Рефераты. Набор ответов для экзаменов по философии






через систему специфических для каждого уровня приемов и методов.

Один из важнейших методов эмпирического познания — наблюдение. Под

наблюдением понимается целенаправленное восприятие явлений объективной

действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах,

свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Процесс научного наблюдения является не пассивным созерцанием мира, а

особого вида деятельностью, которая включает в качестве элементов самого

наблюдателя, объект наблюдения и средства наблюдения. К последним относятся

приборы и материальный носитель, с помощью которого передается информация

от объекта к наблюдателю (например, свет).

Важнейшей особенностью наблюдения является его целенаправленный

характер. Эта целенаправленность обусловлена наличием предварительных идей,

гипотез, которые ставят задачи наблюдению. Научное наблюдение в отличие от

обычного созерцания всегда оплодотворено той или иной научной идеей,

опосредуется уже имеющимся знанием, которое показывает, что наблюдать и как

наблюдать.

Наблюдение как метод эмпирического исследования всегда связано с

описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью

определенных знаковых средств. Эмпирическое описание — это фиксация

средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах,

данных в наблюдении.

С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий,

знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную

для дальнейшей рациональной обработки (систематизации, классификации и

обобщения).

Описание подразделяется на два основных вида — качественное и

количественное.

Количественное описание осуществляется с применением языка математики и

предполагает проведение различных измерительных процедур. В узком смысле

слова его можно рассматривать как фиксацию данных измерения. В широком

смысле оно включает также нахождение эмпирических зависимостей между

результатами измерений. Лишь с введением метода измерения естествознание

превращается в точную науку. В основе операции измерения лежит сравнение

объектов но каким-либо сходным свойствам или сторонам. Чтобы осуществить

такое сравнение, необходимо иметь определенные единицы измерения, наличие

которых дает возможность выразить изучаемые свойства со стороны их

количественных характеристик. В свою очередь, это позволяет широко

использовать в науке математические средства и создает предпосылки для

математического выражения эмпирических зависимостей. Сравнение используется

не только в связи с измерением. В ряде подразделений науки (например, в

биологии, языкознании) широко используются сравнительные методы.

Наблюдение и сравнение могут проводиться как относительно

самостоятельно, так и в тесной связи с экспериментом. В отличие от обычного

наблюдения в эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание

изучаемого процесса с целью получить о нем определенные знания. Исследуемое

явление наблюдается здесь в специально создаваемых и контролируемых

условиях, что позволяет восстанавливать каждый раз ход явления при

повторении условий.

Познавательная роль эксперимента велика не только в том отношении, что

он дает ответы на ранее поставленные вопросы, но и в том, что в ходе его

возникают новые проблемы, решение которых требует проведения новых опытов и

создания новых экспериментальных установок.

Научные методы теоретического исследования

В связи с математизацией науки в ней все шире используется особый прием

теоретического мышления — формализация.

Этот прием заключается в построении абстрактно-математических моделей,

раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. При

формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования

со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о

свойствах и отношениях предметов. Таким путем создается обобщенная знаковая

модель некоторой предметной области, позволяющая обнаружить структуру

различных явлений и процессов при отвлечении от качественных характеристик

последних. Вывод одних формул из других по строгим правилам логики и

математики представляет формальное исследование основных характеристик

структуры различных, порой весьма далеких по своей природе явлений.

Особенно широко формализация применяется в математике, логике и

современной лингвистике.

Специфическим методом построения развитой теории является

аксиоматический метод. Впервые он был применен в математике при построении

геометрии Евклида, а затем, в ходе исторического развития знаний, стал

применяться и в эмпирических науках. Однако здесь аксиоматический метод

выступает в особой форме гипотетико-дедуктивного метода построения теории.

Рассмотрим, в чем состоит сущность каждого из названных методов.

При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается

набор исходных положений, не требующих доказательства (по крайней мере, в

рамках данной системы знания). Эти положения называются аксиомами, или

постулатами. Затем из них по определенным правилам строится система

выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их

основе предложений образует аксиоматически построенную теорию.

Аксиомы — это утверждения, доказательства, истинности которых не

требуется. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на

выводимые из них следствия. Следование определенным, четко зафиксированным

правилам вывода позволяет упорядочить процесс рассуждения при развертывании

аксиоматической системы, сделать это рассуждение более строгим и

корректным.

