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения -

взаимоотношение мира природы и мира человека (в Древней Греции макрокосма и

микрокосма). Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе,

обществе, человеке. Мировоззрение - не простая совокупность знаний, не

сумма наук; она отличается от суммы наук тем, что в центр своего внимания

ставит вопрос о соотношении миропонимания как такового и такой разумной

части мироздания, как люди. По Рубинштейну, мировоззрение - показатель

зрелости личности. Для характеристики мировоззрения имеет значение

пропорциональное соотношение знаний, убеждений, верований, надежд,

настроений, норм, идеалов. Структура мировоззрения - компоненты:

познавательный, ценностно-нормативный, морально-ролевой и практический.

Познавательный компонент базируется на обобщенных знаниях. Он включает в

себя конкретно-научную и универсальную картину мира. Всякое познание

формирует мировоззренческий каркас. Понимание мировоззрения связывается

всегда с философскими взглядами. Любая философия является мировоззрением,

но не всякое мировоззрение философично. Философия - это теория

мировоззрения, она теоретически решает те или иные проблемы. Чтобы знание

приобрело мировоззренческий смысл, оно должно быть оценено, т.е. освещено

лучами нашего к нему отношения. Ценностно-нормативный компонент включает в

себя ценности, идеалы, нормы, убеждения. Главное назначение этого

компонента в том, что бы человек опирался не только на обобщенные знания,

но и мог руководствоваться общественными идеалами. Ценность - свойство того

или иного предмета, удовлетворяющего потребности людей в системе. Наверху

иерархии ценностей стоит абсолютная ценность. В религиозном мировоззрении

это бог. В этих ценностях есть обязывающий момент. Нормы являются тем

средством, которое связывает ценностно-значимое для человека с его

практическим поведением. Чтобы нормы, знания, ценности реализовались в

практических поступках и действиях, необходимо превращение в личностные

взгляды, убеждения, идеалы. Выработка психических установок на возможность

действовать. Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-

волевой составляющей. Мировоззрение - реальная готовность человека к

определенному типу поведения в определенных обстоятельствах. Мировоззрение

складывается под воздействием социальных условий, воспитания, образования.

Мерилом мировоззренческой зрелости личности являются поступки, дела. По

характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-

практический и теоретический уровень мировоззрения. Жизненный уровень часто

называется жизненной философией. Теоретический уровень - религия, традиции,

образование, духовная культура, профессиональная деятельность. Здесь очень

часто присутствуют предрассудки. К теоретическому уровню, наряду с наукой

принадлежит философия, которая претендует на теоретическую обоснованность

не только как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний

действительности, а также норм, ценностей, идеалов. Можно говорить об

исторических типах мировоззрения. Принято считать, что первое -

мифологическое мировоззрение. Это начальный тип мировоззрения, который

можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии

общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие

вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную

часть мифологии составляют космологические мифы. Большое внимание в мифах

уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня,

изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная

форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и

коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных

верований. Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с

переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип -

сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении

гармонии между миром и человеком. Наряду с мифологией существует и религия.

Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного? Воплощенные

в мифах представления тесно переплетаются с обрядами. Мифология находится в

тесном взаимодействии с религией. Спецификой религии является то, что

основой здесь является культовая система, т.е. система обрядовых действий,

направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.

Миф в той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему. С

помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви,

совести, долга, милосердия, придает им особую ценность. Вера - свойство

человеческого сознания, есть вера в идеалы в любом мировоззрении. Основная

функция религии состоит в том, чтобы помочь преодолеть человеку

относительную изменчивость его бытия, и возвысить человека до чего-то

абсолютного, вечного. Религия помогает человеку преодолеть житейские

трудности. Главная и само ценная идея - идея Бога. Из нее выводится все

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.