Рефераты. Набор ответов для экзаменов по философии






в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы

социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно

многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки

используются для разработки масштабных планов и программ социального и

экономического развития. При составлении каждой такой программы,

определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений

и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие ученых как

носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно

также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их

разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных,

естественных и технических наук.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных

проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую

проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет

одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как

истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды,

почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не

безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека.

Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в числе тех, кто

стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомы

надвигающегося кризиса и привлекли к этой теме внимание общественности,

политических и государственных деятелей, хозяйственных руководителей.

Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и

параметров экологических опасностей.

Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием средств для

решения поставленных перед ней извне целей. И объяснение причин

возникновения экологической опасности, и поиск путей ее предотвращения,

первые формулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения,

выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения — все

это в данном случае тесно связано с наукой, выступающей в функции

социальной силы. В этом качестве наука оказывает комплексное воздействие на

общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое

развитие, социальное управление и те социальные институты, которые

участвуют в формировании мировоззрения.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус

в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями

общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей

научного познания и его соотношения с другими формами познавательной

деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.). Эта проблема,

будучи философской по своему характеру, в то же время имеет большую

практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой

предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами.

Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях

развития НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует

анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными

феноменами духовной и материальной культуры.

Вопрос №32 Этика науки. Проблема социальной ответственности ученого

В науке, как и в любой области человеческой деятельности,

взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них

подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что

допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым

для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются в ходе

развития самой науки, являясь результатом своего рода «исторического

отбора», который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на

каждом этапе истории.

В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых,

общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как «не

укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной

деятельности. Скажем, как нечто подобное краже оценивается в науке плагиат,

когда человек выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим,

за свои; ложью считается преднамеренное искажение (фальсификация) данных

эксперимента.

Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты

специфических, характерных именно для науки ценностей. Первой среди них

является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно,

например, изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже», смысл

которого в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со

своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными

привходящими обстоятельствами. История науки, да и история человечества с

благодарностью чтит имена подвижников (таких, как Джордано Бруно), которые

не отрекались от своих убеждений перед лицом тяжелейших испытаний и даже

самой смерти. За примерами, впрочем, не обязательно углубляться в далекую

историю. Достаточно вспомнить слова советского биолога Н. И. Вавилова: «Мы

на крест пойдем, а от своих убеждений, но откажемся», оправдавшего эти

слова собственной трагической судьбой...

В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же

оценить полученное знание как истину либо как заблуждение. И это

обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не

требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным

знанием. Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или

иначе — логически, экспериментально и пр. — обоснованным. Ответственность

за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может

переадресовать ее кому-нибудь другому. Для того чтобы удовлетворить этим

требованиям, он должен: хорошо знать все то, что сделано и делается в его

области науки; публикуя результаты своих исследований, четко указывать, на

какие исследования предшественников и коллег он опирался, и именно на этом

фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самим. Кроме того, в

публикации ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью

которых он обосновывает полученные им результаты; при этом, он обязан дать

исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его

результатов.

Нормы научной этики редко формулируются в виде специальных перечней и

кодексов — как правило, они передаются молодым исследователям от их

учителей и предшественников. Однако известны попытки выявления, описания и

анализа этих норм, предпринимаемые главным образом в философии и социологии

науки.

В качестве примера можно привести исследование английского социолога

науки Р. Мертона. С его точки зрения, нормы науки строятся вокруг четырех

основополагающих ценностей. Первая из них универсализм — убеждение в том,

что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что

истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста,

пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует.

Требование универсализма предполагает, в частности, что результаты

маститого ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике,

чем результаты его молодого коллеги. Вторая ценность — общность, смысл

которой в том, что научное знание должно свободно становиться общим

достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им.

Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой

приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его

открытым для дальнейшего использования всеми коллегами. Третья ценность —

бескорыстность, когда первичным стимулом деятельности ученого является

поиск истины, свободный от соображений личной выгоды (завоевания славы,

получения денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны

рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель,

во имя которой проводятся исследования. Четвертая ценность — организованный

скептицизм: .каждый ученый несет ответственность за оценку

доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама

оценка стала достоянием гласности. При этом ученый, опиравшийся в своей

работе на неверные данные, заимствованные из работ его коллег, не

освобождается от ответственности, коль скоро он сам не проверил точность

используемых данных. Из этого требования следует, что в науке нельзя слепо

доверяться авторитету предшественников, сколь бы высоким он ни был. В

научной деятельности равно необходимы как уважение к тому, что сделали

предшественники (еще Ньютон говорил, что достигнутое им стало возможно лишь

постольку, поскольку он стоял «на плечах гигантов»), так и критическое

отношение к их результатам. Более того, ученый должен не только мужественно

и настойчиво отстаивать свои научные убеждения, используя все доступные ему

средства логической и эмпирической аргументации, но и обладать мужеством

отказаться от этих убеждений, коль скоро будет обнаружена их ошибочность.

Предпринятый Р. Мертоном анализ ценностей и норм науки неоднократно

подвергался уточнениям, исправлениям и даже резкой критике в специальной

литературе. При этом выяснилось, что наличие такого рода норм (пусть не

именно этих, но в чем-то сходных с ними) очень важно для существования и

развития науки, для самоорганизации научной деятельности. Безусловно,

нередки случаи нарушения этих норм. Однако тот, кто их нарушает, рискует

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.