В отличие от математики и логики в эмпирических науках теория должна

быть не только непротиворечивой, но и обоснованной опытным путем. Отсюда

возникают особенности построения теоретических знаний в эмпирических

науках. Специфическим приемом такого построения и является гипотетико-

дедуктивный метод, сущность которого заключается в создании системы

дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете

выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Этот метод в точном естествознании начал использоваться еще в XVII

веке, но объектом методологического анализа он стал сравнительно недавно,

когда начала выясняться специфика теоретического знания по сравнению с

эмпирическим исследованием.

Развитое теоретическое знание строится не «снизу» за счет индуктивных

обобщений научных фактов, а развертывается как бы «сверху» по отношению к

эмпирическим данным. Метод построения такого знания состоит в том, что

сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно

развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система

подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и

конкретизируется. В этом и заключается сущность гипотетико-дедуктивного

развертывания теории.

Дедуктивная система гипотез имеет иерархическое строение. Прежде всего,

в ней имеются гипотеза (или гипотезы) верхнего яруса и гипотезы нижних

ярусов, которые являются следствиями первых гипотез.

В борьбе конкурирующих исследовательских программ побеждает та, которая

наилучшим образом вбирает в себя опытные данные и дает предсказания,

являющиеся неожиданными с точки зрения других программ.

Задача теоретического познания состоит в том, чтобы дать целостный

образ исследуемого явления. Любое явление действительности можно

представить как конкретное переплетение самых различных связей.

Теоретическое исследование выделяет эти связи и отражает их с помощью

определенных научных абстракций. Но простой набор таких абстракций не дает

еще представления о природе явления, о процессах его функционирования и

развития.

Такой прием исследования называется методом восхождения от абстрактного

к конкретному. Применяя его, исследователь вначале находит главную связь

(отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она

видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает

их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность

изучаемого объекта.

Исторический и логический методы исследования

Особые приемы исследования применяются при построении теоретических

знаний о сложных исторически развивающихся объектах. Такие объекты чаще

всего не могут быть воспроизведены в опыте. Например, невозможно в опыте

воспроизвести историю становления Вселенной, происхождения жизни,

возникновения человека.

Но тогда возникает вопрос, возможна ли вообще теория таких уникальных

объектов?

Ответ на этот вопрос и приводит нас к выявлению специфических приемов

построения теоретических знаний об исторически развивающихся объектах,

диалектики соотношения исторических и логических методов исследования.

В основе исторического метода лежит изучение реальной истории в ее

конкретном многообразии, выявление исторических фактов и на этой основе

такое мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором

раскрывается логика, закономерность его развития.

Логический же метод выявляет эту закономерность иным способом: он не

требует непосредственного рассмотрения хода реальной истории, а раскрывает

ее объективную логику путем изучения исторического процесса на высших

стадиях его развития. Объективной основой такого способа исследования

является следующая особенность сложных развивающихся объектов: на высших

стадиях развития они сжато воспроизводят в своей структуре и

функционировании основные черты своей исторической эволюции. Эта

особенность ярко прослеживается, например, в биологической эволюции, где

высокоразвитые организмы на стадии эмбрионального развития повторяют

основные черты всего хода эволюции, приведшего к появлению этих организмов

(онтогенез «повторяет» филогенез). Исторический метод дал впечатляющие

результаты в эволюционном учении Ч. Дарвина.

И логический, и исторический методы выступают как приемы построения

теоретических знаний. Ошибочно отождествлять исторический метод с

эмпирическим описанием, а статус теоретического приписывать только

логическому методу. При любом способе анализа исторически развивающегося

объекта предполагается эмпирическая база: факты реальной истории и факты,

фиксирующие особенности структуры и функционирования изучаемого процесса на

высших стадиях развития. На этой основе выдвигаются гипотезы, которые

проверяются фактами и превращаются в теоретическое знание о закономерностях

исторического процесса.

Вопрос №34 Философия техники

Хотя техника является настолько же древним явлением, как и само

человечество, а поэтому так или иначе она попадала в поле зрения философов,

как самостоятельная философская дисциплина, философия техники возникла лишь

в ХХ столетии.

C конца сороковых годов ХХ века началось обсуждение философских

вопросов техники. До немецкого философа М. Хайдеггера техника оценивалась

только положительно, как последнее, эффективное орудие, способствующее

«триумфальному шествию Разума и Добра». Хайдеггер сделал сенсационное

заявление: он первым увидел в технике величайшую опасность для человека,

поскольку человек «выдан» технике, «затребован» ею.

