Рефераты. Набор ответов для экзаменов по философии






развитого человека с миром. Эту специфику марксистко-ленинская философия

усматривает в практически-преобразовательной деятельности людей,

организованных в определенные сообщества. Сознание выступает как особая

форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей

действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают

и развиваются на основе практическо-преобразовательной деятельности. Оно не

только отражает, но и творит мир.

Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает

и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и

общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие

представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской

составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это

содержание и закрепляется в их индивидуальной психике. Развитие общественно-

производственной практики, разделение труда приводит к обособлению сферы

производства сознания и дифференциации его форм.

Сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для

анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их

единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его

взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Вопрос №26 Общественное сознание и его структура

Анализ духовной жизни общества является одной из тех проблем социальной

философии, предмет которой еще не выделился окончательно и определенно.

Лишь в последнее время появились попытки дать объективную характеристику

духовной сферы жизни общества. Известный русский философ Н.А. Бердяев

подобное положение объяснил следующим образом: «В стихии большевистской

революции и в ее созданиях еще больше, чем в разрушениях, я очень скоро

почувствовал опасность, которой подвергается духовная культура. Революция

не щадила творцов духовной культуры, относилась подозрительно и враждебно к

духовным ценностям. Любопытно, что когда нужно было зарегистрировать

Всероссийский союз писателей, то не оказалось такой отрасли труда, к

которой можно было бы причислить труд писателя. Союз писателей был

зарегистрирован по категории типографских рабочих... Миросозерцание, под

символикой, которой протекала революция, не только не признавало

существование духа и духовной активности, но и рассматривало дух как

препятствие для осуществления коммунистического строя, как контрреволюция.»

(Бердяев Н.А. Самопознание. М.,1991. С.236-237.).

Поэтому на протяжении почти трех четвертей века отечественная философия

была вынуждена заниматься проблемами коммунистической идеологии, культуры

развитого социализма и т.п. и не изучала проблемы реальных духовных

процессов, протекавших в обществе.

Что же представляют собой общественное сознание и духовная жизнь

общества?

Одной из заслуг К. Маркса является выделение им из «бытия вообще»

общественного бытия, а из «сознания вообще» - общественного сознания -

одного из основных понятий философии. Объективный мир, воздействуя на

человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и

других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание.

Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём

выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный

аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим,

поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в

объективную реальность. Как известно, обыденно-практическое сознание менее

структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное

сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная

психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология. Следует

подчеркнуть, что идеология - это не всё научно-теоретическое сознание, а

только та его часть, которая носит классовый характер. Но об этом речь

пойдет ниже.

Следующий аспект рассмотрения общественного сознания - по его носителю

или субъекту. Таким образом, выделяют виды общественного сознания -

индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального

сознания является отдельный человек, носителем группового сознания -

социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа

людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Например, к феномену массового

сознания могут быть отнесены поклонники какого-то эстрадного певца,

постоянные слушатели радиостанции «Маяк». Иногда говорят, что носителем

массового сознания является толпа, но многие социологи считают, что

правильнее выделять и сознание толпы, и сознание массы. Попутно отметим,

что толпа - это люди, непосредственно соприкасающиеся друг с другом,

собравшиеся для достижения какой-либо цели, но от массы толпу отличает

непосредственный контакт, наличие лидера и совместная деятельность,

например, на митинге, демонстрации и т.п.

Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных

духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство

индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы -

нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое,

философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Конечно, подобное

структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного

сознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

Анализируя общественное сознание, социальная философия особое внимание

уделяет идеологии. Идеология - это система идей и теорий, ценностей и норм,

идеалов и директив действия. Она способствует закреплению или устранению

существующих общественных отношений. По своему теоретическому содержанию

идеология является совокупностью правовых, политических, нравственных,

эстетических и других идей, отражающих, в конечном счете, экономические

отношения общества с позиций определенного общественного класса.

Остановимся более подробно на духовной жизни общества. Под ней можно

понимать ту сферу бытия, в которой объективная, надиндивидуальная

реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную,

присущую каждому человеку.

Традиция изучения «духа» была заложена еще Платоном, который и самою

философию понимал как учение об идеях. Идеальное начало становится у

Платона первичным, а материальное - несовершенное подобие идеального.

Современная философия, хотя и основывается на многих выводах Платона,

шагнула далеко вперед и сейчас для нею актуальными являются следующие

проблемы:

. какова структура духовной жизни общества,

. каковы основные аспекты духовности,

. что такое духовное производство.

Духовная жизнь человечества проходит под воздействием материально-

экономической жизни, поэтому ее структуру можно представить аналогичным

образом. Духовная жизнь включает: духовную потребность, духовный интерес,

духовную деятельность, духовные блага. Духовная деятельность порождает

духовные отношения - нравственные, эстетические, религиозные, политические,

правовые и т.д.

Выделим основные аспекты духовности.

1. Всеобъемлющий характер духовности. Духовная жизнь человека многогранна.

Она включает в себя как рациональные, так и эмоционально-аффектные

стороны, гносеологически-когнитивные и ценностно-мотивационные моменты,

осознанные и смутно ощущаемые грани, ориентированные на внешний и

внутренний мир человека установки, а также многие другие аспекты,

уровни, состояния духовной жизни личности. Духовность вбирает в себя

все эти грани жизни человека.

2. Духовность человека как идеальность. Идеальность в целом

характеризуется тем, что содержание любых явлений мира интериоризуется

(присваивается) человеком в чистом виде, освобожденное от объективных,

материально-предметных или пространственно-временных характеристик

бытия. Огромную роль в становлении и развитии идеальности играет язык,

категорийно-понятийный строй человеческого сознания. Человеческая

духовность и есть идеальный мир, в котором человек живет, оперируя

идеальными формами.

3. Духовность как субъектный мир человека существует как внутренняя,

интимная жизнь человека. Она дана во внутреннем созерцании человека,

развертывается в его имманентном идеальном пространстве и времени.

Духовность человека целиком и полностью субъективна, она представляет

собой собственное «Я» человека, выступает как бытие, особенность этого

«Я». Духовность - субъективно-индивидуальна.

Духовность, таким образом, можно обозначить как духовную жизнь

человека, его субъективно-идеальный мир.

Сравнительно недавно в отечественной литературе появилось понятие

«духовное производство». Духовное производство - это производство сознания,

осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми

квалифицированным умственным трудом. Результатами их труда являются:

1. идеи, теории, образы, духовные ценности;

2. духовные общественные связи индивидов;

3. духовность человека.

Структура духовного производства включает в себя научные, эстетические

и религиозные виды освоения действительности.

Нужно обратить внимание на то, что хотя политика, право, мораль и

являются формами общественного сознания, но они не являются видами

духовного производства. Дело в том, что мораль и нравственность - это не

результат творческой деятельности идеологов. Идеологи, конечно, занимаются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.