Рефераты. Набор ответов для экзаменов по философии






изучением нравственной и моральной сферы жизни общества и человека. Но они

не создали ни одной нравственной нормы или принципа: их создание -

результат многовекового развития человеческого общежития, превращение какой-

либо рациональной нормы в требование, обращенное обществом к каждому своему

члену, для того, чтобы ассоциация людей могла поддерживать свое

существование.

Политика и право также не являются видами духовного производства,

поскольку создаваемые здесь общественные связи не являются по преимуществу

духовными. Объяснить этот вывод можно так: материальны или духовны данные

связи определяется по отношению их либо к материальным, либо к идеальным

объектам. Итак, если, например, юрист разрабатывает систему отношений к

собственности, как материальному объекту, то, следовательно, правовые

отношения собственности будут не духовными, а материальными. Политические

отношения складываются по поводу власти, а отношения власти - господства и

подчинения - это в конечном итоге тоже материальные отношения.

Наука, искусство, религия занимаются производством идей, образов,

представлений, если так можно выразиться, в «чистом» виде. В каждой из этих

форм общественного сознания реальность представляется в целостной и

специфической форме.

Словосочетание «духовное производство» не должно вводить нас в

заблуждение и вызывать попытку отождествить духовное производство с

материальным. Их различия достаточно очевидны. Различен итог производства -

материальные предметы или духовные объекты. В духовном производстве труд

индивидуален, в материальном - индивидуальный и коллективный. Наконец, не

следует забывать, что если цель жизни многих людей - материальное

богатство, то уровень духовного богатства просто не оценим.

Вопрос №27 Познание как предмет философского анализа

Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение,

отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть

познавательного отношения к миру Познавательное отношение человека к

действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его

отношений к миру. Возможность адекватного воспроизведения реальности

выступает тем самым как мировоззренческая проблема. Ее решение составляет

вторую сторону основного вопроса философии. Диалектический материализм

последовательно отстаивает положительное решение вопроса о том, возможно ли

адекватное вое произведение действительности в познавательной деятельности

человека. Специфика марксистского подхода к проблеме адекватного отражения

заключается при этом в том. что основанием и критерием истинности знания

является предметная практическая деятельность. Принципиальная позиция

диалектического материализма относительно органической связи познания и

практики была сформулирована Марксом в его «Тезисах о Фейербахе»: «Вопрос о

том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,— вовсе не

вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек

истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.

Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от

практики, есть чисто схоластический вопрос»

Всякая практическая деятельность, всякое реальное преобразование

наличие данной природной, социальной действительности и самих людей и

отношений между ними обязательно предполагает работу сознания, наличие

идеальных планов деятельности. Практика, таким образом, всегда опосредована

сознанием, идеальным, находится с ним в органическом единстве. Однако

ведущим звеном этого единства является реальное преобразование

действительности. В процессе такого преобразования, преодоления трудностей

изменяется, совершенствуется, развивается идеальный план деятельности

Знание, являющееся результатом познавательной деятельности человека, с

точки зрения марксистской философии может быть научно понято лишь как

основа идеального плана деятельности. Именно реализация идеальных планов

деятельности и образует тот мост между сознанием и действительностью,

знанием и бытием, «наведение» которого всегда было неодолимой трудностью

для различных идеалистических направлений в философии. Понимание знания как

основы идеального плана практически-преобразовательной деятельности

является исходным принципом марксистской теории познания, позволяющим

раскрыть сущность единства познания и действительности.

Функционирование знания в качестве основы идеального плана деятельности

обеспечивает возможность обратных связей от действительности к нашим

знаниям о пей. В ходе осуществления таких связей уточняются,

пересматриваются, совершенствуются человеческие знания о мире. Знание,

таким образом, является не продуктом пассивного созерцания

действительности.

Оно возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной

практической деятельности человека.

Вместе с развитием практики, с ее усложнением, внутренним

дифференцированием развивается и человеческое познание. Будучи поначалу

вплетено в ткань реальной человеческой жизни, основу которой составляет

практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном

этапе развития общества обособляется в специализированное духовное

производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и

др.) является научно-теоретическая деятельность, построение особой научной

картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании.

Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной

жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей,

памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии,

заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру,

несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, заключается в

выработке адекватного воспроизведения действительности, без которого

невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование

этого мира.

Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать

знания, являющиеся таким адекватным воспроизведением действительности,

каковы основания и критерии познавательной деятельности, в процессе которой

возникает и совершенствуется такое знание,— это и составляет

мировоззренческую природу философского анализа познания. В настоящее время

познание изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное

развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной

психологии (психологии, изучающей познавательные процессы), логики и

методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии

знания и т. д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания,

рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невозможно и

квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако

сущность познавательного отношения к миру является предметом именно

философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных

мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание

является необходимой стороной этого отношения, и само может быть понято

только в контексте последнего.

Вопрос №28 Чувственная и рациональная ступени познания

Оно возникает, функционирует и совершенствуется в процесс ее активной

практической деятельности человека.

Вместе с развитием практики, с ее усложнением, внутренним

дифференцированием развивается и человеческое познание. Будучи поначалу

вплетено в ткань реальной человеческой жизни, основу которой составляет

практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном

этане развития общества обособляется в специализированное духовное

производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и

др.) является научно-теоретическая деятельность, по строение особой научной

картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании.

Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной

жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей,

памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии,

заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру,

несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, заключается в

выработке адекватного вое произведения действительности, без которого

невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование

этого мира.

Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать

знания, являющиеся таким адекватным воспроизведением действительности,

каковы основания и критерии познавательной деятельности, в процессе которой

возникает и совершенствуется такое знание,— это и составляет

мировоззренческую природу философского анализа познания. В настоящее время

познание изучается не только философией. Сейчас происходит и интенсивное

развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной

психологии (психологии, изучающей познавательные процессы), логики и

методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии

знания и т. д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания,

рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невозможно и

квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако

сущность познавательного отношения к миру является предметом именно

философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.