Ярко и наглядно ужас человека перед технической мощью показал Аурелио

Печчеи, создатель всемирно известной организации - Римского клуба -

объединившего ученых, исследующих так называемые глобальные проблемы

современности, т.е. те процессы, которые угрожают будущему человеческой

цивилизации. В книге «Человеческие качества» А. Печчеи отмечал: «Истоки

этой почти зловещей благоприобретенной мощи человека лежат в комплексном

воздействии всех... изменений, а их своеобразным символом стала современная

техника. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было - в весьма

упрощенном виде, разумеется, - представить тремя взаимосвязанными, но

достаточно устойчивыми элементами. Этими элементами были Природа, сам

Человек и Общество. Теперь в человеческую систему властно вошел четвертый и

потенциально неуправляемый элемент - основанная на науке Техника ... Так

что человек уже не в состоянии не только контролировать эти процессы, но

даже просто осознавать и оценивать последствия всего происходящего.»

(Печчеи А. Человеческие качества. М.,1985. С.68.).

Современная социальная философия изучает следующие вопросы, связанные с

техникой:

1. Что такое техника как феномен?

2. Каковы формы и пределы ее воздействия на человеческое бытие?

3. В чем общественная обусловленность техники?

4. Техника - это благо или зло для человека и всей цивилизации?

Для того, чтобы разобраться в том, что такое философия техники и что

такое техника как уникальное, единственное в своем роде явление, которое

изучает философия, осуществим краткий экскурс в историю.

Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о

технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением

Homo sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это,

конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но

во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной

организации, и, во-вторых, она не была специально ориентирована на

сознательное использование создаваемых ею знаний в технической сфере.

Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному

знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился.

«Научное» и «техническое» принадлежали фактически к различным культурным

ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное,

и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое

мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности.

Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание «Философия

техники», был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга «Основные направления

философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения»

вышла в свет в 1877 году. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон

одну из глав своей книги «О долге и добре» (1898 г.) также посвятил

«философии техники». В конце ХIХ века российский инженер П.К. Энгельмейер

формулирует задачи философии техники в своей брошюре «Технический итог ХIХ

века» (1898 г.). Однако только в ХХ веке техника, ее развитие, ее место в

обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится

предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами

инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание.

Особенно эта тематика обсуждалась на страницах журнала Союза германских

дипломированных инженеров «Техника и культура» в 30-е годы. Можно сказать,

что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность

философского осознания феномена техники. Часто попытки такого рода

осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и

перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной

среде росло критическое отношение к ходу технического прогресса в

современном обществе и внимание привлекалось прежде всего к его

отрицательным сторонам.

Таким образом, философия техники, с позиций широкого исторического

контекста, исследует феномен техники в целом и ее место в общественном

развитии.

Что же такое техника? Она представляет собой:

- совокупность технических устройств - от отдельных простейших орудий до

сложнейших технических систем;

- совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих

устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их

изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных

элементов технических систем до системного исследования и

проектирования;

- совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-

технических до теоретических научно-технических и системотехнических

знаний.

Как же философы оценивают современную технику? Прежде всего, они

констатируют, что на протяжении последнего столетия технику либо

прославляли, либо презирали, либо взирали на нее с ужасом. Почти исчез

«прометеевский восторг» (выражение известного немецкого философа К.

Ясперса) перед техникой, хотя дух изобретательства это не парализовало.

«Детская радость» перед техникой стала уделом «примитивных народов»

(выражения того же Ясперса). Вместе с тем, техника открывает перед

человеком новый мир, новые возможности существования в нем. Сравним,

например, возможности изучения иностранного языка с помощью книг-

самоучителей и с помощью компьютерных лазерных дисков. Или подготовку

рукописи книги с помощью шариковой ручки и компьютерного редактора текстов.

Как говорится, комментарии излишни.

Техника дает человеку поистине огромное расширение реального видения

мира. Не удивительно, что сейчас, как никогда прежде, бурно развивается

астрономия, опирающаяся на достижения современной науки. Благодаря

транспорту человек преодолевает пространственные ограничения.

Техника открыла перед человеком новый мир - мир дизайна. Технический

объект должен быть уже не просто целесообразным, как это требовалось от

него в прошлом. Он должен гармонично войти в интерьер человеческого жилища

и при этом отвечать возросшим требованиям безопасности пользования им.

Современная техника оказала воздействие на все сферы жизни общества:

революционные изменения претерпела сфера материального производства; даже

по сравнению с первой половиной ХХ века, значительно изменилась социальная

структура развитых стран мира; сложное и противоречивое, далеко не всегда

положительное воздействие оказала современная техническая цивилизация на

политические системы большинства стран мира; получили развитие новые виды

искусства и т. д. Техника коснулась всех сфер жизни. Она существенно

изменила самого человека, своего творца и ... заложника.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.