Рефераты. Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей






вещи; материальная–субстрат вещи; действующая–то, что приводит в движение и

обуславливает изменения; целевая–во имя чего совершается действие.

Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы.

Материя–это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности,

акт. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть

возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью

оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без

материи. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не

сделали шар. Понятие принадлежит уму человека. Выходит, что форма–это

сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете.

Аристотель как первооткрыватель динамизма и телеологии. В своих суждениях о

материальных причинах Аристотель во многом повторял Фалеса, Анаксимена,

Анаксимандра, Гераклита, учивших, что в основе всего находятся материальные

субстанции. В учении о форме Аристотель существенно переработал концепцию

идей Платона. Еще более оригинален был Аристотель в развитых им концепциях

динамизма и цели.

Динамизм Аристотеля состоит в том, что он не забывает уде пять

первостепенное внимание динамике процессов, движению изменению и тому, что

за этим стоит, а именно переходу возможности в действительность. Динамизм

Аристотеля знаменует собой появление нового образца понимания. Во всех

случаях требуют уразумения механизмы происходящих изменений и причины,

обусловившие эти изменения. Надо определить источим движения, его

энергетическое начало, те силы, которые обеспечили движение.

Аристотель по праву гордился тем, что им была развита, при чем

содержательнейшим образом, проблема цели. Цель–по-гречески телеос. Исходя

из этого учение о цели называют телеологией. Цель есть, по Аристотелю,

наилучшее во всей природе. Главенствующая наука та, «которая познает цель,

ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае...». Конечной

инстанцией поступков людей оказываются их цели, целевые приоритеты.

Телеология, развитая Аристотелем, оказывается мощным инструментарием в деле

понимания человека, его деяний и общества.

Последняя реальность–бог. Для Аристотеля форма в своей динамике выражает

иерархичность бытия. Из меди можно изготовить много вещей, но медь остается

медью. Намного более иерархично ведет себя форма. Сравним: форма неживых

предметов–растительная форма–животная форма–форма(душа) человека. Это

сравнение поднимает нас по лестнице форм, причем значение материи

ослабевает, а формы–возрастает. А если сделать еще шаг и заявить, что есть

чистая форма, освобожденная от материи? Аристотель твердо убежден, что этот

шаг, предельный переход, вполне состоятелен и необходим. Почему? Потому что

тем самым мы обнаружили перводвигатель всего, а значит, принципиально

объяснили все многообразие фактов движения. Бог, как и все доброе и

красивое, притягивает, влечет к себе, это не физическая, а целевая,

финальная причина.

Бог Аристотеля–это перводвигатель. Это еще и ум. Почему ум? Аристотель

рассуждает по аналогии: что главнее всего в душе человека? Ум. Бог же есть

сплошное совершенство, потому он тоже есть ум, но более развитой, чем

человеческий. Бог неподвижен. Как источник движения он не имеет причину

движения, ибо нам пришлось бы за одной причиной движения открывать другую и

так далее, без конца. Бог–конечная причина движения; само это утверждение

имеет смысл, если считать бога неподвижным. Итак, бог умственно совершенен,

он источник всякого движения, неподвижен, не имеет истории, значит, вечен.

Бог Аристотеля бесстрастен, он не принимает участия в делах людей.

Бог–великолепный ум. Если человек по-настоящему возжелает быть похожим на

бога, то ему в первую очередь надлежит развивать свой ум.

Аристотель–основатель логики. В трудах Аристотеля высокой степени

совершенства достигла логика. По сути, именно Аристотель впервые изложил

логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Логику обычно

понимают как науку о законах мышления. Аристотель сумел выделить эти законы

в четкой и ясной постановке. Аристотель гордился своим учением о

силлогизме(буквально: о сосчитывании высказываний). Силлогизм состоит из

трех суждений: первое содержит общее правило, второе–особенное,

третье–вывод. Силлогизмом является, например, такое рассуждение:

(1) Если все люди смертны (2) И все греки–люди, (3) То все греки смертны.

Этика Аристотеля. Что такое счастье? Для Аристотеля этика в отличие от

физики и математики есть практическая наука.

Последней целью и последним благом является счастье. Но что такое счастье?

Счастье для Аристотеля–это не жизнь, растраченная на удовольствия,

наслаждения и развлечения, это непочести и успех и не богатство, а

совпадение добродетели человека с внешней ситуацией.

Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудостью. Аристотель

особенно высоко ценил следующие добродетели: разумная мудрость,

практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость,

правдивость, дружелюбие, любезность.

Превыше всего Аристотель ставил разумную мудрость, ибо это та добродетель,

с помощью которой постигается любая реальность, благодаря ей постижим и

бог. Гармоническим сочетанием всех добродетелей является справедливость.

Добродетелям можно и нужно научиться. Они всегда выступают серединой,

компромиссом благоразумного человека: «ни- 1 чего слишком...». Великодушие

есть середина между тщеславием и малодушием, мужество–середина между

безрассудной отвагой и трусостью, щедрость–середина между расточительностью

и скупостью и т.д.

Политология Аристотеля. В своих политических воззрениях Аристотель во

многом повторяет Платона. Формы государственного устройства Аристотель

делит на правильные(достигается польза для всех) и неправильные(имеется в

виду лишь польза для некоторых).

Правильные формы Число правящих Неправильные формы

Монархия Один Тирания

Аристократия Богатое меньшинство Олигархия

Полития Большинство Демократия

Аристотель критически относился к демократии, ибо считал, что ее принципами

являются неоправданная свобода и нищета, в том числе духовная.

№11 Схоластика- стремились рационально обосновать и систематизировать

христианское вероучение(средневековая «школьная» философия). Основные

проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога.

Проблема универсалий–проблема общих понятий(ставилась Платоном–«идеи»,

Аристотелем–«материя и форма»). В зависимости от ее решения всех ученых

делят на реалистов и номиналистов.

Реалисты–утверждали, что общие понятия(универсалии) имеют реальное

существование и предшествуют существованию единичных вещей(дом вообще

существует как и конкретный дом).

Номиналисты- считали понятия лишь именами, реально существуют лишь

отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые

нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей,

но даже не отражают их свойств и качеств.

Отцом схоластики считают Боэция(5 век) или Иоанна Скотта Эриугена(810-

77)–ирландец, жил во Франции. Между божественным откровением и разумом нет

противоречия. На пути рациональности он пытался доказать существование

бога. Недостатки познавательных усилий мешают увидеть непротиворечивость

божественных откровений. Эриугена был реалистом. Бытие а разделяет на

четыре природы:

1. Не сотворенная, но торящая–бог, как источник всех вещей: единственный

несозданный творец всего, он бесформенен, невыразим и постигается лишь

через бытие вещей.

2. Сотворенная и творящая–божественные идеи, выступающие как первичные

причины; идеальный мир создан богом из себя самого и существует вечно.

3. Сотворенная и нетворящая–чувственно–воспринимаемый мир, который есть

проявление идеального мира во множестве различных вещей.

4. Не сотворенная и не творящая–бог, воспринимаемый как конечная цель всех

вещей.

Вторая и третья природы не имеют самостоятельного существования и не

отличаются по–существу. Образование вещей Э. связывает с грехопадением

человека, при котором происходит отпадение человека от бога. Но с течением

времени наступает искупление и возвращение всех вещей к богу. Система Э. по-

своему существу пантеистическая, была осуждена католической церковью.

Ансельм Кентерберийский(1033–1109)–подобно Августину утверждал, что вера

должна быть выше разума: следует «верить, чтобы понимать», однако вера

может быть «рационально» обоснована. Христианские догматы для А.–незыблемая

истина, правда, их следует рационально осмысливать, чтобы укрепить

верующего человека в его вере. «Вера ищет разума»–суть его воззрений. «Я

верую в бога, но вера д. иметь оправдание в разуме»–1-й вывод из тезиса.

«Верую, чтобы понимать»–2-й вывод. Он положил начало проблеме предпосылок

знания(существует ли предзнание?). Божественное откровение подготавливает

научное познание. А. Связал тесно теологию с философией.

Иоанн Росцелин(1050–1120)–Франция. Был крайним номиналистом, обвинен в

ереси. Истолковывал святую троицу как совокупность трех отдельных богов(бог

един в трех лицах, значит понятие «бог» относится ко всем ипостасям,

следовательно, существует три бога). Он утверждал, что общие понятия–только

имена, названия, просто «сотрясения воздуха». Реально существуют только

единично чувственно воспринимаемые вещи.

Пьер Абеляр(1079–1142)–французский философ и теолог. Происходил из богатой

семьи, стал отличным полемистом(диспут появился в средние века.

Христианство давало постулаты, а философы разъясняли скрытый в них смысл).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.